Недавняя инициатива президента России Владимира Путина создать новый федеральный проект, в рамках которого будет поддержано отечественное производство оборудования туристической инфраструктуры, вызвала живой отклик у бизнес-сообщества.
«Это поручение главы государства – обеспечить российским оборудованием туротрасль. Совместно с Минпромторгом и регионами будем данную задачу решать», – отметил ранее заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
А на днях на прошедшем в Кемеровской области, в Шерегеше первом Всероссийском горнолыжном форуме объектов индустрии гостеприимства «Сила гор. Шерегеш» вице-премьер подтвердил эту цель – а бизнес заявил о том, что готов этой цели достичь. В выполнение задачи включены все стороны: производители канатных дорог, курорты, региональные власти и Минпромторг.
По мнению экспертов рынка – как производителей, так и представителей российских курортов – ставка на российское канатное оборудование в условиях ухода с туррынка европейских производителей подъемников имеет под собой больше оснований, чем надежды на те же азиатские аналоги. Интерес к России китайских производителей канатных дорог есть: например, свои возможности предлагает китайская компания BMHRI. Тем не менее в сотрудничестве с КНР в этой сфере есть риски, полагают представители отрасли.
«Необходимо развивать отечественное производство взамен ушедшим европейским брендам», – убежден член рабочей группы по развитию горнолыжной индустрии при Министерстве экономического развития РФ, председатель совета директоров всесезонного курорта «Манжерок» (его строит Сбербанк) Иван Морозов. Он отметил, что китайское оборудование является устаревшим.
Производственники с таким мнением согласны. «Китай не может обеспечить соответствие своих технологий российскому техническому регулированию. А ведь пассажирская подвесная канатная дорога – это особо опасный производственный объект. Мы перевозим людей», – замечал ранее генеральный директор «РУСЛЕТ», заместитель председателя Технического комитета 289 по стандартизации Дмитрий Сидорович.
В свою очередь, председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 "Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта" Георгий Плотников в интервью «Интерфаксу» пояснял, что, если мы говорим об уникальном, сложном и дорогостоящем оборудовании, которым и является канатная дорога, то оно должно быть «однозначно надежным и долговечным», при этом соответствовать современным требованиям безопасности, которые год от года повышаются, также «крайне важно подтверждение технических требований для оборудования при его выходе на российский рынок».
Причем потенциал у российских предприятий, разрабатывающих технологии и механизмы канатных подъемников, очень сильный. Скажем, отечественные компании «РУСЛЕТ» и «ТверьКанатДор» разрабатывают детали и узлы, которые раньше в России не производились, и в будущем свое производство сможет полностью закрыть потребности российского рынка и обеспечить курорты высококачественным оборудованием.
Работа над этим уже идет нарастающими темпами. Канатная дорога «РУСЛЕТ» стоит на Воробьевых горах в Москве, на курорте Большой Вудъявр в Мурманской области, заключены соглашения о строительстве подъемников на курорте «Турьев Хутор» в Сочи, а также в Архызе. Растет и размах производства: «РУСЛЕТ» – резидент ОЭЗ «Технополис Москва», а теперь новый завод «ТверьКанатДор» строится и в Тверской области, в ОЭЗ «Эммаусс». Как подчеркивает Дмитрий Сидорович, задача – развивать наукоемкие технологии проектирования и производства канатно-транспортных систем. В России развивают свое производство подъемников и другие компании – например НКД, «ТР Системы».
И сейчас нельзя не ответить на шаг, который сделали власти в сторону отечественного бизнеса. Надо оправдать доверие, чтобы рост туристической отрасли страны не сбавлял темпов, с учетом гарантий качества сервиса и безопасности отдыха для туристов. А темпы серьезные: новые горнолыжные курорты и новые трассы строятся в Сочинском регионе, Свердловской области, Карелии, в Магаданской области, на Камчатке.
Тем самым российские канатные подъемники явно выигрывают: они будут обеспечены бесперебойной работой ПО, сервисом, постоянным контролем за работой важнейших узлов дороги – тем самым гарантируют безопасность эксплуатантам – курортам и самим горнолыжникам. К тому же они и сейчас проходят все строгие требования российских стандартов качества и безопасности и конкурентоспособны даже по отношению к западным аналогам, а значит, ушли вперед от предложений китайских коллег. А основные минусы китайских подъемников – их несовременность, ненадежность и невозможность обеспечить соответствие жестким российским стандартам (которые к тому же будут еще более ужесточены в 2024 году).
Еще одна опасность – подверженность КНР введенным со стороны США вторичным санкциям: китайские производители могут оказаться в ситуации невозможности обеспечить свою продукцию сервисным обслуживанием и запчастями.
Эти выводы соответствуют ситуации на экономической палитре мирового рынка, как и отношениям Китая и России в данный момент, усугубление рисков этого торгового партнерства прослеживается, сказал российский предприниматель, председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин.
«С поставками из Китая уже есть трудности. Что будет дальше – гарантии нет. Надо развивать собственное производство. Причем китайские коллеги, с которыми я общаюсь, понимают сложность ситуации и желание России растить суверенную экономику», – говорит он.
Если власти США будут настойчивы в своем желании продавить поведение Китая, последствия насыщения российского рынка китайской продукцией могут быть плачевными. Это приведет в итоге к повторной и уже окончательной переориентации на собственное производство, но за сомнения придется платить дважды. Логичнее начинать с этого уже сейчас, считает эксперт. «Менять одну зависимость – от Запада – на другую – теперь уже от Китая – неправильно. Мы благодарны КНР за поддержку, но нам нужно давать дорогу своим – российскому бизнесу, который хочет созидать в России», – заключает Константин Бабкин.