18 июля 2025
USD 78.19 +0.23 EUR 90.97 +0.41
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1998 года: "ГКО. Разные варианты обмана"

Архивная публикация 1998 года: "ГКО. Разные варианты обмана"

Наше государство не любит платить долги и не любит своих кредиторов. Но еще больше оно не любит кредиторов чужих, то есть иностранных. Они это знают, но требуют справедливости. Понятно, что с ГКО обманули всех. Но всех по-разному. Многие наши банки практически полностью сбросили свои пакеты злосчастных госбумаг. Но клиентам банков -- предприятиям, например, или страховым компаниям -- сделать то же самое государство не дает. Равно как и нерезидентам. Они, понятное дело, возмущаются. Возможно ли решение, которое устроит всех?Евгений Примаков, председатель правительства РФ: "Государство не отказывается от своих обязательств перед иностранными кредиторами. Для всех будут созданы равные условия. Одновременно мы надеемся на выполнение своих обязательств западными партнерами. Причем в полном объеме".
Виктор Геращенко, председатель Центрального банка РФ: "Нужно в полной мере удовлетворить претензии всех держателей ГКО. Что касается переговоров с нерезидентами -- это процесс сложный и неоднозначный. У правительства и ЦБ существует определенный набор предложений и средств, которые удовлетворили бы всех. Но проблема в том, что если часть иностранных кредиторов относится к проблеме расчетов и реструктуризации долгов с пониманием, то другая часть -- без такового. Их упертость и, по-русски говоря, жадность может привести к тому, что они попросту ничего не получат. Но с частью кредиторов, я надеюсь, мы проведем успешные переговоры.
Нужно понимать, что решение проблемы внешней задолженности жизненно необходимо. Скоро наступит срок окончания моратория, и у нас, и у наших банков начнут возникать проблемы. А нерешение этих проблем просто оставит всю банковскую систему. И неважно, какая это будет система, какие из банков останутся в живых без возможности выхода на международные банковские рынки. Этого допустить нельзя".
Каха Бендукидзе, председатель совета директоров Промышленно-торгового банка: "Сейчас очевидно, что схемы реструктуризации ГКО, устраивающей абсолютно всех, нет и не может быть. Заведомо понятно, что если государство занимает под 80% годовых в валюте, то отдать эти деньги оно физически не сможет, так как полученные финансовые ресурсы не вкладываются в реальные проекты, приносящие адекватную прибыль, а уходят в бездонную бочку финансирования бюджетного дефицита.
По моему мнению, более-менее разумной схемой реструктуризации ГКО был бы обмен на валютные облигации примерно так, как это уже было сделано в августе (речь идет о проведенной 17 июля добровольной конвертации ГКО в долгосрочные валютные гособязательства со сроком погашения в 2005 и 2018 году.-- "Профиль"). Естественно, в такой ситуации государство не сможет предложить держателям новых валютных бумаг высокий уровень доходности. Ставка должна быть не более 5% годовых.
Сегодня нельзя говорить о санации каких-то конкретных банков. Нужно осуществить реструктуризацию банковской системы в целом. А начать с разделения функций Центробанка на три группы. Две из них -- государственные: надзор за коммерческими банками и эмиссионная функция, подразумевающая также проведение целенаправленной кредитно-денежной политики. И третья функция -- это проведение расчетов.
Что касается коммерческих банков, нужно заканчивать с "2,5-уровневой" банковской системой, когда существуют особо нужные и особо важные банки (Сбербанк и др.) и прочие, коммерческие банки.
Понятно, что, пока существует Сбербанк РФ, у которого нет конкурентов в России, банковская система, основанная на работе с частными лицами, не будет развиваться. Поэтому необходимо создать на базе Сбербанка несколько общероссийских коммерческих банков. Сегодня это особенно актуально, поскольку очевидно, что Сбербанк РФ практически является банкротом с огромными и дорогими пассивами и неликвидными активами -- замороженными ГКО.
Новые банки, образованные на базе Сбербанка, можно было бы продавать в обмен на международные качественные обязательства по восстановлению вкладов населения. На мой взгляд, это было бы хорошим решением. Покупателями могли бы стать некоторые западные банки, а также российские экспортноориентированные структуры, например "Газпром". Таким образом было бы сохранено доверие к банковской системе, в которой вклады населения гарантированы не фиктивными эмиссионными обязательствами государства, а имуществом реальных владельцев".
Михаил Бережной, генеральный директор негосударственного пенсионного фонда "ЛУКойл-Гарант": "Правительство не должно руководствоваться принципами равенства всех инвесторов. В случае с пенсионными фондами речь идет о судьбе наименее защищенных слоев населения. Поэтому обыкновенное размораживание ценных бумаг, принадлежащих пенсионным фондам, представляется наиболее разумным. Если это произойдет, пенсионные фонды получат обратно свои активы и реальные инвестиционные инструменты. После отмены первичного размещения ГКО и торгов на вторичном рынке таких инструментов у них нет.
Существуют и другие, менее эффективные средства решения проблемы. Например, эквивалентный обмен ГКО на валютные облигации или корпоративные акции, находящиеся в настоящий момент в собственности государства".
Олег Лабутин, финансовый директор КБ "Оргбанк": "Я не склонен преувеличивать значение замораживания ГКО в судьбе большинства банков. На самом деле вложения в ГКО были не такими уж большими.
Проблемы возникли в основном у крупных структур и по совершенно определенным причинам. Основная из них -- совершенно непозволительное соотношение собственных средств и средств клиентов. Если у мелких и средних банков это соотношение находилось на уровне один к двум, один к пяти, то у крупных банков -- более одного к ста.
Естественно, малейший толчок к нестабильности -- и уменьшение уровня доверия к банковской системе в целом привел к оттоку клиентских средств. А это очень быстро обернулось катастрофой, потому что денег просто не хватило на всех.
Думаю, что крупные банки обречены. Они будут медленно умирать на протяжении нескольких лет. У государства не хватит денег, чтобы сейчас вернуть их все к жизни.
Но тем не менее пересмотр условий погашения ГКО практически неизбежен. Хотя бы потому, что лоббируют это решение все, начиная с крупных западных инвесторов и кончая страховщиками и пенсионными фондами.
Однако я сомневаюсь, что будет принято устраивающее всех решение. Государство не может разобраться даже с гражданами, которым обещано погашение ГКО в срок. Процедура перевода денег физическим лицам совершенно не продумана. От каждого из них требуется написать заявление с указанием счета, на который эти средства должны поступить. В результате биржа завалена тысячами написанных от руки заявлений, которые будут рассматриваться до второго пришествия. А люди будут ждать своих денег".

Наше государство не любит платить долги и не любит своих кредиторов. Но еще больше оно не любит кредиторов чужих, то есть иностранных. Они это знают, но требуют справедливости. Понятно, что с ГКО обманули всех. Но всех по-разному. Многие наши банки практически полностью сбросили свои пакеты злосчастных госбумаг. Но клиентам банков -- предприятиям, например, или страховым компаниям -- сделать то же самое государство не дает. Равно как и нерезидентам. Они, понятное дело, возмущаются. Возможно ли решение, которое устроит всех?Евгений Примаков, председатель правительства РФ: "Государство не отказывается от своих обязательств перед иностранными кредиторами. Для всех будут созданы равные условия. Одновременно мы надеемся на выполнение своих обязательств западными партнерами. Причем в полном объеме".

Виктор Геращенко, председатель Центрального банка РФ: "Нужно в полной мере удовлетворить претензии всех держателей ГКО. Что касается переговоров с нерезидентами -- это процесс сложный и неоднозначный. У правительства и ЦБ существует определенный набор предложений и средств, которые удовлетворили бы всех. Но проблема в том, что если часть иностранных кредиторов относится к проблеме расчетов и реструктуризации долгов с пониманием, то другая часть -- без такового. Их упертость и, по-русски говоря, жадность может привести к тому, что они попросту ничего не получат. Но с частью кредиторов, я надеюсь, мы проведем успешные переговоры.

Нужно понимать, что решение проблемы внешней задолженности жизненно необходимо. Скоро наступит срок окончания моратория, и у нас, и у наших банков начнут возникать проблемы. А нерешение этих проблем просто оставит всю банковскую систему. И неважно, какая это будет система, какие из банков останутся в живых без возможности выхода на международные банковские рынки. Этого допустить нельзя".

Каха Бендукидзе, председатель совета директоров Промышленно-торгового банка: "Сейчас очевидно, что схемы реструктуризации ГКО, устраивающей абсолютно всех, нет и не может быть. Заведомо понятно, что если государство занимает под 80% годовых в валюте, то отдать эти деньги оно физически не сможет, так как полученные финансовые ресурсы не вкладываются в реальные проекты, приносящие адекватную прибыль, а уходят в бездонную бочку финансирования бюджетного дефицита.

По моему мнению, более-менее разумной схемой реструктуризации ГКО был бы обмен на валютные облигации примерно так, как это уже было сделано в августе (речь идет о проведенной 17 июля добровольной конвертации ГКО в долгосрочные валютные гособязательства со сроком погашения в 2005 и 2018 году.-- "Профиль"). Естественно, в такой ситуации государство не сможет предложить держателям новых валютных бумаг высокий уровень доходности. Ставка должна быть не более 5% годовых.

Сегодня нельзя говорить о санации каких-то конкретных банков. Нужно осуществить реструктуризацию банковской системы в целом. А начать с разделения функций Центробанка на три группы. Две из них -- государственные: надзор за коммерческими банками и эмиссионная функция, подразумевающая также проведение целенаправленной кредитно-денежной политики. И третья функция -- это проведение расчетов.

Что касается коммерческих банков, нужно заканчивать с "2,5-уровневой" банковской системой, когда существуют особо нужные и особо важные банки (Сбербанк и др.) и прочие, коммерческие банки.

Понятно, что, пока существует Сбербанк РФ, у которого нет конкурентов в России, банковская система, основанная на работе с частными лицами, не будет развиваться. Поэтому необходимо создать на базе Сбербанка несколько общероссийских коммерческих банков. Сегодня это особенно актуально, поскольку очевидно, что Сбербанк РФ практически является банкротом с огромными и дорогими пассивами и неликвидными активами -- замороженными ГКО.

Новые банки, образованные на базе Сбербанка, можно было бы продавать в обмен на международные качественные обязательства по восстановлению вкладов населения. На мой взгляд, это было бы хорошим решением. Покупателями могли бы стать некоторые западные банки, а также российские экспортноориентированные структуры, например "Газпром". Таким образом было бы сохранено доверие к банковской системе, в которой вклады населения гарантированы не фиктивными эмиссионными обязательствами государства, а имуществом реальных владельцев".

Михаил Бережной, генеральный директор негосударственного пенсионного фонда "ЛУКойл-Гарант": "Правительство не должно руководствоваться принципами равенства всех инвесторов. В случае с пенсионными фондами речь идет о судьбе наименее защищенных слоев населения. Поэтому обыкновенное размораживание ценных бумаг, принадлежащих пенсионным фондам, представляется наиболее разумным. Если это произойдет, пенсионные фонды получат обратно свои активы и реальные инвестиционные инструменты. После отмены первичного размещения ГКО и торгов на вторичном рынке таких инструментов у них нет.

Существуют и другие, менее эффективные средства решения проблемы. Например, эквивалентный обмен ГКО на валютные облигации или корпоративные акции, находящиеся в настоящий момент в собственности государства".

Олег Лабутин, финансовый директор КБ "Оргбанк": "Я не склонен преувеличивать значение замораживания ГКО в судьбе большинства банков. На самом деле вложения в ГКО были не такими уж большими.

Проблемы возникли в основном у крупных структур и по совершенно определенным причинам. Основная из них -- совершенно непозволительное соотношение собственных средств и средств клиентов. Если у мелких и средних банков это соотношение находилось на уровне один к двум, один к пяти, то у крупных банков -- более одного к ста.

Естественно, малейший толчок к нестабильности -- и уменьшение уровня доверия к банковской системе в целом привел к оттоку клиентских средств. А это очень быстро обернулось катастрофой, потому что денег просто не хватило на всех.

Думаю, что крупные банки обречены. Они будут медленно умирать на протяжении нескольких лет. У государства не хватит денег, чтобы сейчас вернуть их все к жизни.

Но тем не менее пересмотр условий погашения ГКО практически неизбежен. Хотя бы потому, что лоббируют это решение все, начиная с крупных западных инвесторов и кончая страховщиками и пенсионными фондами.

Однако я сомневаюсь, что будет принято устраивающее всех решение. Государство не может разобраться даже с гражданами, которым обещано погашение ГКО в срок. Процедура перевода денег физическим лицам совершенно не продумана. От каждого из них требуется написать заявление с указанием счета, на который эти средства должны поступить. В результате биржа завалена тысячами написанных от руки заявлений, которые будут рассматриваться до второго пришествия. А люди будут ждать своих денег".

ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".