Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Ножи Трампа: чем грозят России "самые жесткие" санкции, введенные США и ЕС

Это самые болезненные ограничения, которые Вашингтон и Брюссель вводили против нашего ТЭК за последние годы, – так эксперты оценивают рестрикции, утвержденные президентом США Дональдом Трампом, и 19-й пакет санкций от Евросоюза. Под ударом на сей раз оказались крупнейшие экспортеры российской нефти – компании «Роснефть» и «Лукойл», в сумме на них приходится более половины зарубежных поставок. Покупатели российского сырья в замешательстве: нефтеперерабатывающие компании Китая и Индии вынуждены были приостановить закупки в ожидании разъяснений своих правительств. «Профиль» выяснил, смогут ли отечественные нефтяники справиться с новыми вызовами.

©Еvgenii Mitroshin/Shutterstock/FOTODOM
Содержание:

Такого еще не было?

Сюрприз от Дяди Сэма вышел действительно неприятным: Минфин США включил в санкционные списки две крупнейшие нефтяные компании РФ – «Лукойл» и «Роснефть», а также их «дочек». С 21 ноября 2025-го гражданам и финансовым учреждениям Америки, а также других стран под угрозой вторичных санкций запрещено взаимодействие с указанными компаниями и с их дочерними предприятиями. Предполагается также, что «Лукойл» и «Роснефть» не смогут больше осуществлять международные транзакции в американской валюте.

Евросоюз, в свою очередь, ужесточил запрет на сделки с «Роснефтью» и «Газпром нефтью», запретил импорт российского СПГ (сжиженного природного газа): по долгосрочным контрактам – с января 2027 года, а по краткосрочным – через полгода. Кроме того, введены санкции против 117 судов теневого флота, заблокированы реестры флагов и судостроители, которых подозревают в обеспечении работы танкеров, перевозящих российскую нефть в обход санкций, и так далее.

Опустили потолок: как Вашингтон и Брюссель пытаются давить на покупателей российской нефти

Из всех санкционных инициатив Брюсселя и Вашингтона самыми неприятными для Москвы являются рестрикции против «Лукойла» и «Роснефти». Ведь это наши главные экспортеры черного золота, в сумме обеспечивающие до 60% нефтяного экспорта РФ.

Сразу же после оглашения новых ограничений нефтеперерабатывающие госкомпании Китая и Индии приостановили закупки российского сырья. Впрочем, эксперты подчеркивают, что речь идет именно о приостановке закупок, а не об отказе от них. Импортеры этих двух стран ждут директив от своих правительств, как им действовать дальше в сложившейся ситуации.

«Китай, скорее всего, продолжит закупки российской нефти без каких-либо сокращений», – пояснил «Профилю» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Ведь для Поднебесной приобретать санкционную нефть – дело привычное. Достаточно вспомнить историю с Ираном: после того как в 2018 году США возобновили санкции против этой страны, а в 2019-м и 2020-м ужесточили их, Пекин стал единственным покупателем иранской нефти. Вероятно, аналогичным образом китайские власти поступят и в отношении наших поставок, тем более что технологии обхода санкций в Поднебесной давно отработаны.

Еще одно важное обстоятельство в пользу продолжения торговли в привычном режиме: сделки между Москвой и Пекином осуществляются в национальных валютах – юанях и рублях. Вернее, торговля между нашими странами представляет собой нечто вроде бартера или взаимозачетов, поскольку товаропотоки, идущие из РФ в КНР и обратно, в денежном выражении примерно равны. Так, в 2024 году российский экспорт в Китай составил $129,3 млрд, а встречные поставки оцениваются в $115,5 млрд. Поэтому запрет Вашингтона на осуществление «Лукойлом» и «Роснефтью» транзакций в американской валюте в случае с КНР особой роли не сыграет.

Почему Индия не Китай

С Индией ситуация сложнее. Именно сейчас Нью-Дели пытается договориться с Вашингтоном по вопросам таможенных пошлин. В сентябре этого года стороны возобновили диалог о новом торговом соглашении, который был прерван после того, как Дональд Трамп подписал указ о введении дополнительной 25%-ной пошлины на индийские товары (общий размер пошлины в результате достиг 50%). Как уверяло агентство Bloomberg, одним из условий снижения или обнуления пошлин американская делегация ставит отказ от покупок Индией российской нефти.

Правда, такой шаг может дорого обойтись местным нефтяникам: французская исследовательская компания Kpler подсчитала, что расходы индийских НПЗ в случае отказа от российского сырья вырастут примерно на $10 млрд. Пока Нью-Дели пытается найти компромисс, который устроил бы всех: увеличивает покупки углеводородов у США и одновременно сокращает импорт из РФ. В октябре 2025-го ежедневные закупки американской нефти выросли до 540 тыс. баррелей в сутки – это максимальный объем с 2022 года. Импорт российского сырья в сентябре сократился на 14,2% (год к году), до 1,62 млн баррелей в сутки. Ранее, с апреля по сентябрь, индийские НПЗ снизили покупки российской нефти в годовом исчислении на 8,4%.

Баррель упал ниже прогнозов: чем грозит российской экономике дешевая нефть

Ситуация осложняется тем, что санкции против «Роснефти» и «Лукойла» серьезно ограничивают возможности взаимных расчетов между продавцами из РФ и индийскими покупателями. С 2023 года между нашими странами идут непростые переговоры о торговле в национальных валютах. Но достичь соглашения не удается – главной расчетной единицей по-прежнему остается доллар США. Использование взаимозачетов по китайскому образцу в случае с Индией невозможно из-за серьезного дисбаланса в двусторонней торговле. В 2024 году объем российского экспорта в эту страну оценивался в $65,7 млрд, а импорт – лишь в $4,9 млрд. Разница – в 13 с лишним раз! Если Китай поставляет нам весь спектр промышленных товаров – от автомобилей до кастрюль, то индийский товаропоток ограничивается главным образом фармацевтикой и сельхозпродукцией.

«У нас огромные поставки нефти в Индию, примерно 45% нашего нефтяного экспорта, на миллиарды долларов, а перейти на расчеты в национальных валютах не получается», – посетовал Алексей Громов.

Стационарная платформа компании "Лукойл" на нефтегазоконденсатном месторождении имени Владимира Филановского

Стационарная платформа компании «Лукойл» на нефтегазоконденсатном месторождении имени Владимира Филановского

Евгений Одиноков/РИА Новости

Предпринимались попытки продавать российскую нефть индийцам за юани: в 2023 году местные НПЗ приобрели несколько партий сырья, расплатившись за это китайской валютой. Однако такая практика не понравилась официальному Нью-Дели – как известно, отношения между КНР и Индией весьма натянутые. Правда, в последнее время в них наметилось потепление, и российские нефтетрейдеры снова стали просить индийских коллег расплачиваться с ними в юанях – об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники среди участников рынка. И вроде как НПЗ, принадлежащий госкомпании Indian Oil Corp., даже оплатил юанями две или три партии нефти.

Тем не менее в краткосрочной перспективе перед отечественными нефтяниками стоит серьезный вызов: нужно найти альтернативные схемы и выстроить новую систему взаиморасчетов с индийскими партнерами, не понеся при этом существенных потерь.

Пока эксперты сходятся в том, что Индия не откажется полностью от импорта российской нефти, но сократит его. «Поставки нашей нефти в Индию после 21 ноября могут просесть. Не скажу, что радикально, но статистически значимо», – говорит Алексей Громов. Разумеется, это приведет к дополнительному снижению нефтегазовых доходов Российской Федерации.

Сокращение закупок возможно, прекращение – нет, особенно если учесть, что индийская «нефтянка» работает как своеобразный хаб по переработке и транспортировке российской нефти на Запад, заявил «Профилю» руководитель Центра Индоокеанского региона Института мировой экономики и международных отношений Алексей Куприянов. Конечно, Трамп и европейские политики весьма сильно давят на индийское руководство, но и индийцам не улыбается покупать нефть по заведомо завышенным ценам. Кроме того, есть политические соображения: индийские власти не хотят показать, что готовы «по первому щелчку американцев» выполнять те или иные условия. «Это вызовет неприятную реакцию внутри страны. И без того оппозиция обвиняет Моди, что он слишком уж прислушивается к американским требованиям», – говорит Куприянов.

Плевали на ваши запреты!

Зато окончательный отказ ЕС от российского газа и новые рестрикции еврочиновников против теневого флота особой озабоченности не вызывают. Старый Свет давно хотел прекратить покупки наших энергоносителей – правда, он думал сделать это с 2028-го, а теперь сдвинул срок на один год. Однако в целом ситуация понятная, и российские компании к ней готовились; к тому же в запасе есть достаточно времени, чтобы адаптироваться к новой реальности. А она такова: нужно перенаправить отечественный СПГ – это 15 млн тонн, или 20 млрд кубометров, – на альтернативные рынки. По словам Алексея Громова, основным покупателем наверняка станет Китай, «которому наш сжиженный газ нужен». Другое дело, что изменение логистики приведет к увеличению транспортного плеча, как следствие, поставки в КНР будут гораздо менее маржинальны, чем поставки в Европу.

Охота за тенью: еврочиновники и диверсанты против российского "теневого флота"

Теперь об ограничениях против 117 судов, введенных брюссельскими бюрократами. Общее количество танкеров, находящихся под санкциями Евросоюза, США и Британии, достигло 557, что составляет около двух третей так называемого теневого флота – по экспертным оценкам, он насчитывает порядка 960 судов. Казалось бы, как много! Но есть нюанс: западные рестрикции не способны убрать танкеры с рынка совсем. У «санкционного» танкера лишь отзывается страховка, выписанная европейскими страховыми компаниями, ему запрещается обслуживаться в европейских портах, запрещается возить нефть куда-либо, кроме РФ и ее контрагентов. Не проблема – операторы и владельцы таких судов просто целиком переквалифицируются на обслуживание российской «нефтянки» и будут осуществлять челночные рейсы между портами России и Китая или Индии.

Как итог: новые запреты США и ЕС не остановят российскую торговлю нефтью и газом, но объемы доходов от этого бизнеса почти наверняка снизятся. Преодолевать санкционные ограничения, выстраивать новые маршруты и создавать альтернативные механизмы расчетов – удовольствие недешевое.

Самое читаемое
Exit mobile version