26 ноября 2024
USD 103.79 +1.21 EUR 108.87 +1.45
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Главлит"

Архивная публикация 2004 года: "Главлит"

Победу на парламентских выборах в Литве одержал русский по национальности политик, известный своим богатством и эксцентричностью. Местная политическая элита таких людей не переносит, а избиратели почему-то к ним тянутся - наверное, за широкой душой.По итогам второго тура парламентских выборов в Литве победу одержала Трудовая партия во главе с Виктором Успасских. С ее почти 40 депутатскими мандатами (из 141) она может создать крупнейшую фракцию в парламенте. Соперники Успасских пытаются создать коалицию, чтобы не дать ему возможность занять пост премьер-министра: ведь даже в советские времена эту республику никогда не возглавлял русский.

Победу на парламентских выборах в Литве одержал русский по национальности политик, известный своим богатством и эксцентричностью. Местная политическая элита таких людей не переносит, а избиратели почему-то к ним тянутся - наверное, за широкой душой.По итогам второго тура парламентских выборов в Литве победу одержала Трудовая партия во главе с Виктором Успасских. С ее почти 40 депутатскими мандатами (из 141) она может создать крупнейшую фракцию в парламенте. Соперники Успасских пытаются создать коалицию, чтобы не дать ему возможность занять пост премьер-министра: ведь даже в советские времена эту республику никогда не возглавлял русский.

Объединяющим фактором для соперников служит происхождение Виктора Успасских - он родом из Архангельской области и живет в Литве лишь с 1987 года. Этого им достаточно, чтобы объявить лидера Трудовой партии "агентом Москвы". Хотя, конечно, никакой он не агент. А просто удачливый и эксцентричный бизнесмен, превыше всего ценящий свою карьеру. Вроде нашего Брынцалова или, если угодно, итальянца Сильвио Берлускони.

Молодой сварщик с девятью классами образования (высшее экономическое образование он получил позже и по ускоренной схеме), Виктор Успасских первый раз приехал в Литву в 1985 году на строительство газопровода в Паневежском районе. Ему тогда было двадцать шесть лет. Поучаствовав в этом строительстве, он уехал на работу в Финляндию. И даже едва там не остался: по его собственному признанию, его начали одолевать мысли о том, что он не сможет реализовать свой потенциал в Советском Союзе. А еще через два года бригаду Успасских снова пригласили в Литву на строительство ветки газопровода в Кедайняй.

Распад Советского Союза открыл перед Успасских новые возможности. Он не стал возвращаться в Россию, а получил литовское гражданство - благо, русским в этой республике давали его без проблем.

Как газовщик со стажем, Виктор понимал, что крутиться около "трубы" всегда очень выгодно. К тому же у него имелись неплохие знакомства в "Газпроме": зампред правления газовой монополии Николай Гуслистый был его давним другом. Гуслистый был своего рода газпромовским "завхозом" - он отвечал за бартерные сделки. А Литва в начале 90-х нередко расплачивалась за газ по бартеру, часто продуктами. Так и определились два стратегических направления бизнеса Успасских - газ и пищевая промышленность. К 1996 году его концерн Vikonda стал контролировать около 80% процентов поставок газа в Литву. А владелец концерна сколотил огромное, по меркам Литвы, состояние в $54 млн.

Баян и огурчики

Возможно, Успасских однажды просто стало скучно заниматься одним лишь бизнесом. А возможно, ему захотелось найти новый способ потешить самолюбие. Однако к концу 90-х он серьезно увлекся политикой.

Плацдарм для такого дорогого увлечения у него к этому моменту уже был. В 1990 году, регистрируя в городе Кедайняй первую фирму будущего холдинга Vikonda - Efektas, Успасских одновременно приступил к созданию этакой собственной вотчины на территории Литвы. Трудоустроив население городка и его окрестностей и не жалея денег на его благоустройство, Успасских сразу завоевал популярность среди местных жителей. Сейчас мэром Кедайняй является вице-президент Vikonda.

А еще Виктор Успасских понял, что для успеха в литовской политике надо быть литовцем, а не русским. Он выучил литовский язык и сейчас говорит на нем даже дома. Жена Успасских, Иоланта, - коренная литовка. Кроме того, Виктор постоянно заявляет, что он не понимает, каким образом ущемляются права русскоязычного населения на его новой родине. По его мнению, человек с головой на плечах нигде не будет голодать. Тут в цепи рассуждений следует пример самого Виктора Успасских. Естественно, такая позиция очень импонирует многим коренным литовцам.

Прочные позиции в Паневежском районе, капитал, неплохие связи - все это и позволило владельцу Vikonda быстро стать одним из влиятельных литовских политиков.

В 1997 году он был избран президентом Национальной конфедерации мелкого и среднего бизнеса, сменив ушедшего в отставку с этого поста после обвинения в коррупции депутата сейма Аудрюса Буткявичюса. Затем, в 1999 году, стал президентом Конфедерации предпринимателей и работодателей Литвы. В 2000 году началась карьера Успасских в парламенте Литвы - он прошел в сейм по спискам социал-либеральной партии "Новый союз". А затем, после того как спикером парламента стал лидер социал-либералов Артурас Паулаускас, Успасских был избран председателем комитета сейма по экономике.

Использовав по максимуму все возможности, которые представились ему в 2000 году, Успасских начал задумываться о 2004-м. В прошлом году он оставил пост председателя комитета по экономике и 18 октября 2003 года, ровно за год до выборов, провел учредительный съезд своей Партии труда. При этом сразу пообещал, что партия выиграет парламентские выборы.

И партия выборы выиграла. Некоторое количество популистских лозунгов, нарочитое отсутствие четкой идеологии, что особенно выгодно смотрится на фоне тех литовских политиков, которые с упорством, достойным лучшего применения, твердят о скорейшей интеграции в Европу, способности шоумена (Успасских пел избирателям песни под баян) - всего этого оказалось достаточно.

Кстати, рядовой избиратель в первый раз услышал об Успасских после того, как председатель комитета сейма по экономике снялся в рекламе знаменитых кедайняйских огурчиков Geras vaizdelis, которые выпускаются на консервном заводе, принадлежавшем ранее парламентарию, а сейчас - его жене. Эта акция одновременно помогла и огурчикам, и члену парламента: во-первых, улыбающееся лицо Успасских на этикетке, как выяснилось, вызывало у потребителей аппетит, во-вторых, участие депутата в рекламе привело к скандалу, широко освещавшемуся в прессе и на телевидении - по конституции, пост члена парламента не может совмещаться с работой в коммерческих и других частных учреждениях и компаниях. Бдительные депутаты - соперники Успасских - не упустили случая подать запрос в комитет по служебной этике литовского сейма. Скандал сразу сделал бывшего сварщика очень известным.

Зов крови

Похоже, Виктор Успасских устал от того, что его все время ассоциируют с маринованными огурцами или песнями под баян.

Он жаждет иной славы. Недавно он купил имение Столыпиных в Колноберже близ Каунаса. По словам Успасских, целью покупки стало стремление увековечить память российского реформатора, создав в имении музей Петра Столыпина и добившись от России закрепления официального статуса за этим музеем. Решение это трудной задачи поднимет достаточно шума в СМИ, чтобы у литовского электората (а заодно и у московских политиков) возникла в голове прочная связка Успасских-Столыпин.

А ведь есть еще малая родина... В поселке Урдома Ленского района Архангельской области по-прежнему живут мама и братья Виктора Успасских. И в отношении к родному поселку проявляется вся та широта его души, которая, видимо, не может полностью реализоваться в Литве.

Уже построен храм Казанской иконы Божией Матери в Урдоме. Кстати, его освящение в 2000 году было совмещено с празднованием Дня Урдомы. Уже несколько лет подряд 17 июля Виктор Успасских с помпой отмечает День своего родного поселка. На освящение храма в Урдому приехала не только "Машина времени" и Маша Распутина, но и Патриарх Всея Руси Алексий II. Патриарх освятил построенный силами концерна Vikonda на деньги Успасских храм. А потом на концерте для жителей поселка спели Макаревич с Распутиной. Одновременно важные гости литовского бизнесмена отдыхали неподалеку в ресторане, который Успасский строил параллельно с храмом. Правда, по признанию урдомчан, до строительства храма у них особо и верующих не было, да и новый ресторан пользуется спросом только 17 июля. И все-таки ресторан Урдоме нужен - Успасских любит шоу.

А помимо малой родины есть еще "Газпром". "Газпрому" Успасских тоже дарит церкви. Одна уже стоит на территории принадлежащей газовой монополии гостиницы "Одиссея Лазаревское", что на черноморском побережье в Сочи. Этот храм, как ни удивительно, освящал также Алексий II.

В России тоже встречаются такие политики. Взять хоть водочно-фармацевтического магната Владимира Брынцалова, когда-то выдвигавшего свою кандидатуру на выборах президента, а потом успешно избравшегося в Госдуму. Однако у нас такие персонажи никогда не делают удачной политической карьеры. А вот в сугубо европейской Литве избирателей почему-то влекут именно такие люди. Напомним, что еще недавно литовский парламент объявил импичмент другому "лихому парню" - президенту Роландасу Паксасу. Избиратели ответили парламентариям, отдав голоса Успасских. Соскучились, видимо, избиратели по широкой душе.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".