Профиль

Мутные источники доходов

Совет Федерации взялся за минералку Северного Кавказа

Информация носит ознакомительный характер, необходимо проконсультироваться со специалистом/врачом

Фальсификация минеральной воды под известными марками - проблема далеко не новая. Вопросом качества продукции потребители задаются снова и снова, но избавить рынок от контрафакта пока не удается. Эксперты отрасли между тем бьют тревогу: объемы минералки на полках магазинов уже давно превышают возможности действующих скважин.

©

Купив подделку, потребитель в лучшем случае выкинет на ветер кровно заработанные деньги, но порой контрафакт может представлять реальную опасность для здоровья. Ситуацией озаботились на самом верху: разобраться с поддельной минералкой потребовали в Совете Федерации.

Тема контрафактной минеральной воды обсуждалась 16 января на последнем пленарном заседании верхней палаты парламента. В ходе правительственного часа спикер Совфеда Валентина Матвиенко лично обратилась к министру по делам Северного Кавказа Сергею Чеботареву и попросила чиновника решить проблему производства контрафакта в регионе.

Парламентарий поинтересовалась у министра, как так получилось, что лицензии и патенты на производство минеральной воды были отданы тем, кто не имеет к ним доступа. В итоге, посетовала спикер, потребители получают воду сомнительного качества. “Почему с этим никто не разбирается? Вопросы требуют скорейшего решения», - сказала Матвиенко.

Сложившуюся ситуацию она назвала "беспорядочным поведением". По словам спикера, распространение контрафакта несет опасность для людей, а доходы от подобной продукции идут мимо бюджетов регионов Северного Кавказа. В итоге их развитие замедляется, перестают создаваться новые рабочие места, заявила Матвиенко.

Произвести поддельную минералку очень просто, никакого специального оборудования не требуется. Достаточно тары, воды из-под крана и соды. Простоту изготовления контрафакта эксперты называют одной из причин распространения незаконной продукции. Потребитель же отличить настоящую минералку от поддельной не может - внешне оригинал и контрафакт выглядят абсолютно одинаково.

Масштабы распространения поддельной минералки стали настолько угрожающими, что в конце декабря Роспатент был вынужден лишить шестерых производителей права пользоваться названиями "Ессентуки №4" и "Ессентуки №17" - одних из самых популярных брендов минеральных вод в России. Причина - отсутствие доступа к Ессентукскому месторождению. Минералка продавалась под брендом "Ессентуки", но реальное место ее добычи неизвестно.

Показателен случай с одним из производителей минеральных вод Ставрополья. В ноябре прошлого года против него возбудили уголовное дело о подделке "Ессентуков". По версии следствия, выпуск контрафактной воды организовали сотрудники предприятия, включая директора. Вода, добытая за пределами Ессентукского месторождения, продавалась под видом "Ессентуков 17". Правоохранители приводят шокирующие цифры: с января 2016 по июнь 2018 было продано около 17 миллионов бутылок поддельной минералки, а ущерб от незаконной деятельности составил 400 миллионов рублей.

И такова ситуация не только с «Ессентуками», но и с некоторыми другими популярными марками минеральных вод. На уже упомянутом заседании Совета Федерации Валентина Матвиенко напомнила о большом количестве патентов на производство воды, выданных в прошлые годы. Спикер верхней палаты призвала лишать лицензий компании, не обладающие доступом к источникам минеральных вод. "Если добывается из скважины, условно, 50 тонн воды, а продаётся 150 - то, понятно, что 100 из них - контрафакт, и этим уже должны правоохранительные органы заниматься", - подчеркнула глава Совфеда.

Спикер уже давно пытается обратить внимание руководства профильных федеральных служб и агентств на ненормальность ситуации, сложившейся на рынке минеральных вод. Так, в декабре 2018 Валентина Ивановна на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности высказала обеспокоенность отсутствием должного контроля за качеством и наличием уникальных свойств у популярных марок бутилированных минеральных вод, предлагаемых российскому потребителю. « Вы или наивный, или давно Архыз не пили … мы пьем воду непонятно какую», сказала Матвиенко.

В самом деле, что сейчас предлагается российскому потребителю под видом «Архыза»? У ЗАО "Висма", компании-производителя популярной минеральной воды "Архыз", хорошо известной российскому потребителю по зеленым бутылкам, дела обстоят не очень - уже почти три года она находится в состоянии банкротства. В мае 2016 года Сбербанк подал в Арбитражный суд Карачаево-Черкессии иск против "Висмы" на 1,81 миллиарда рублей. Владелец компании Валерий Герюгов был поручителем по кредитам, которые Сбербанк выдавал компаниям "Висмы". Однако заемщики обслуживать обязательства отказались. В залоге у финансовой структуры оказались недвижимость, акции, товарные знаки и производственные мощности "Висмы".

В октябре 2018 года Арбитражный суд Карачаево-Черкессии запретил этой компании добывать воду, а скважина №130-К, где также добывалась минеральная вода под брендом "Архыз", была законсервирована самим производителем. Спустя две недели эта и другие скважины была включены в список реализуемого имущества, объявление о торгах появилось на сайте Единого реестра сведений о банкротстве. С молотка идет не только участок добычи минеральной воды, но и здания, оборудование, право аренды, торговые знаки.

А теперь самое интересное. Несмотря на запрет добычи, банкротство, распродажу имущества и консервацию скважин, зелёные бутылки с "Архызом" из магазинов никуда не делись. Продукция этой марки по-прежнему стоит на прилавках супермаркетов. Возникает резонный вопрос: откуда водичка? Ведь если скважина не работает, то и минеральной воды на прилавках быть не должно. Может, торговые сети распродают запасы? Сомнительно, потому как полки с "Архызом" регулярно пополняются новыми бутылками. Значит, поставки ведутся.

Чем в таком случае поят потребителей, покупающих продукцию под маркой "Архыз"? С учетом прекращения работы скважины, сомнительно, что в магазины поставляют настоящую минеральную воду, а не контрафакт, произведенный в кустарных условиях где-нибудь в подвале.

К сожалению, реальную долю контрафактной продукции сейчас не знает никто. По некоторым подсчетам, не менее 40% стоящей на прилавках минеральной воды либо разлита на "левых" скважинах, либо вовсе является простой водой из-под крана, смешанной с содой.

Хорошо, если потребление такой воды обойдется без последствий и покупатель отделается лишь тратой своих кровных. Гораздо хуже, если ему будет нанесен ущерб здоровью. Ведь потребитель, приобретая конкретную марку минеральной воды, рассчитывает, что получит в продукте вполне определенный набор свойств – минерализация, ионный состав, наличие определенных микроэлементов, не говоря уже о микробиологической безопасности продукта. Кто может гарантировать бактериальную чистоту воды из неизвестного источника?

За поддельную минералку сенаторы взялись серьезно. Работу чиновников Минкавказа по решению проблемы поддельной минералки Верхняя палата поставила под пристальный контроль. В конце прошлого года Матвиенко попросила Роспатент разобраться с большим количеством производителей воды, которые продают воду, но не имеют доступа к скважинам. Соответствующая информация уже направлена в компетентные органы - МВД, прокуратуру и другие ведомства, и, судя по всему, Роспатент и другие органы, под контролем Совета Федерации, наконец взялись за производителей минеральной воды. Хочется верить, что Роспатент наведет порядок и с «Ессентуками», и с «Архызом», и с другими известными марками так, чтобы мы не боялись попасть на контрафактную продукцию, приобретая любимую минеральную воду.

Ну а пока от контрафактной минералки не застрахован никто, будь то высокопоставленный чиновник или рядовой гражданин. С подделкой можно столкнуться как в "экономе", так и в сегменте элитных вод. Такую продукцию люди продолжают употреблять на свой страх и риск.

Впрочем, бескомпромиссная позиция Совета Федерации и лично Спикера дает надежду, что ситуация с контрафактом будет нормализована в кратчайшее время.

Самое читаемое
Exit mobile version