Профиль

Страх продавать свои услуги: почему мы боимся самореализации

Карьерный и финансовый рост всегда требует от нас идти в неизведанное: совершать новые – возможно, более сложные – действия, по-новому выстраивать рабочий процесс, определять новую стоимость нашей работы. Практикующий психолог-психотерапевт Александра Гейфман рассказала о наиболее распространенных страхах, мешающих на этом пути – страхе новизны и синдроме самозванца.

Все новое – это стресс

Наш мозг так устроен: мы стремимся к стабильности в жизни, и любые перемены – даже благоприятные – пугают, потому что результат непредсказуем. Новизна – всегда стресс, поэтому даже повышение дохода мы можем саботировать. Например, рискнув повысить стоимость услуги, мы не знаем, как на это отреагируют постоянные клиенты – в таком случае гораздо комфортнее оставить все, как есть. Другой вопрос: действительно ли вы этого хотите?

За страхом новизны скрываются разные проблемы: не до конца пережитые события прошлого, взаимоотношения с гиперопекающими родителями и многое другое. Сопротивляться переменам можно бесконечно, но единственное лекарство от этого страха – поддаться ему. Если вам страшно, вспомните ваши успехи: возможно, вы несколько раз меняли работу, и уходя со старой, думали, что вас никуда не возьмут. Но вас взяли – присвойте себе этот опыт.

В психологии часто выделяют несколько субличностей: среди них есть внутренний ребенок и внутренний взрослый. Когда мы говорим о страхе самореализации, важно понимать, что боится внутренний ребенок. Внутренний взрослый – зарабатывает.

Синдром самозванца

Хотя бы раз в жизни, но все с этим сталкиваются: чувство собственной некомпетентности, нежелание приписывать себе свои же достижения и игнорирование своего профессионализма. Синдром самозванца тормозит развитие личности: учиться чему-либо можно всю жизнь, так и не начав строить карьеру, о которой вы мечтали.

Ориентироваться на других в профессиональном плане – нормально, но только когда это не перерастает в обесценивание ваших собственных качеств. Когда вы сравниваете себя с другими, вы делаете из себя функцию. В такие моменты помните, что услугу или товар, который вы продаете, можно купить где и у кого угодно. Когда люди выбирают приобрести что-то у вас, значит, им близко ваше видение и ваше состояние: они покупают доступ к вам как к человеку.

Сталкиваясь с синдромом самозванца или со страхом новизны, попробуйте выполнить следующее упражнение:

  1. Оцените страх по шкале от 0 до 10 по интенсивности
  2. Оцените страх по шкале от 0 до 10 по уровню объективности и реалистичности

А затем задайте себе вопросы:

  1. Какие есть варианты, кроме пугающего развития событий?
  2. Как я могу минимизировать вероятность худшего исхода?
  3. Что я буду делать, если худший сценарий воплотиться?

Еще один совет: начните с малого и создайте прецедент, на который впоследствии ваша психика сможет опереться. Например, попробуйте повысить стоимость для одного клиента. Если человек продолжит пользоваться вашей услугой, значит, вы можете поднимать свой чек и для остальных: доступ к вам уже готовы приобрести за более высокую цену.

Самое читаемое
Exit mobile version