В 2025 году Центр экономической экспертизы Высшей школы экономики (ЦЭЭ ВШЭ) опубликовал исследование, согласно которому бюджет ежегодно теряет около 12 млрд руб. налогов от оборота неучтенной кондитерской продукции. Основную часть этой суммы составляет недоимка по налогу на прибыль – 7,4 млрд руб.
Исходя из стандартной ставки налога на прибыль в 25%, объем неучтенной выручки оценивается в 29,6 млрд руб. При общем объеме рынка шоколадных изделий в 2024 году, составляющем 2,1 трлн руб., доля неучтенной продукции – примерно 1,4%.
Таким образом, расчетные данные свидетельствуют о крайне низкой доле фальсификата на рынке шоколадной продукции. Между тем, по оценкам ЦРПТ, расходы на внедрение обязательной маркировки в отрасли могут составить до 30 млрд руб. в год, что значительно превышает оцениваемые потери бюджета.
В отраслевой практике оценки целесообразности маркировки принято ориентироваться на порог в 10%: при меньшей доле нелегального оборота, а также при несоразмерности затрат и потенциального эффекта внедрение обязательной маркировки считается экономически необоснованным.
В случае шоколадной продукции одновременно соблюдаются оба условия: низкая доля фальсификата и превышение расходов над потенциальными бюджетными поступлениями. Участники рынка подчеркивают, что вопрос внедрения обязательной маркировки требует дополнительного обсуждения с учетом реальных масштабов проблем в отрасли и соотношения затрат и выгод. По мнению экспертов, важно выстраивать регуляторные меры на основе объективных данных и реальной экономической целесообразности.