Профиль

Платформам подведут закон: отношения интернет-площадок и работников снова хотят урегулировать

Минэкономразвития подготовило законопроект о маркетплейсах и надеется в ближайшие месяцы внести его в Госдуму. Власти уже не первый год пытаются законодательно отрегулировать бурно растущий сектор, но дальше разработки многочисленных инициатив дело не идет. Насколько велики шансы получить устраивающий все заинтересованные стороны документ на этот раз?

такси

©Дмитрий Коробейников/PhotoXPress
Содержание:

Проект первый: платформенная занятость

В конце пандемии, давшей мощный стимул развитию онлайн-экономики, рабочая группа при думском комитете по труду и социальной политике начала писать новый закон «О занятости в РФ». Участвовали депутаты, сенаторы, представители Минтруда, профсоюзы и объединения работодателей. В документе планировалось впервые закрепить понятие «платформенная занятость».

Закон приняли в 2023 году, он уже вступил в силу. Но при доработке текста упоминание о платформенной занятости из него исчезло – члены рабочей группы обещали разработать специальный законопроект на сложную тему к весне 2024-го. Потом дедлайн перенесли на 1 октября, но и в новые сроки уложиться не удалось.

Руководитель рабочей группы, замглавы фракции ЕР в Госдуме Андрей Исаев рассказал «Профилю», что дискуссии «тщательно, в спокойном режиме» продолжаются. Одна из самых сложных проблем – найти компромисс по вопросу о том, являются ли отношения между цифровыми платформами и теми, кто на них работает, трудовыми или гражданско-правовыми.

«Считать платформу в полной мере работодателем едва ли можно, но определенные признаки трудовых отношений – вроде поручений, которые платформа дает, и дисциплинарных требований, которые она предъявляет, – тут налицо», ¬– полагает депутат. Особенно это касается постоянно работающих на платформах (например, таксистов): они подчиняются агрегаторам, выполняют обусловленную работу, зависят от платформ в заработке. Совсем другая история – те, кто эпизодически подрабатывает ремонтом либо предоставлением других услуг, продает на Avito свою одежду, коляски или старую мебель.

Работодатели убеждены, что их отношения с работниками гражданско-правовые, хотя и с особенностями, и основным регулятором тут должен быть Гражданский кодекс. А профсоюзы считают, что к отдельным категориям работников цифровых платформ применимы нормы Трудового кодекса.

Гипермаркеты цифровой эпохи: как маркетплейсы меняют наше представление о розничной торговле

Не нашла окончательного решения и проблема социального страхования. Те, кто на платформах подрабатывает, не хотят, чтобы с их заработка взимались страховые взносы, потому что это уменьшает доходы. Постоянные же работники заинтересованы в медицинском и пенсионном страховании и прочих гарантиях.

Так как за работающих на платформах не платятся социальные взносы, их зарплата начинает «непропорционально расти, оказываясь сильно выше, чем у постоянных работников в организациях и на предприятиях, что создает диспропорцию в экономике», объясняет Исаев. «Мы рассчитываем в осеннюю сессию внести в Госдуму документ, поддержанный сторонами социального партнерства», – говорил он совсем недавно.

Стороны социального партнерства – это правительство, объединения профсоюзов и объединения работодателей. В обсуждении проекта участвует и созданная на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Ассоциация цифровых платформ – саморегулируемая структура, в которую вошли крупнейшие игроки рынка: «Авито», «Газпромнефть», «Сбер», «Яндекс», Ozon, Wildberries, YouDo.

Проект закона «О платформенной занятости» широкой публике еще не представлен.

Проект второй: маркетплейсы

Осенью 2023 года группа депутатов-справороссов внесла в Госдуму законопроект, предлагающий урегулировать деятельность цифровых платформ путем внесения изменения в уже действующие законы «Об организации торговой деятельности» и «О защите прав потребителей».

Понятие, которым оперируют авторы инициативы, – «агрегатор информации о товарах (услугах)», или маркетплейс. Из пояснительной записки следует, что заняться этой темой их побудила «серия происходящих в 2022–2023 годах событий, связанных с действиями владельцев платформ в отношении их партнеров, сотрудников и потребителей», – забастовки водителей «Яндекс такси» и конфликты владельцев пунктов выдачи Wildberries с руководством.

Депутаты предлагали прописать порядок применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) с обязательным направлением в адрес продавца или владельца пункта выдачи мотивированного письменного уведомления. Есть в тексте и запрет на продажу собственных товаров маркетплейсом, оборот которого превышает 150 млрд рублей, а аналогичные товары представлены на этой площадке. Отношения между платформой и ее контрагентами и потребителями инициатива признавала гражданско-правовыми.

Правительство проект не поддержало. В официальном отзыве кабмина, в частности, говорится, что идея не чаще раза в год пересматривать условия договора владельцев маркетплейсов с контрагентами, причем по соглашению сторон и с предупреждением о намерении изменить договор не менее чем за 30 дней, «не учитывает сезонность в продаже товаров, возможность изменений рыночной конъюнктуры, логистических цепочек и иные факторы, которые могут потребовать от агрегатора информации изменения тарифов и комиссий».

Профильный думский комитет по промышленности и торговле своего мнения до сих пор не высказал.

Отношения между платформами и работниками-продавцами Минэкономразвития предлагает признать гражданско-правовыми

Артем Геодакян/ТАСС

Проект третий: агрегаторы информации о товарах

Гораздо оптимистичнее выглядели до недавнего времени перспективы другого законопроекта, внесенного в Госдуму в марте 2024 года за подписями главы комитета по экономической политике Совета Федерации Андрея Кутепова и главы думского комитета по промышленности и торговле Владимира Гутенева (ЕР). Еще в середине сентября Гутенев говорил: «Законопроект многоаспектный, сложный. Предстоит много работы. Предполагаем, что задача принять его в осеннюю сессию будет выполнена». А Кутепов, отвечая на вопрос «Профиля», оценивал шансы на это как «высокие».

Авторы решили ограничиться регулированием лишь части платформенной экономики, представленной «агрегаторами информации о товарах». Особо подчеркивалось: на отношения по организации и размещению предложений на выполнение работ и (или) оказание услуг в интернете, а также на онлайн-магазины, не являющиеся агрегаторами, новые требования распространяться не будут.

Необходимость унифицировать правила работы агрегаторов информации о товарах в пояснительной записке объяснялась резким ростом количества сделок купли-продажи через маркетплейсы (по данным Минпромторга на январь 2024-го, только за последние пять лет их оборот вырос в пять раз, а доля в общем объеме интернет-торговли уже к июню 2023-го превысила 50%), что в отсутствие четких правил игры имеет негативные последствия вроде недобросовестного поведения владельцев платформ. «Наличие специального регулирования <…> стимулирует возможность выхода российских онлайн-сервисов в сфере электронной торговли на международные рынки», – утверждали подписавшие инициативу.

Требования к платформам тут разделены на обязательные для всех (вроде запрета на продажу определенных товаров, запрета требовать от покупателя деньги при возврате товаров) и специальные, которые касаются только значимых участников рынка, посредством которых совершается более 20% сделок. Им, в частности, планировалось запретить уведомлять контрагентов об изменениях в условиях договоров позднее чем за 30 дней и брать за свои услуги более 10% от общей стоимости товара.

Андрей Кутепов сообщил, что в разработке документа участвовали представители самих маркетплейсов, а также Минэкономразвития и Минпромторг. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов подтвердил «Профилю», что позиция объединяющей более 80 компаний организации была доведена до авторов законопроекта и заинтересованных федеральных ведомств. «Определенные бизнес-практики требуют законодательного закрепления, а подходы к регулированию должны соответствовать запросам всех участников рынка, включая продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов, службы доставки, и самих площадок», – отметил он.

Инициатива Кутепова–Гутенева включена в примерную программу работы Госдумы на ноябрь 2024 года. Но в конце сентября о разработке своего законопроекта объявило Минэкономразвития, причем в ведомстве надеются, что принят будет лишь он один, другие не потребуются.

Проект четвертый: платформенная экономика

Глава Минэкономразвития Максим Решетников, выступая в Совете Федерации, привел такие данные: за пять лет оборот розничной электронной коммерции вырос в шесть раз, в секторе заняты более 3 млн человек и более 400 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. По его словам, подготовленный по поручению правительства законопроект «О платформенной экономике» стал ответом на запрос о формировании прозрачных и честных правил игры.

«С одной стороны, всегда есть риски в регулировании быстро растущих секторов – это порой замедляет рост. С другой – быстрый рост ломает многие типовые бизнес-практики, которые отрегулированы, и зачастую дает быстро растущему новому сектору необоснованные конкурентные преимущества», – подчеркнул министр. В качестве такого преимущества он назвал отсутствие ответственности агрегатора за качество товара.

Недовольны в правительстве и практикой частого изменения условий договора с продавцами без уведомления последних. По данным СМИ, только за пять месяцев 2024 года Wildberries, например, изменил договоры с продавцами 12 раз, Ozon – 13 раз.

Если бы депутаты и сенаторы не писали свои законопроекты и не требовали регулирования, возможно, правительство еще долго бы просто смотрело, а теперь, мол, понятно, что тема назрела и перезрела, объяснял Решетников.

Минэкономразвития предлагает создать единую систему регулирования с общей системой понятий для всех цифровых платформ, посреднических в том числе, и обязать их обмениваться информацией с Федеральной налоговой службой (ФНС), чтобы предотвратить недобросовестное использование режима самозанятости при перепродаже товаров.

Концепция законопроекта, по словам министра, согласована с Минцифры, Минпромторгом и направлена на согласование в разные ведомства. О позиции Минтруда он высказался уклончиво: «Считаем, что с ними тоже нашли компромисс». Получив отзывы ведомств, правительство решит, давать ли добро. Если это случится в октябре, как надеется Решетников, до конца года законопроект может быть внесен в Госдуму.

Особенности трудовых отношений

Вариант инициативы Минэкономразвития, обсуждение которого начато, еще не окончательный, текст его не опубликован. Уже известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) настаивает на существенной доработке предложенной редакции. По мнению ФАС, отдельные положения законопроекта дают преимущества платформам перед контрагентами, усложняют регулирование агрегаторов такси и могут привести к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли.

Отношения между платформами и работниками-продавцами Минэкономразвития предлагает признать гражданско-правовыми. С оговорками: платформы будут иметь право (но не обязаны) предоставлять исполнителям платный страховой пакет и прочие социальные гарантии, а тем, кто готов добровольно в таких программах участвовать, обещаны разного рода льготы и преференции. При этом на платформы возложат обязанность контролировать количество рабочих часов исполнителей, условия их труда, если речь идет о вредном и опасном производстве, и максимальный объем физических нагрузок.

По некоторым сведениям, в этой части проект Минэкономразвития мало чем отличается от последней версии законопроекта о платформенной занятости, который почти два года разрабатывается на площадке Госдумы с участием Минтруда. Минтруд ситуацию еще не комментировал.

Профсоюзы также пока не изучили детали предложений Минэкономразвития. Но в целом их позиция неизменна. «Законопроект, который считает такие отношения чисто гражданско-правовыми, принимать неправильно. Нужно прописать особенности трудовых отношений платформенных занятых и внести соответствующие изменения в Трудовой кодекс», – сказал «Профилю» секретарь ФНПР Олег Соколов.

Самое читаемое
Exit mobile version