23 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Грузовички набирают скорость
Автомобили

Грузовички набирают скорость

За два кризисных года российский автомобильный рынок не только снизил объемы по всем показателям, но и потерял несколько моделей и даже марок. Однако по итогам I квартала 2016 года по крайней мере один сегмент остановил падение и начал расти. Сможет ли LCV стать драйвером для всего рынка? «Профиль» проанализировал ситуацию и опросил представителей отрасли.

В 2015 году доля легких коммерческих автомобилей (LCV – Light Commercial Vehicle) на российском рынке увеличилась, а динамика падения продаж была не такой сильной, как по прочим сегментам. В конце I квартала 2016 года LCV и вовсе вышли в «зеленую зону», причем не последнюю роль в этом сыграли отечественные модели.

В I квартале 2015 года падение продаж российского рынка легковых машин усиливалось от месяца к месяцу, в этом году картина обратная. В марте относительно января 2016 года падение спроса сократилось втрое – с 29% до 10%, а легкий коммерческий транспорт пошел в рост, оставшись по итогам квартала лишь в небольшом минусе. Отрадно, что в лидерах каждой из четырех групп, составляющих сегмент LCV, числятся и российские модели: низкая цена в кризис оказалась главным конкурентным преимуществом.

Поколение Next

Услышать от сотрудников Daimler, что одну из российских моделей они считают прямым конкурентом, можно исключительно в сегменте полноразмерных LCV. И хотя большая часть продаж «ГАЗелей» приходится на версию «Бизнес» (предыдущее поколение), а не на разработанную еще при Бу Андерсоне «ГАЗель NEXT», именно нижегородская новинка задает тон. Особые надежды возлагают менеджеры ГАЗа на модификацию «ГАЗель NEXT» в исполнении фургон. В марте машину показывали на автосалоне в Белграде, что говорит о возросших экспортных амбициях предприятия. Автомобиль по достоинству оценили клиенты стран Балканского полуострова, где она будет распространяться через дилерскую сеть Verano Motologistic. Новинка будет доступна пока в двух версиях – грузовой фургон и фургон-комби.

©
C «ГАЗелью NEXT» ГАЗ вышел на европейский уровень конструкции коммерческого транспорта: двухрычажная передняя подвеска, рулевое управление, как у переднеприводных легковушек, сиденье водителя с пятью регулировками, дизель Cummins. Да и объем 13 с половиной «кубов» завод ранее не предлагал. Увы, цена оказалась относительно высока – более 1,1 млн руб. за дизельную версию и около 950 тыс. руб. за модификацию с бензиновым мотором Evotech. Много ли коммерсантов захотят купить такую машину, узнаем в конце года. Между тем ближайший по цене к нижегородской модели Fiat Ducato можно сейчас приобрести менее чем за 1,3 млн руб.

В «немецкой слободе» основным пока тоже остается предыдущее поколение Mercedes-Benz Sprinter, предлагаемое в России с приставкой Classic, а не завозимая с 2014 года из Дюссельдорфа новая версия. Sprinter Classic локализован по сборке на ГАЗе, однако и вся наружная кузовная штамповка изготавливается в России. Немецкий двигатель собирают в Ярославле, кроме того, партнеры Daimler выполняют механическую обработку приходящих из-за рубежа заготовок коленчатого вала, блока цилиндров и головки блока. Немцы пытались (и не оставили попыток) найти российских изготовителей этих деталей, однако пока ни один поставщик не смог вписаться в их жесткие стандарты. Зато с авторизацией партнеров, которые занимаются доработкой фургонов Sprinter нового поколения, проблем не возникло – подряды получали уже семь компаний. Нужна хлебовозка – не вопрос, кран-манипулятор на шасси – пожалуйста. Производство по полному циклу, но уже в Елабуге, организовал и Ford для модели Transit, которая по объему и динамике пока опережает Mercedes-Benz Sprinter Classic.

Кстати, Ford в России также идет по пути увеличения количества модификаций. «В рамках долгосрочной стратегии по расширению модельного ряда Ford, адаптированного для нужд российских покупателей, компания Ford Sollers вышла в новые сегменты рынка коммерческих автомобилей, – сказал «Профилю» директор по продажам и развитию дилерской сети компании Антон Карпов. – Мы представили широкую линейку маршрутных автобусов, фургонов на базе шасси, а также целую гамму других автомобилей специального и социального назначения».

©

Третий по значимости игрок сегмента – Fiat. У бренда не просто нет хоть частично производимых в России моделей – локализацию проводить не планируется в принципе. Касается это и преемника «середнячка» Scudo, который покажут в этом году (сейчас Scudo распродают со складов), и нового пикапа – перелицованного Mitsubishi L200, и большегруза Ducato, поставляемого из Италии с завода под Турином. Каким образом при нынешнем курсе «фиатовцам» удается сохранять относительно низкие цены – загадка.

Но не все сумели преодолеть кризис. В прошлом году основной сегмент LCV недосчитался нескольких участников. В августе 2015‑го были проданы два последних экземпляра Cabstar – Nissan больше не борется за потребителя коммерческого транспорта в России; не выдержали суровых экономических реалий Foton Aumark и BAW Tonic. Isuzu NLR85 перестали выпускать в особой экономической зоне «Алабуга». Зафиксирована робкая попытка Toyota зайти в Россию моделью Coaster.

Зато живее всех живых наши прославленные ветераны – «головастики» и «буханки». На модели «УАЗ Классические» приходится почти пятая часть продаж всего сегмента! По количеству «кузовов» грузовые однообъемники из Ульяновска, конечно, не могут поспорить с «ГАЗель Next», однако на них можно везти почти тонну груза. Впрочем, определять развитие всего сегмента будет до конца года именно нижегородская новинка – от того, как примет ее российский покупатель, будет в первую очередь зависеть самочувствие прямых ее конкурентов: Fiat Ducato, Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter Classic.

президент «Группы ГАЗ»«За последние 3 года «Группа ГАЗ» создала новую технику поколения NEXT во всех сегментах, в которых мы работаем: легкие коммерческие автомобили, грузовики и автобусы. В этом году мы планируем расширять количество модификаций и выходить в новые рыночные ниши. Горьковский автозавод начнет производство микроавтобуса на базе цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT». В прошлом году мы начали его выпуск в грузовой и грузопассажирских версиях, вывод на рынок нового микроавтобуса позволит расширить позиции ГАЗа на рынке маршрутных и корпоративных перевозок, в сегменте школьных автобусов.

Также мы продолжим развитие линейки газовой техники, которая обеспечивает большую экономическую эффективность и улучшенные экологические показатели по сравнению с бензиновыми и дизельными версиями. В этом году мы планируем начать выпуск газовых версий каркасного автобуса «ГАЗель NEXT», бортового грузовика «ГАЗель NEXT» и среднетоннажника «ГАЗон NEXT». Завод «Урал» также расширит линейку автомобилей за счет вывода на рынок моделей, работающих на метане.

И еще одна важная новинка этого года – автобус «Вектор» NEXT. Разработка выполнена на основе модульной конструкции, что позволяет нам в дальнейшем производить на ее базе автобусы разной длины и вместимости.

Все наши новые модели создаются с учетом требований по функциональности и надежности не только российского, но и экспортных рынков при сохранении 20–30% ценового преимущества по сравнению с импортными аналогами».

Мал, да удал

Коммерческие версии легковых моделей особо малой грузоподъемности в нашей стране всегда продавались в 5–10 раз хуже, чем пассажирские. Последние с успехом конкурировали с универсалами, «дачными» седанами и даже с компактными кроссоверами. А грузовые каблучки всегда были наименее привлекательным товаром среди всех LCV.

Фактически в сегменте LCV особо малой грузоподъемности на российском рынке сейчас один по-настоящему серьезный игрок – Lada Largus (за I квартал 2016‑го продано 995 машин, рост 18,6% к I кварталу 2015‑го). Причина до банальности проста – низкая цена Largus. Румынскую модель с французскими генами уже несколько лет собирают на линии АвтоВАЗа, ее локализация давно перевалила за 50%.

Запасов по «близнецам» Renault Kangoo и Mercedes-Benz Citan осталось больше, что позволяет «немцу», собираемому на французском заводе Renault на одной линии с Kangoo, падать не так сильно. Между тем российские менеджеры Renault пока не решили судьбу модели – вполне возможно, она, естественным образом угаснув, уже не возродится в России с оживлением рынка.

Фото: VW
©Фото: VW

А вот у французской парочки Citroеn Berlingo/Peugeot Partner, вероятно, откроется второе дыхание (квартальные продажи Peugeot Partner в этом году – единственные среди легких LCV показали положительную динамику: 55 автомобилей, то есть +10% к тому же периоду 2015‑го). Пассажирские версии французских моделей наряду с седанами Citroеn C4 и Peugeot 408 имеют для PSA в России жизненно важное значение. Собственно, еще в прошлом году менеджеры российского отделения PSA сообщали о начале сборки в Белоруссии на заводе «Юнисон» нескольких моделей по схеме Disassembled Knock Down (DKD). Среди прочих упоминали и Peugeot Partner. Машины испанской сборки (у PSA завод в г. Виго) приходят в Латвию, где с них снимают колеса, силовой агрегат и элементы подвески, после чего укладывают составляющие в ящик и отсылают в Белоруссию. На «Юнисоне» производится обратная сборка, и готовый транспорт, согласно действующим нормам Таможенного союза, беспошлинно ввозят в РФ. Как заявлял еще в январе директор марок Peugeot, Citroеn и DS в России Александр Мигаль, из Белоруссии пока поставок нет. Между тем имеется альтернативное производство в Казахстане. Мигаль не исключил, что именно тамошние авто могут продавать в России.

©

директор департамента продаж и маркетинга малотоннажных автомобилей АО «Мерседес-Бенц РУС»«Негативная тенденция на рынке сказалась на всех его участниках. За первый квартал малотоннажное подразделение Mercedes-Benz продало 1367 автомобилей, что на 18,3% меньше аналогичного периода прошлого года. Это соответствует нашим ожиданиям и дальнейшим планам.

Основными двигателями продаж традиционно выступают Sprinter Classic, который остается наиболее популярной моделью (+24,9% в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) в сегменте крупных LCV, и Vito (+16,9%) – в сегменте среднеразмерных LCV.

«Мерседес-Бенц РУС» участвует в госпрограмме субсидированного лизинга, и как российский производитель мы имеем право принимать участие в государственных тендерах. Чтобы быть менее зависимым от изменений курса валюты, малотоннажное подразделение разработало стратегию по повышению уровня локализации. Например, сейчас локализация Sprinter Classic достигает 40%. Мы работаем в сотрудничестве с «Группой ГАЗ» и постоянно контролируем качество всех производимых автомобилей.

Российский рынок для нас очень важен – это часть глобальной стратегии развития. Кризисы наступают и проходят. И в компании не сомневаются, что решение о создании локального производства было верным. Мы верим в наших партнеров – дилеров Mercedes-Benz, «Группу ГАЗ» и других. В 2015 году Mercedes-Benz стал ведущим международным автопроизводителем в России по количеству проданных автомобилей, и мы хотели бы удержать эту позицию».

Исчезающий вид

В сегменте средних LCV – тотальное доминирование отечественного «Соболя» (за I квартал этого года продано 834 машины, +23,9% к аналогичному периоду прошлого года). Как сказал «Профилю» представитель ГАЗа, рост продаж «происходит за счет продолжающегося перехода парков крупных компаний и ряда ведомств на эти модели». Если бы не «Соболь» да еще VW Transporter/Caravelle (продажи I квартала 2016‑го – 136 машин, +18,3% к тому же периоду прошлого года), который остается в плюсе исключительно за счет широкой линейки модификаций, сегмент можно было бы вообще не принимать в расчет.

Между тем вдохнуть жизнь в него могут новые поколения Peugeot Expert и Citroеn Jumpy, которые планируется завести в РФ в самом ближайшем будущем. Нынешнее тлеющее состояние французов может смениться бурным ростом, но только в одном случае – если представленные в марте нынешнего года на Женевском автосалоне Citroеn Spacetourer, Peugeot Traveller и Toyota Proace Verso начнут выпускать в Калуге. Решение кажется столь очевидным, что руководящий французскими марками Александр Мигаль устал отнекиваться. Закрыть совместное предприятие с Mitsubishi в силу разных причин практически невозможно, поэтому остается лишь дозагружать его. К слову, в прошлом году французская часть завода большую часть года стояла, не работает она и сейчас – только через несколько месяцев здесь начнется сборка рестайлинговой версии седана C4. Интересно, что уже принято решение по названиям. Пассажирские исполнения будут называться Spacetourer и Traveller, а грузовые – как и раньше, Jumpy и Expert.

директор по продажам и развитию дилерской сети Ford Sollers«Компания Ford Sollers сегодня обладает тремя производственными площадками: во Всеволожске, Елабуге и Набережных Челнах. Вся линейка Ford, представленная на российском рынке семью моделями, производится здесь по технологии полного цикла. Также в прошлом году был открыт завод двигателей в Елабуге.

Одним из приоритетных направлений бизнеса для Ford Sollers является коммерческий транспорт. Новый Ford Transit – отличный продукт, а версии автомобилей специального и социального назначения на его базе дополняют широкую гамму, способную удовлетворить требования любого клиента. Доля такого транспорта в продажах 2015 года составила 30%.

В первом квартале 2016-го продажи Ford Sollers выросли по отношению к предыдущему году, в то время как весь рынок и доля иностранных брендов на рынке коммерческого транспорта демонстрировала в этот период отрицательную динамику. Продажи коммерческих автомобилей семейства Ford Transit выросли в первом квартале на 11% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

В этом году мы планируем запустить новые версии спецавтомобилей на базе Ford Transit. Также в 2016 году будет создана новая сеть специализированных дилерских центров для продажи и послепродажного обслуживания легких коммерческих автомобилей и спецтехники на базе автомобилей Ford. Новые центры получат особый брендинг и название Transit-центры. Данная стратегия позволит предложить клиентам новый уровень удобства и сервиса».

Последняя пятерка

Пикапы всегда пользовались в России устойчивой популярностью, но применялись отнюдь не в качестве коммерческого транспорта. При всех своих недостатках, главным из которых можно считать весьма посредственную управляемость в порожнем состоянии, для изрядного числа автолюбителей пикапы стали доступной альтернативой полноразмерным внедорожникам. Модели пикапов обновляются существенно реже, чем легковые, – жизненный цикл у них такой же длинный, как у полноразмерных вэнов, да и технические изменения сводятся, как правило, к появлению нового мотора в ряду модификаций (да и то не всегда), смене интерьера и появлению опций из области комфорта и мультимедиа. Аудитория пикапов консервативна и не спешит обновить машину в кризис. Зато она может пополниться за счет тех, кому опять же не по карману внедорожник.

В прошлом году, однако, таких покупателей оказалось немного, более того, сегмент потерял несколько моделей – часть из них перестали завозить, а по иным импортеры и вовсе не оформляли заказы, распродавая склады; по некоторым моделям запасы оказались не израсходованы. К примеру, SsangYong прекратил поставки машинокомплектов по всем позициям в РФ еще прошлой весной, однако в первые три месяца пикап Action Sports еще был представлен у дилеров и нашел 18 покупателей. К естественным потерям среди пикапов можно отнести разве что снятый с производства Land Rover Defender Рickup, хотя эта машина никогда не делала погоды – в прошлом году продано всего 4 штуки. Исчез с отечественных горизонтов и Foton Tunland, а также Wingle Pickup – еще в 2015 году Great Wall прекратил поставки в РФ (за исключением моделей под брендом Haval).

©

Зато интересна оставшаяся пятерка игроков. Toyota Hilux и УАЗ «Пикап» с января по март 2016 года сумели не только увеличить продажи вдвое, но и вырасти относительно I квартала 2015‑го. Наиболее устойчивым представляется положение отечественной модели, поскольку в сегменте пикапов у нее нет конкурентов – она вдвое дешевле остальных. У Mitsubishi L200, пережившего в прошлом году смену поколений (сейчас вместе с новой машиной распродают и прежнюю версию), ситуация тревожная: с января по март продажи почти не выросли, а относительно I квартала 2015 года зафиксировано падение в 67%. Volkswagenи теряет в популярности половину по кварталу, зато наращивает продажи от месяца к месяцу.

Относительно прошлого года растут продажи и легковых моделей АвтоВАЗа (Granta, Lada 4x4, Samara), снабженных грузовой платформой. Автомобили ВИС не конкурируют с перечисленными выше пикапами, поскольку используются исключительно для коммерческой деятельности (так как, среди прочего, они не обладают повышенной проходимостью) и располагаются в сегменте «лоу-кост», который хоть и условно, но все-таки относят к пикапам. Будут ли в дальнейшем выпускаться эти модели и, самое главное, на каком предприятии, пока неясно: в конце марта перед уходом с поста президента АвтоВАЗа Бу Андерсон отменил собственный приказ о ликвидации дочернего предприятия «ВИС-Авто» и переносе производства моделей ВИС на АвтоВАЗ. Вопрос существования производства вне завода еще будет обсуждаться на совете директоров.

Кстати, в 2017 году российский сегмент пикапов ждет пополнение: планируется открыть поставки Mercedes-Benz X‑Klasse, который должны представить на ближайшем автосалоне в Париже в конце сентября. Модель унифицирована с Nissan NP300, однако в существенно большей степени, чем бейдж-инжиниринговый Mercedes-Benz Citan c «материнским» Renault Kangoo.

©

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".