Милашка Марк
Тот, кто следит за Марком Цукербергом, заметили, как сильно он изменился. Не исключено, что перемены произошли в нем благодаря кинематографу: фильм «Социальная сеть», который вышел на экраны, когда начинался глобальный взлет Facebook, представил его основателя заносчивым, бесцеремонным, предающим своих друзей и презирающим свою девушку подлецом. С тех пор Цукерберг пытается противопоставить экранной истории собственную. Сюжет в ней другой: он – благодетель человечества.
Те, кто следит за Марком Цукербергом, заметили, как сильно изменился основатель социальной сети Facebook. Он стал более открытым, красноречивым, ушла напряженность в общении. Он по-прежнему не блещет харизмой и не способен удерживать внимание аудитории. Но продолжает твердо верить, что технологии и интернет спасут мир.
Перемены в личности предпринимателя весьма примечательны: былой интроверт-компьютерщик теперь намного доступнее для общения, чем большинство крупных представителей технологической отрасли. Цукерберг почти всегда появляется на публичных корпоративах, лично представляет новые продукты. За последние годы он стал вполне пристойным оратором и, хотя не умеет зажигать людей, как Стив Джобс, на сцене говорит свободно, без запинок. Это приветливый человек, а не тот холодный тип, каким в 2010 году его изобразил Голливуд в «Социальной сети».
Вероятно, столь разительные перемены в Марке Цукерберге произошли благодаря кинематографу: фильм сформировал у людей представление об основателе Facebook, когда начинался глобальный взлет его детища. «Социальная сеть» – это вымысел. Однако миллионы людей увидели Цукерберга несимпатичным подлецом, заносчивым, бесцеремонным, предающим своих друзей и презирающим свою девушку.
Для реального Цукерберга фильм стал горьким уроком: любые бизнес-успехи мало чего стоят, когда все считают тебя ничтожеством. А если мир навесил на кого-то такой ярлык, придется долго работать над улучшением имиджа. Одновременно с выходом картины в прокат Цукерберг объявил, что жертвует $100 млн на создание образцовых школ в Ньюарке, штат Нью-Джерси. То, что тогда могло быть рефлексивной реакцией, впоследствии переросло в стратегию. С тех пор Цукерберг неустанно пытается противопоставить кинематографической истории собственную. Сюжет в ней другой: он – благодетель человечества. Милашка Марк.
Он делает немало, чтобы мир в это поверил. Пожертвовал на образовательные программы и на медицинские исследования намного больше миллиарда долларов, начал высказываться по политическим вопросам, выступил с речью перед ООН, активно поддерживал однополые браки… Своего апогея работа над имиджем достигла 1 декабря: по случаю рождения дочери Макс Цукерберг объявил, что в течение жизни пожертвует почти все личное состояние, передав 99% своиха на сегодня это почти 45 миллиардов долларов – благотворительному фонду. Цукерберг и его супруга Присцилла Чан, участвующая в управлении фондом, объяснили это решение в открытом письме своей дочери. Они осознают свою «моральную ответственность за детей следующего поколения» и четко формулируют «миссию»: способствовать прогрессу человечества и равенству.
Бедность, голод, болезни – едва ли найдется бич человечества, против которого не планирует бороться Цукерберг. Два года назад Цукерберг написал эссе, в название которого был вынесен вопрос: «Доступ в интернет: право человека?» По сути, автор попытался разобраться, что должно произойти, чтобы объединить «следующие пять миллиардов человек». И этот его текст тоже сочетает в себе манифест, декларацию и прокламацию. Цукерберг пишет: «Давая всем людям выход в интернет, мы не только делаем лучше миллиарды человеческих жизней, но и самих себя, поскольку получаем доступ к новым идеям и к дополнительной производительности, которые появляются в мире». Что это – похвальная цель? Или попытка придать псевдофилософский контекст становлению онлайн-монополиста? Шаг вперед для всего человечества? Или шаг в цифровое будущее, где доминирует Facebook? Окончательно ответить на все эти вопросы сегодня не может никто.
С преображением Цукерберга меняться начал и Facebook. Социальная сеть по-прежнему остается ядром компании, однако корпоративные амбиции давно другие.лабораторию, которая занимается разработкой беспилотных летательных аппаратов, спутников и инфракрасных лазерных систем, благодаря которым возможность подключения к интернету должна появиться даже в самых отдаленных уголках нашей планеты. Facebook, как и Google с Microsoft, в последнее время активно переманивал сотрудников из NASA и космических концернов… С недавних пор концерн активно инвестирует в исследования в области искусственного интеллекта, играет одну из ведущих ролей в создании виртуальной реальности, интенсивно разрабатывает оборудование, способное самообучатьсяпосерьезнел.
Впрочем, визионерские идеи Цукерберга возникли не сами по себе. За его повесткой дня всегда проглядывает большой вопрос: может ли прогресс спасти мир? В Кремниевой долине ответ не вызывает сомнений: да, может. И потому большие амбиции Цукерберга не уникальны. Он, как и основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин и как некогда Стив Джобс, относится к той очень специфической когорте предпринимателей, которая за прошедшие десятилетия сложилась в Кремниевой долине. Это по-своему идеалисты, убежденные, что работают на благо всего человечества и способствуют тому, чтобы цивилизация двигалась вперед большими шагами – в частности, потому, что никто, кроме них, этим не занимается. В такой убежденности выражается недоверие к государству и другим общественным институтам. Поэтому в письме к дочери Цукерберг и говорит, что считает своим долгом взять в свои руки строительство будущего.
В своем письме к дочери Цукерберг формулирует этот принцип следующим образом: «Технологический прогресс во всех сферах должен служить тому, чтобы твоя жизнь была лучше, чем наша сегодня». В этих словах и 45 миллиардах пожертвований выражается радикальный оптимизм технофила.
Трудно сказать, действительно ли такой колоссальный вклад в благотворительность позволит раскрутить столь гигантский маховик, как хотелось бы Цукербергу. Эти средства будут в течение многих лет распределяться между множеством проектов. Те 100 млн долларов, которые Цукерберг пожертвовал пять лет назад на развитие образовательной системы Нью-Джерси, уже израсходованы.
Эксперты в области образования едины в оценке результата: он нулевой.
Печатается в сокращении.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".