Профиль

Ребята нашего двора

Уличный спорт долгое время оставался свободной бизнес-зоной — предприятий, специализирующихся на строительстве дворовых площадок, просто не было. Традиционно эту небольшую область обслуживали компании по металлообработке. В 2011 году нишу заняла компания Kenguru.PRO, за три года работы построившая больше 450 воркаут-площадок в 60 городах России. «Профиль» выяснил, как двум основателям удалось перехватить основную часть государственных заказов и сгенерировать годовую выручку в 32 млн рублей.

©

Компания Kenguru.PRO, основанная Максимом Поповым и Максимом Неверовым в 2011 году, производит и устанавливает воркаут-оборудование. «Воркаут» — новое направление массового спорта, где упражнения с собственным весом выполняются на уличных спортплощадках. Во дворах и парках Москвы Kenguru.PRO установила больше 100 наборов для функциональных тренировок: это турники, брусья и шведские стенки. В списке заказчиков Kenguru есть и госструктуры (районные администрации), и частные компании (фитнес-центры). За выполнение одного заказа Kenguru.PRO получает около 400 тыс. рублей: производство оборудования обходится в 200 тыс. рублей, еще столько же компания берет с заказчиков за установку площадки на резиновом покрытии. Размер значения не имеет — можно поставить пару турников на нескольких квадратных метрах, а можно создать целый спортивный комплекс. Самый большой объект построен под Свердловском — его площадь около 1 тыс. кв м. В Москве две самые крупные площадки заняли по 660 кв. м.

Кто придумал Kenguru.PRO
Максим Попов. Президент региональной общественной организации «Федерация воркаута Московской области». Родился 24 марта 1985 года в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. В 2002–2007 годах учился в Хабаровской государственной академии экономики и права на факультете «Государственное и муниципальное управление» по специальности «Региональное управление». В 2010–2011 годах обучался в австралийском Cambridge College International (Sydney NSW Australia), где и заинтересовался направлением «воркаут». Был помощником юриста в коллегии адвокатов «Рубикон» (2006–2008). В 2009–2010 годах работал в отделе формирования муниципального имущества в администрации городского округа Балашиха. В марте 2013 года избран президентом региональной общественной организации «Федерация воркаута Московской области». Совместно с партнером Максимом Неверовым зарегистрировал патент на «разъемный зажим для соединения двух взаимно перпендикулярных труб (хомут)».
Максим Неверов. Родился 22 августа 1985 года в городе Спасск-Дальний Приморского края. С 2002 по 2007 год учился в Томском государственном университете на факультете «Психология». В 2011–2012 годах вместе с будущим бизнес-партнером Максимом Поповым три месяца учился в австралийском Cambridge College International (Sydney NSW Australia). Профессиональную деятельность начал с собственного дела — в 2009 году открыл первый офис компании по изготовлению печатей, штампов и визиток «Быстрая полиграфия». В 2010 году открыл еще три офиса, после чего продал бизнес. В 2012 году стал соучредителем компании «Кенгуру.ПРО». В качестве благотворительной помощи инициировал постройку бесплатных площадок в детских домах и тюрьмах. Вместе с Максимом Поповым стал обладателем патента на хомут для воркаут-оборудования.

Идея запустить проект по строительству воркаут-площадок родилась у основателей компании Kenguru.PRO Попова и Неверова после поездки в Австралию. Спустя полгода, сидя в московской квартире, они пересматривали фото заграничных спортивных площадок и завидовали австралийцам. А потом решили, что ниша дворового спорта в России давно ждет своих героев, и основали компанию.

Официально проект Kenguru.PRO появился в 2011 году, но начать строить можно было только после получения разрешения чиновников местной администрации. Спортивные площадки относятся к объектам капитального строительства, поэтому компания должна оформлять земельные отношения и получать разрешение столичных властей. Административное прошлое Максима Попова (работал в департаменте управления имущественных отношений города Балашихи) здорово помогало. «Я понял, что премии и грамоты — ключ к сердцу чиновника. Это некий бартер — администрации выгодно, чтобы их район стал самым благоустроенным», — признается Попов.

Этапы согласования
Строительство спортивных площадок — обязательный пункт государственной программы «Спорт Москвы», одобренной правительством Москвы и рассчитанной на 2012–2016 годы. Финансироваться инициатива должна из бюджетных средств с привлечением частного инвесторского капитала. Готовые площадки должны передаваться в безвозмездное пользование органам местного самоуправления. В роли заказчика выступает департамент строительства Москвы, он размещает государственный заказ и заключает контракт с инвестором-застройщиком. После этого объявляется открытый аукцион, где единственным критерием отбора победителей является цена, запрошенная компанией-строителем. Заказчик заключает с победителем аукциона контракт, по которому последний должен спроектировать и построить спортивную площадку. Если построенная спортивная площадка не соответствует проекту или нарушены строительные нормы, заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке, потребовав от компании возмещения убытков и наложив на нее штраф.

Как только компания начала строить первые площадки, оказалось, что модель соединения составных частей оборудования, которое устанавливали предшественники Kenguru, недостаточно надежна. Да и эстетические качества сваренных друг с другом труб оставляли желать лучшего. Тогда основатели придумали и запатентовали собственный узел соединения элементов оборудования — хомут. Не имея технического образования, Максим Попов решил перестраховаться и показал чертежи друзьям-инженерам. «Оказалось, мы изобрели узел соединения с повышенным запасом прочности в десятки раз. Через год после подачи заявки мы получили патент на изобретение. Теперь эти хомуты незаконно используют наши конкуренты: просто приходят на площадки с рулеткой, снимают мерки и пытаются строить точно так же. В наших ближайших планах — преследовать негодяев по закону», — рассказывает Попов.

Хождение по мукам

Первым делом основатели решили донести свою идею до чиновников на местах, но понимания не встретили —— выделять бюджетные средства двум энтузиастам никто не хотел. Тогда осенью 2011 года Попов и Неверов построили пилотную площадку на собственные средства. Она появилась в парке «Сокольники». Бюрократических сложностей не было: разрешение требовалось только от директора парка, с которым удалось быстро договориться. По словам представителя парка «Сокольники» Анастасии Пикуровой, площадка стала так популярна среди посетителей, что руководство парка думает над установкой дополнительного оборудования или расширения уже построенного комплекса.

Одновременно продолжали штурмовать городские управы. «В Донской район мы попали очень вовремя: там проводилась программа по благоустройству дворов. Компанию-победителя уже определили, она приступила к работе, но полученный результат не удовлетворил чиновников. И они обратились к нам с просьбой заменить этот «металлолом»», — вспоминает Попов. Компания получила первые бюджетные отчисления в размере 300 тыс. рублей, которые потратила на строительство следующих двух площадок.

Следующим крупным заказом стала площадка в парке Горького. После ее открытия в 2012 году правительство Москвы постановило оснастить все парки города местом для воркаут-тренировок. По словам основателей, с этого момента для компании начался «золотой» период: за год Kenguru.PRO оборудовал спортивным сняряжением более 30 парков Москвы. «Сыграло два фактора. Во-первых, очень помог резонанс после нашего появления в парке Горького. Во-вторых, мы стали первой компанией, специализирующейся исключительно на строительстве воркаут-площадок. И у нас как у первопроходцев было преимущество в глазах чиновников», — говорит предприниматель.

После финансово успешного 2012 года наступил период «ломки» цен. В 2013 году как грибы стали появляться небольшие компании-конкуренты, которые запрашивали за строительство площадки суммы на 15–20% ниже, чем Kenguru.PRO. Такой демпинг заставил Попова и Неверова постепенно сокращать объемы производства, чтобы не работать в убыток.

«На первом этапе работы с конкуренцией мы практически не сталкивались. Единственными игроками на поле воркаут-строительства были компании по металлообработке. Естественно, ни о какой специальной технологии создания спортивного оборудования речи не шло — площадки были для них очередным техническим заданием, которое они отштамповывали на конвейере, — рассказывает Неверов. — Иногда план давал сбой, и в парках появлялись площадки-призраки, которые существуют только на бумаге». Сегодня в Москве уже около десяти компаний, главный профиль которых — строительство воркаут-площадок.

©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Частный сектор

Договорившись с большинством районных администраций Москвы, Попов и Неверов отправились к директорам частных компаний. В 2013 году Kenguru.PRO построила площадки для завода «Семь цветов» на Кутузовском проспекте и на территории школ «БизнесФорвард», что на Киевском шоссе. Годовая выручка от «частников» составила около 10% оборота проекта. Общее число заказов выросло вдвое по сравнению с 2012-м, годом паркового строительства, но по финансовым показателям они оказались менее выгодными. В нынешнем году за два с лишним месяца строительного сезона компания установила больше 20 площадок, большинство из которых заказано региональными администрациями. Есть и «свежие» частные постройки: площадки во дворах фитнес-центров Wellness Pride и World Class.

Заниматься на уличном оборудовании имеют право только члены клуба, поэтому «утечки» владельцев платных карт фитнес-центры не боятся. «Функциональный тренинг сейчас — один из основных трендов в фитнесе. Секрет его популярности в доступности и абсолютно «жизненных» упражнениях, — рассказывает директор по стратегии и маркетингу сети фитнес-клубов World Class Евгения Костина. — Задача функционального тренинга не набрать мышечную массу, а хорошо себя чувствовать и легче выполнять повседневные обязанности».

Сеть World Class пока установила две площадки на своей территории. Экспериментальными клубами стали World Class Кунцево и World Class Lite Лодочная. По словам Костиной, в весенне-летний сезон на площадках проходит в среднем 20 персональных занятий и 3–4 групповых. В середине июня кунцевский комплекс установил рекорд: на площадке занимались 35 человек одновременно.

С точки зрения формальностей сотрудничество с частными заказчиками для компании-строителя намного удобнее работы с государственными структурами, делится Попов. Нет торгов и конкурсных интриг, заказчик сам формирует условия, цена оговаривается в частном порядке.

©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Турник с автографом

В 2014 году основатели Kenguru.PRO занялись развитием нового проекта по установке спортивных площадок внутри помещений. Площадка в крытом помещении обойдется заказчикам значительно дешевле прежней уличной версии. Средняя цена уличного комплекса держится на уровне 400 тыс. рублей, тогда как indoor-версия будет стоить от 40 до 300 тыс. рублей. По словам Максима Неверова, такой разрыв объясняется разницей в трудозатратах и стройматериалах — для установки комплексов внутри залов не нужно делать бетонного основания и резинового покрытия, конструкция турников и брусьев легче и собирается проще.

В сооснователях нового проекта — известный рэпер Тимати. В результате совладельцами компании ООО «Барс-Тек», основанной в апреле 2014 года, стали Максим Попов, Максим Неверов, Тимур Юнусов (он же Тимати), Павел Курьянов (генеральный директор компании Black Star) и Чассем Нзале Трифен Вальтер. По словам Павла Курьянова, первые площадки уже установлены на заводе «Тулачермет» и в одном из фитнес-центров Москвы, один комплекс «уехал» в Крым.

Кто еще строит
Компания HMG, специализирующаяся на производстве детских площадок и игрового оборудования, три года назад занялась производством воркаут-площадок. За это время HMG успела продать около 45 площадок. 25 из них стоят во дворах, парках и на территории частных компаний Москвы, 20 «уехало» в регионы. Компанию Kenguru.PRO генеральный директор компании HMG Иван Рожков прямым конкурентом не считает. Его компания занимается только производством оборудования, которое потом продает генеральным подрядчикам. Это в основном компании, занимающиеся городским благоустройством и ИП. После покупки инвентаря они самостоятельно участвуют в правительственных конкурсах на установку площадок. «Рынок производителей воркаут-оборудования не заполнен на 100%», — считает Рожков. Сегмент довольно хорошо развит в Москве, в регионах эта ниша практически свободна, поэтому конфликта интересов у компаний-производителей пока нет. «В области воркаут-строительства спрос все еще превышает предложение, это редкость для современной бизнес-среды», — комментирует он.
«Мы проектная компания, занимаемся комплектацией и установкой спортивного оборудования. Строительство воркаут-площадок не считаем приоритетным направлением компании», — рассказывает исполнительный директор компании «Армия спорта» Станислав Белоусов. Сборкой воркаут-площадок компания занимается четыре года, это направление составляет примерно треть всех поступающих заказов.

Самое читаемое
Exit mobile version