Архивная публикация 2005 года: "Ураганы и спекулянты"
Ураган «Катрина», остановив более 200 добывающих платформ в Мексиканском заливе и парализовав работу 8 американских НПЗ, вызвал очередной всплеск цен на нефть. Стоимость барреля черного золота зашкалила за $70, породив прогнозы о приближении глобального энергетического кризиса. Но паниковать пока не стоит: дефицита нефти и нефтепродуктов на рынке нет.Mировой рынок нефти в очередной раз подтвердил свою спекулятивную природу: формирование цены на углеводородное сырье зачастую зависит не от реальной ситуации, а от «хороших» или «плохих» новостей. И не важно, насколько они в действительности отражают текущее соотношение спроса и предложения нефти. События, связанные с ураганом «Катрина», стали тому подтверждением.
Иван да Катрина
Побережью Мексиканского залива не везет второй год подряд. Осенью 2004-го на него обрушился ураган «Иван», из-за которого нефтедобыча здесь была остановлена. Это сократило ежесуточный объем добычи нефти в Соединенных Штатах на 1 млн. баррелей, усложнив загрузку американских НПЗ. Тогда же цена на нефть на мировом рынке «пробила» психологически важный рубеж в $50 за баррель. Год спустя новый ураган, с нежным именем «Катрина», нанес еще более ощутимый ущерб нефтяной промышленности Америки.
Окончательных оценок разрушительных последствий «Катрины» еще нет, но в Вашингтоне не сомневаются, что после подсчета ущерба цифры окажутся весьма внушительными.
Пока лишь известно, что из-за «Катрины» была остановлена работа 228 нефтегазодобывающих платформ, а их персонал — эвакуирован. В результате добыча в этом регионе упала на 95%. Кроме того, прекратили переработку восемь крупных НПЗ побережья Мексиканского залива, суммарная мощность которых составляет 1,5—2 млн. баррелей нефти в сутки.
Заметим, доля сырья, добываемого в Мексиканском заливе, достигает сегодня 23% от общего объема добычи углеводородов в США. Что касается остановивших работу НПЗ, то это 11% перерабатывающих мощностей страны.
Кроме того, по данным авторитетного агентства Platts, из-за снижения добычи нефти после урагана «Катрина» еще 12 нефтеперерабатывающих заводов побережья Мексиканского залива снизили загрузку на 50—75%.
В результате цена на нефть в США и Европе подскочила в промежутке между августом и сентябрем до рекордных показателей: $70,8 за баррель она стоила на Нью-Йоркской бирже и $68,9 — в Лондоне. По информации авторитетного агентства Argus Media, на 1 сентября пришелся пик роста цен в портах: за сорт Brent в Северо-Западной Европе просили около $65,7 за баррель, а на побережье Мексиканского залива — уже $67,7. Это на 6—7% больше, чем, например, 18 августа, когда на Мексиканском побережье еще было тихо.
За ценой на нефть традиционно потянулись и цены на бензин. В сравнении с 18 августа 1 сентября цены на высооктановые бензины в порту Нью-Йорка и на терминалах Северо-Западной Европы поднялись на 60% и 38% соответственно. А на заправках в США топливо стоило уже $0,8—0,9 за литр, то есть на 20% больше, чем неделей ранее.
Перед руководством США замаячила серьезная проблема: страна приготовилась пережить кризис со снабжением нефтепродуктами, цены на которые начали идти вверх. Прокуроры нескольких штатов даже пригрозили начать расследование действий местных владельцев АЗС, заподозрив их в спекуляции.
Начали подниматься и цены на АЗС в странах Европейского союза. Запахло паникой: некоторые зарубежные СМИ и наблюдатели поспешили объявить о новом мировом энергетическом кризисе, напророчив цену за баррель нефти в $100 уже в сентябре.
Первым снизить градус кипения попытался генеральный секретарь ОПЕК Аднан Шихаб-Эльдин, заявивший в начале сентября о том, что цена нефти в $70 за баррель является пиковой и в ближайшее время должна снизиться. Нефти на рынке достаточно, а значит, перебоев с поставками сырья ожидать не стоит.
Практически одновременно с представителем ОПЕК выступил и глава Международного энергетического агентства (создано развитыми странами в 1974 году, после нефтяного кризиса 1973 года, для урегулирования проблем, связанных с ценами на энергоносители и обеспечением энергоресурсами. — «Профиль») Клод Мандиль, который призвал страны, входящие в МЭА, «распечатать» свои стратегические нефтяные резервы. В противном случае, по словам Мандиля, мир действительно столкнется с глобальным энергетическим кризисом.
Только дайте повод
Со 2 сентября цены на нефть на мировом рынке начали постепенно снижаться. Формально это происходило по двум причинам. Во-первых, МЭА обнародовало решение отправлять в США по 2 млн. баррелей в день в течение месяца. Напомним, в распоряжении Международного энергетического агентства — резервные запасы нефти и нефтепродуктов 26 развитых стран (в числе которых США, Германия, Япония, Канада). Этих объемов достаточно для того, чтобы каждая из стран-участниц могла в течение двух месяцев обходиться без импорта сырья.
На момент сдачи номера в печать было известно, что самые существенные поставки из резервов МЭА обеспечат США — 30 млн. баррелей и Япония — 7,3 млн. баррелей. Кроме того, в первых числах сентября американские власти объявили о том, что отправят на внутренний рынок дополнительно 11,6 млн. баррелей нефти из своих стратегических запасов.
На новостях о поступлении на американский рынок резервных запасов цены на нефть в начале прошлой недели снизились уже до $67,4 за баррель в Нью-Йорке и $66,6 в Лондоне. Это же произошло и с ценами на нефтепродукты в США и ЕС. На американском рынке бензин подешевел до $0,5—0,7 за литр.
Стоит обратить особое внимание на тот факт, что к моменту, когда цены на нефть пошли вниз, резервные объемы сырья еще не попали на рынок. По предварительным планам, поставки МЭА должны были начаться 5 сентября, а значит, нефть в США должна попасть не раньше 15—20 сентября. Что же касается обещанных властями США 11,6 млн. баррелей, то они поступят на американский рынок только на этой неделе.
Иными словами, трейдеров на нефтяных биржах совершенно не волновали соображения о том, хватает ли на рынке в реальности нефти или нет? Ведь роста цен, по большому счету, ничто не провоцировало: производители ОПЕК добывали в это время на 1—2 млн. баррелей в день больше, чем уровень рыночного спроса. Да и падение объемов добычи в США незначительно для рынков Нового и Старого Света в целом.
Так что трейдеры, воспользовавшись ситуацией, похоже, просто блестяще «отыграли» очередной повод (ураган «Катрина» и временные трудности со снабжением нефтепродуктами в США. — «Профиль») для скачка цен до $70 за баррель. Снижение же цен с начала сентября началось потому, что сам по себе этот повод себя исчерпал.
Будущее непредсказуемо
По прогнозам Platts, цены на нефть и нефтепродукты в ближайшее время еще немного снизятся — и в США, и в Европе. В Platts наотрез отказались прогнозировать, как будут вести себя цены на нефть в более отдаленной перспективе — например, до конца года. Глава МЭА Клод Мандиль был столь же категоричен, вообще отказавшись обсуждать с «Профилем» прогнозы цен на нефть, дабы не порождать никаких спекуляций.
Нефтяная промышленность США
В США работает 144 НПЗ мощностью около 17 млн. баррелей в сутки. 10% потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов покрывается за счет импорта. В 2004 году США импортировали около 911 тыс. баррелей бензина в день. Две трети этого объема приходит из Канады и Европы. США добывают 7,8 млн. баррелей нефти и нефтяного конденсата в сутки, а 11,8 млн. — импортируют. Основные поставщики сырья — Канада (1,6 млн. баррелей в сутки), Мексика (1,6 млн.), Персидский залив в целом (2,4 млн., из которых 1,5 млн. — Саудовская Аравия), а также Венесуэла (1,3 млн.). Стратегические резервы нефти США могут достигать 1 млрд. баррелей. Сегодня их объем — 700 млн. баррелей. Решение о создании стратегического резерва было принято руководством США после нефтяного кризиса 1973 года. Решение же об их использовании может принять только президент. Для хранения нефти используются подземные пустоты на побережье Мексиканского залива. Последний раз США прибегали к стратегическим запасам в прошлом году, после урагана «Иван», выделив для нужд внутреннего рынка 5,4 млн. баррелей нефти.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".