Архивная публикация 2002 года: "Перспективы роста"
К концу года цены несколько вырастут, но их рост будет ограничен финансовыми возможностями населения и предприятий.Увеличение ставки акцизов на бензин, сигареты и пиво, безусловно, отразится на уровне цен на эту продукцию и окажет некоторое влияние как на цены ряда других товаров, так и на общий уровень инфляции. Так, майский рост цен на бензин привел к скачку инфляции до 1,7% за месяц. Поэтому желание правительства удержать инфляцию в пределах 12% за этот год нереализуемо. Очевидно, что это отрицательно скажется и на реальных доходах населения.
Однако я бы не стал драматизировать ситуацию. Начнем с того, что, несмотря на существенное повышение акциза на табак и пиво (на 70--100% и на 25% соответственно), его доля в цене товара составляет 10--15%. Кроме того, табачный и пивной рынки являются высококонкурентными и высокорентабельными (если общий уровень рентабельности экономики составляет около 14--16%, то в этих отраслях он в 2--3 раза выше) и цена там в большей степени определяется спросом, нежели увеличением ставки акциза. Два этих фактора позволяют предположить, что цена на табак и пиво если и вырастет, то всего на несколько процентов и, если говорить о пиве, может быть неотличимой от сезонного роста в связи с увеличением потребления летом. При высокой конкурентности рынка и прибыльности производства компании, скорее всего, предпочтут несколько сократить свою прибыль, но не поднимать цены существенно.
Кроме того, нельзя забывать, что вместе с увеличением акциза исчезает оборотный дорожный налог. Производители табака и пива сейчас работают в большинстве своем "в белую", то есть платят все налоги. Поэтому отмена дорожного налога отчасти компенсирует увеличение акциза.
Несколько сложнее ситуация с бензином. Однако нужно учесть, что нефтяные компании, готовясь к 45-процентному увеличению акциза, уже начали повышать цены на топливо. И рост будет не после увеличения акциза. Цена на бензин за последние три месяца уже увеличилась на 20% и, возможно, до конца года повысится еще на 10--15%. То есть к началу будущего года компании компенсируют свои потери, и дальше цена едва ли будет расти. Ведь рост цен на бензин, равно как и на все другие товары, сталкивается со спросовыми ограничениями. Конечно, на бензиновом рынке конкуренция не так высока, как на пивном и табачном, но потолок спроса существует и здесь. И речь идет не только о гражданах, но и о сельхозпроизводителях, госпредприятиях, армии. У них, так же как и у граждан, бюджеты ограничены.
Но когда мы говорим о "потолке спроса", нельзя забывать и о том, что с конца 2000 года цена на бензин, в отличие от того же табака и пива, падала. По данным Госкомстата, в течение прошлого года цена на бензин снизилась на 10%. А за это время номинальные доходы населения возросли. То есть резерв для практически безболезненного повышения цены на 15--20% есть. Думаю, что даже при повышении цены еще на 10--15% никакой катастрофы не произойдет.
Распространено представление о том, что с ростом цен на топливо начинают повышаться все остальные цены. Это и так, и не так. Структура рентабельности ряда товаров никак не связана со стоимостью бензина. Например, для металлургов она не имеет почти никакого значения. Существует ограниченное количество отраслей, где эта связь прослеживается. Это розничная торговля (в связи со стоимостью перевозок), сельское хозяйство (которое является основным потребителем топлива) и транспорт. Но повышение цен в этих отраслях прежде всего затрагивает бюджеты граждан.
Для населения, кроме того, большое значение будет иметь и общая конструкция, придуманная правительством по компенсации дорожного налога. Совпадает три фактора. Первый -- введение транспортного налога вместо налога на владельцев транспортных средств. Его ставки будут выше существующих в 5--10 раз. Причем как на легковые, так и на грузовые автомобили. То есть владелец "Жигулей" вместо 120--150 рублей в нынешнем году должен будет заплатить 500--600 рублей в следующем. Второй фактор -- с 1 июля будущего года вводится обязательное страхование транспортных средств. Люди должны будут заплатить определенную сумму, которая сопоставима с новым транспортным налогом -- 400--600 рублей в год. Вырастут и все сборы, связанные с прохождением технического осмотра. То есть владелец "Жигулей" вынужден будет выложить около 1,5 тыс. рублей за год. Конечно, это не заставит большинство граждан отказаться от эксплуатации автомобиля вообще, но, возможно, ряд людей ограничат использование автомобиля. Что, кстати, приведет к сокращению спроса на бензин и, как следствие, сократит рост его цены.
К концу года цены несколько вырастут, но их рост будет ограничен финансовыми возможностями населения и предприятий.Увеличение ставки акцизов на бензин, сигареты и пиво, безусловно, отразится на уровне цен на эту продукцию и окажет некоторое влияние как на цены ряда других товаров, так и на общий уровень инфляции. Так, майский рост цен на бензин привел к скачку инфляции до 1,7% за месяц. Поэтому желание правительства удержать инфляцию в пределах 12% за этот год нереализуемо. Очевидно, что это отрицательно скажется и на реальных доходах населения.
Однако я бы не стал драматизировать ситуацию. Начнем с того, что, несмотря на существенное повышение акциза на табак и пиво (на 70--100% и на 25% соответственно), его доля в цене товара составляет 10--15%. Кроме того, табачный и пивной рынки являются высококонкурентными и высокорентабельными (если общий уровень рентабельности экономики составляет около 14--16%, то в этих отраслях он в 2--3 раза выше) и цена там в большей степени определяется спросом, нежели увеличением ставки акциза. Два этих фактора позволяют предположить, что цена на табак и пиво если и вырастет, то всего на несколько процентов и, если говорить о пиве, может быть неотличимой от сезонного роста в связи с увеличением потребления летом. При высокой конкурентности рынка и прибыльности производства компании, скорее всего, предпочтут несколько сократить свою прибыль, но не поднимать цены существенно.
Кроме того, нельзя забывать, что вместе с увеличением акциза исчезает оборотный дорожный налог. Производители табака и пива сейчас работают в большинстве своем "в белую", то есть платят все налоги. Поэтому отмена дорожного налога отчасти компенсирует увеличение акциза.
Несколько сложнее ситуация с бензином. Однако нужно учесть, что нефтяные компании, готовясь к 45-процентному увеличению акциза, уже начали повышать цены на топливо. И рост будет не после увеличения акциза. Цена на бензин за последние три месяца уже увеличилась на 20% и, возможно, до конца года повысится еще на 10--15%. То есть к началу будущего года компании компенсируют свои потери, и дальше цена едва ли будет расти. Ведь рост цен на бензин, равно как и на все другие товары, сталкивается со спросовыми ограничениями. Конечно, на бензиновом рынке конкуренция не так высока, как на пивном и табачном, но потолок спроса существует и здесь. И речь идет не только о гражданах, но и о сельхозпроизводителях, госпредприятиях, армии. У них, так же как и у граждан, бюджеты ограничены.
Но когда мы говорим о "потолке спроса", нельзя забывать и о том, что с конца 2000 года цена на бензин, в отличие от того же табака и пива, падала. По данным Госкомстата, в течение прошлого года цена на бензин снизилась на 10%. А за это время номинальные доходы населения возросли. То есть резерв для практически безболезненного повышения цены на 15--20% есть. Думаю, что даже при повышении цены еще на 10--15% никакой катастрофы не произойдет.
Распространено представление о том, что с ростом цен на топливо начинают повышаться все остальные цены. Это и так, и не так. Структура рентабельности ряда товаров никак не связана со стоимостью бензина. Например, для металлургов она не имеет почти никакого значения. Существует ограниченное количество отраслей, где эта связь прослеживается. Это розничная торговля (в связи со стоимостью перевозок), сельское хозяйство (которое является основным потребителем топлива) и транспорт. Но повышение цен в этих отраслях прежде всего затрагивает бюджеты граждан.
Для населения, кроме того, большое значение будет иметь и общая конструкция, придуманная правительством по компенсации дорожного налога. Совпадает три фактора. Первый -- введение транспортного налога вместо налога на владельцев транспортных средств. Его ставки будут выше существующих в 5--10 раз. Причем как на легковые, так и на грузовые автомобили. То есть владелец "Жигулей" вместо 120--150 рублей в нынешнем году должен будет заплатить 500--600 рублей в следующем. Второй фактор -- с 1 июля будущего года вводится обязательное страхование транспортных средств. Люди должны будут заплатить определенную сумму, которая сопоставима с новым транспортным налогом -- 400--600 рублей в год. Вырастут и все сборы, связанные с прохождением технического осмотра. То есть владелец "Жигулей" вынужден будет выложить около 1,5 тыс. рублей за год. Конечно, это не заставит большинство граждан отказаться от эксплуатации автомобиля вообще, но, возможно, ряд людей ограничат использование автомобиля. Что, кстати, приведет к сокращению спроса на бензин и, как следствие, сократит рост его цены.
МИХАИЛ ЗАДОРНОВ, депутат Государственной думы, экс-министр финансов
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".