24 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Верю – не верю
Главное

Верю – не верю

Общественное мнение охотно верит в любые новости о новых запретах, ограничениях, репрессиях, даже если они фейковые. И не верит - ни в какие позитивные новости, особенно если они касаются власти. Все давно отвыкли от хорошего

Протоиерей Артемий Владимиров, заместитель декана факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения, чрезвычайно огорчен реакцией сетевой общественности на его слова о преподавании классиков в школах. Он всего-то сказал, что ему не очень нравится, как представлены в школьной программе Бунин и Куприн. Сетевая пресса тут же объявила, что РПЦ хочет исключить из программы «Кавказ» Бунина и «Куст сирени» Куприна. Владимиру Легойде, который теперь возглавляет Синодальный информационный отдел Московского патриархата, пришлось давать срочное разъяснение: комиссия любителей русского слова затем и создана, чтобы церковь и культура искали общий язык; о. Артемий высказал свое частное мнение; он имеет на него право, но оно ни в коей мере не выражает и т. д.

Отметим для начала, что «Куст сирени» уж вовсе случайно попал под раздачу: рассказ этот (1894) – предварительный эскиз «Поединка» – рассказывает о том, как муж поступает в военную академию и перед самой сдачей топографического чертежа сажает на него кляксу. В отчаянии он делает из кляксы куст. Экзаменатор, старый профессор, негодует: я эту местность знаю как свои пять пальцев, никакого куста там нет. Поручик в отчаянии, но его прелестная жена Верочка, которая одна поддерживает в нем боевой дух, кричит: нет, так будет! Она идет в ломбард, сдает браслет, на вырученные деньги они покупают несколько кустов сирени, сажают их на том самом месте, где у поручика клякса, и торжественно предъявляют экзаменатору. Поручик принят, супруги ликуют и с тех пор всегда улыбаются, вспоминая сирень. Как раз эта история вполне семейная, моральная, но, может, с точки зрения Академии ракетных войск действительно не очень правильно обманывать экзаменатора? Но тогда так и надо сказать, а не приплетать семейные ценности.

Что до бунинского «Кавказа» – мне тоже кажется, что это не лучший его рассказ, по крайней мере для детей. Почему не взять «Русю», «Красавицу», «Ворона», а обязательно давать эту историю супружеской измены? Правда, с точки зрения морали она как раз хороша, потому что эгоистичные любовники сбежали, а брошенный муж, нигде не найдя жену, побрился, позавтракал с шампанским и застрелился из двух револьверов. И школьник может догадаться, что следовать своим прихотям не всегда хорошо – другие могут обидеться и даже, чего доброго, побриться и застрелиться. Но что правда, то правда – есть у Бунина более чувствительные, нежные, более детские рассказы. И любой православный священник, как, впрочем, и всякий другой гражданин, вправе высказаться о том, что он считает душеполезным, а что – опасным. Но вот в чем штука: в наши времена, когда от церкви исходят исключительно запретительные инициативы, она не вправе обижаться на общественное мнение. Потому что общественное мнение не ждет от православных критиков русской литературы ничего хорошего.

Не во всякую, ох не во всякую новость поверит читатель! Я лично видывал людей, принявших за неумную шутку сообщение о выводе войск из Сирии. Мы же все время вводим, а выводим крайне редко; на всех путях стремимся к эскалации и никогда – к разрядке. Поверите ли вы, скажем, что православный священник рекомендует разрешить к прокату спорный фильм, а к изучению в школе – неоднозначное, но классическое произведение? Что он настаивает на непременном изучении «Сказки о попе и работнике его Балде», чтобы школьники знали об ошибках духовенства и радовались тому, насколько поумнели современные священнослужители? Поверите ли вы в Дмитрия Пескова, который дает подробный и внятный комментарий о реальных механизмах принятия решений в Кремле? В Рамзана Кадырова, наказывающего бандитов, избивших журналистов на границе с Ингушетией? В расследование истории с Игорем Каляпиным, на которого напали в Грозном? Да утка это все, чистое первое апреля. А вот в пресловутые выездные визы, которых еще нет, но уже надо обосновывать свое желание выехать, все поверили немедленно. В желание РПЦ скорректировать школьную программу – запросто. В то, что Владимир Путин возложил цветы к стеле в честь Сталина, – поголовно. И хотя все это пока фейк, тенденция очевидна.

А если Артемию Владимирову вдруг не нравится эта тенденция, – что вполне возможно, потому что человек он образованный, умный и далеко не обскурант, – я бы на его месте быстро нашел выход. Надо ему публично посоветовать российским властям кого-нибудь отпустить или что-нибудь разрешить. Не важно, что. Хотя бы еще пару рассказов Бунина. Две-три такие акции многих заставят пересмотреть свое отношение к РПЦ. Известно же, что нет лучшего воспитательного средства, чем чудо.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".