Архивная публикация 2006 года: "Историческая правда"
Рынок кредитных бюро, собирающих кредитные истории, только-только начал принимать отчетливые очертания. Но конкуренция развернулась уже нешуточная: едва попав в реестр, бюро ринулись захватывать доли рынка, расталкивая локтями коллег по цеху. Впрочем, главный бой за «личное дело» заемщиков еще впереди. Виюне этого года финансовое сообщество отпраздновало год с момента вступления в силу закона о бюро кредитных историй (БКИ). Эти организации призваны собирать данные о платежах заемщиков и делиться ими с банками. За это время на свет успел появиться регулятор БКИ — им была назначена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Сегодня в его реестре значится 20 бюро (9 московских и 11 региональных), хотя еще осенью прошлого года было зарегистрировано порядка 60 юридических лиц, у которых в названии были слова «Бюро кредитных историй». Но не всем из них удалось получить лицензию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и пройти через сито ФСФР.
В принципе, за год банкам удалось сколотить неплохую команду БКИ. Из 20 организаций крупнейшим является Национальное бюро кредитных историй, созданное при Ассоциации российских банков (АРБ). Сегодня в составе его акционеров значатся такие розничные монстры, как Газпромбанк, Внешторгбанк, Альфа-банк, Ситибанк, а также ДельтаБанк, «Ак Барс», «Зенит», «Петрокоммерц». Партнерами НБКИ, заключившими договоры на обслуживание, стали 583 банка — то есть половина всех действующих в России кредитных организаций. За ним по масштабам следует московское БКИ «Инфокредит», его учредители — розничный гигант Сбербанк, а также такие неприметные игроки на рынке розничного кредитования, как Национальный резервный банк, Межрегиональный инвестиционный и, кроме того, группа компаний «Русагро». Количество своих партнеров по обмену информацией в бюро раскрывать не стали. Участники рынка говорят, что их не слишком много, менее десяти. Оно и понятно: это бюро — классический пример «карманной» организации, созданной для удовлетворения нужд одного-двух игроков, в данном случае Сбербанка, уж ему-то есть что скрывать от других участников рынка! Кто не верит — посмотрите на рейтинг «Профиля» крупнейших банков—кредиторов физлиц (1-е место в рейтинге). К разряду подобных БКИ относят и другого крупного игрока — «Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз», контролируемого Хоум Кредит энд Финанс Банком (5-е место) и процессинговой компанией «Глобал Пэйментс». На сегодня оно обменивается информацией с 50 банками. Название другого «карманного» игрока говорит само за себя — «Кредитное бюро Русский стандарт», — и работает он на благо второго по величине розничного кредитора, банк «Русский стандарт», который и значится среди заключивших договор на обслуживание в БКИ. Иные партнеры, по словам сотрудников бюро, намечаются, но имена их — великая тайна. Учредителем БКИ помимо ЗАО «Компания «Русский стандарт» (алкогольный производитель, контролирует более 90% акций одноименного банка) является физлицо — некий Ильгиз Мухаметдинов, замдиректора по производству в петербургском отделении компании «Русский стандарт водка». На такие ухищрения банки толкает закон, ограничивающий долю в руках одного акционера — не более 50%. Среди сильнейших региональных бюро эксперты называют Приволжское кредитное бюро, расположенное в Самарской области. Его учредители — местные розничные игроки: «Солидарность», «Автомобильный банкирский дом», ФИА-Банк, Тольяттихимбанк, в числе партнеров — 18 крупнейших банков региона.
По оценкам экспертов, в этих бюро уже сосредоточено порядка 95% кредитных историй заемщиков. Что же ждет остальных участников, в руках которых находится только порядка 5% досье на заемщиков? Вряд ли они успеют перетянуть одеяло «историй» на себя. Банки—старожилы рынка частных кредитов строго охраняют свои базы от посягательств, и, пока не существует рынка обмена базами, остальным участникам рассчитывать на передел рынка не приходится. Финансисты уже сейчас сходятся во мнении: количество бюро вскоре будет сокращаться. «Это вполне очевидно, некоторые из БКИ сегодня подписали договоры с огромным количеством банков, и понятно, что другие бюро просто не выживут», — полагает зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. «Через какое-то время мы увидим процедуры слияний бюро — их руководство поймет, что этот проект долгосрочный и требует дополнительных финансовых вливаний, а не только тех, которые были затрачены на начальном этапе на покупку техники и аренду помещения. И эти дополнительные средства надо будет где-то искать. Больших доходов их бизнес приносить не будет, поскольку такие проекты начинают окупаться лишь через несколько лет», — поясняет генеральный директор «Интерфакс ЦЭА» Михаил Матовников.
Пока рынок БКИ только зарождается и общее количество накопленных историй невелико (порядка 7 млн. историй тех граждан, которые с июня прошлого года взяли кредит и дали согласие передавать информацию о себе), банки не торопятся прибегать к помощи этих организаций. Да и сама работа бюро еще только тестируется (см. интервью на с.52). «На этом рынке два процесса происходят последовательно: накопление историй заемщиков и проявление интереса банков к получению отчетов. Сейчас пока идет процесс накопления. Банки запрашивают истории в бюро, но делают это нерегулярно, регулярные запросы начнут поступать, когда в бюро накопится не менее 10 млн. кредитных историй», — оценивает состояние рынка заместитель начальника управления регулирования профучастников и инфраструктурных организаций на финансовых рынках Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Алексей Волков. По оценкам экспертов, эту планку БКИ удастся достичь к концу года.
Борьба за лидерство
Но БКИ уже задумываются об ужесточении конкуренции, а потому не желают оставаться лишь хранилищами историй. Свою историческую функцию они видят несколько шире. Так, в настоящее время БКИ «Экспириан-Интерфакс» (единственное небанковское БКИ, в числе его акционеров — агентство «Интерфакс» и международное кредитное бюро Experian) тестирует услугу по проверке заемщика — не является ли он менеджером или собственником предприятия. Эти данные берутся из внутренней базы данных о юридических лицах, разработанной системой «Интерфакс-АКИ». Банкам эта информация может быть полезна — ведь зачастую мелкие и средние предприниматели берут потребительские кредиты для нужд своего бизнеса (см. «Профиль» №25), что создает определенные трудности для кредитных организаций. Банк, выдавая кредит частному лицу, оценивает его платежеспособность: запрашивает данные о зарплате, продолжительности работы ипр. Выдавая же кредит на нужды бизнеса, банк оценивает не лично заемщика, а его бизнес, прибыль, которую он приносит, перспективы его развития. Соответственно, кредитор может неправильно оценивать степень риска по этому кредиту. «Если у банка появится информация о том, что данный заемщик может быть руководителем предприятия или индивидуальным предпринимателем, это даст ему возможность лишний раз удостовериться, что выделенные средства не будут потрачены на развитие бизнеса, ведь риск невозврата по потребкредитам, которые потрачены на цели бизнеса, выше, чем если бы они были потрачены на нужды самого заемщика», — поясняет руководитель БКИ «Экспириан-Интерфакс» Николай Димченко.
Некоторые бюро подумывают предоставлять данные о размещенных заемщиком заявлениях на получение кредита в других банках. Таким образом кредитные организации смогут сравнить, насколько верную информацию указывает о себе клиент. Ведь, обратившись в какой-либо банк, можно указать один размер зарплаты, а обратившись в соседний — другую сумму. Заполненные заявления будут попадать в бюро из банков, с которыми у них заключены договоры. С помощью базы заполненных заявлений также можно идентифицировать заемщиков, сверяя паспортные данные и данные ИНН. Подобная сверка позволит снизить мошенничество, совершаемое на этапе оформления кредита, уверены эксперты.
Планируют БКИ внедрять и скоринг-программы для оценки заемщиков, аналогичные тем, какими пользуются банки при выдаче экспресс-кредитов. «В специальную анкету, разработанную бюро, будут вноситься данные из кредитной истории заемщика, оцениваться, выставляться баллы, на основании которых станет делаться вывод: выдавать или не выдавать кредит этому заемщику на запрашиваемую им сумму» , — рассказывает исполнительный директор БКИ «ГенИнформ» Григорий Юркин. Такую услугу планируется предоставлять в режиме онлайн, она окажется полезной небольшим банкам, не имеющим собственных разработок скоринг-программ. Но удовольствие это будет небесплатное — дополнительные услуги будут рассчитываться по отдельной таксе. Правда, представители бюро утверждают, что стоимость такой информации предполагается ниже, чем у историй: примерно $0,2—0,35 по сравнению с «историческими» $0,4—2. Хотя часть организаций пока не спешит взимать плату за свои ноу-хау. «Все будет зависеть от того, каким окажется спрос на эти дополнительные услуги. Они могут просто повышать статус бюро», — объясняет Димченко.
Но основным козырем в руках БКИ станут данные, полученные из небанковских источников — от сотовых операторов, жилищно-коммунальных служб, МГТС идр. Эта информация помогла бы более четко характеризовать платежную дисциплину граждан — по тому, насколько регулярно они платят за телефон, коммунальные услуги и т.д. Известно, что такие союзы уже заключены самыми активными БКИ с МТС и «ВымпелКомом». Еще больше веса в глазах кредитных организаций придаст бюро наличие официальной информации о доходах граждан (в настоящее время она зачастую покупается самими банками на черном рынке). Пока проверить истинный доход граждан чаще бывает невозможно — зарплаты у многих черные, а договориться о «нужной» цифре с руководством и бухгалтерией на случай проверочного звонка в офис труда не составляет,— такие официальные данные могут идти нарасхват. Даже в том случае, если они косвенно подтверждают платежеспособность граждан (например, данные о поездках за рубеж). Сейчас НБКИ совместно с АРБ ведут переговоры с Центробанком, Пенсионным фондом (ПФР), Федеральной налоговой службой (ФНС), ФСФР, Министерством внутренних дел и Федеральной таможенной службой об организации легального обмена информацией между бюро и органами государственной власти в режиме oнлайн. «Налаживание такого сотрудничества исключит возможность нахождения в нелегальном обороте баз данных, которыми сейчас активно торгуют на различных рынках, а банкам это даст возможность получать достоверную информацию», — рассказывает руководитель НБКИ Александр Викулин.
Контроль за историей
Бюро собираются превратиться в организации по «сканированию» заемщиков — этого нельзя не учитывать нам, простым смертным. Ведь многие россияне даже не задумываются над тем, какая информация может попасть в руки таких «спецорганизаций». Хотя, как показывает зарубежный опыт, в кредитных историях довольно часто встречается не только правдивая, но и ошибочная информация — по разным причинам, будь то технические сбои или казусы из-за мошеннических действий третьих лиц. Моя знакомая, проживающая в Лондоне, рассказывала, что не могла в течение нескольких лет получить небольшой кредит только потому, что ее карточным счетом воспользовался неизвестный: он указал его для оплаты некрупной покупки в интернет-магазине. Средств на нем не было, и моя знакомая попала в список должников. О приписанном «грехе» она узнала только год спустя, когда обратилась в банк за кредитом. После долгих выяснений и разбирательств ей удалось восстановить справедливость, однако кредитная история была уже подпорчена. В результате ей пришлось ждать, когда закончится срок давности по этому «греху». Обратись она в кредитное бюро и проверь информацию, узнала бы о мошенничестве намного раньше. «Гражданам, которые собираются по жизни жить в долг, следует почаще проверять свои кредитные истории», — рекомендует россиянам председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрий Янин.
Согласно отечественному закону о БКИ каждый заемщик имеет право один раз в год бесплатно получить свою кредитную историю и неограниченное количество раз — за определенную плату, устанавливаемую самими бюро (ориентировочно — 300—500 рублей). Узнать, в каком именно бюро находится история заемщика, можно через сайт Центробанка, послав запрос в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ). Для этого на специальной страничке сайта ЦБ (http://ckki.www.cbr.ru/ckki.aspx) необходимо указать код своей кредитной истории, его заемщик придумывает сам при оформлении кредита, паспортные данные и адрес электронной почты, на который вы хотите получить письмо с историей. Без кода данные о том, где хранится информация, можно будет узнать через любое другое бюро или банк, в котором заемщик брал кредит. Эта услуга будет платной — отдать придется около 100 рублей.
Получить же историю целиком с указанием сумм кредитов, сроков их погашения и данными об их оплате можно лишь в самом бюро. Для этого герою кредитной истории нужно прийти в офис бюро с паспортом. Если заемщик находится вдали от города или страны, он может попросить выслать «личное дело» банк, выдавший ему кредит и сотрудничающий с этим бюро.
«В случае, если заемщик считает, что его кредитная история содержит искаженные данные, он может их оспорить, написав заявление в БКИ. Там нужно указать о необходимости внесения изменений в свою кредитную историю. БКИ в течение 30 дней обязано провести дополнительную проверку информации, и, если заемщик не согласится с результатами, он может обжаловать их в судебном порядке», — поясняет заместитель начальника Управления розничных продуктов и услуг Международного Московского банка Александр Клименко.
Пока же, утверждают банкиры, россияне редко интересуются своей кредитной историей. «Большинство заемщиков о существовании кредитного бюро узнают непосредственно в банке при подаче заявки на кредит», — рассказывает председатель правления Импэксбанка Павел Лысенко. «В нашем банке согласие заемщика на предоставление соответствующей информации запрашивается при заполнении заявления для получения кредита. Клиент должен поставить отметку в поле «Согласен» или «Не согласен». По статистике, чуть более половины клиентов соглашаются на передачу данных в бюро кредитных историй. Это свидетельствует о том, что не все население до конца понимает, кому и какая информация в результате предоставляется, как она может быть использована и каковы последствия для самих заемщиков», — со вздохом констатирует директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов. «На наш взгляд, относительно хорошо информирован только небольшой слой финансово активных граждан, регулярно покупающих банковские услуги, в первую очередь кредиты», — добавляет Клименко.
В списках не значатся
Несмотря на узаконивание рынка БКИ и высокую прибыльность этого бизнеса во всем мире, на российскую землю еще не пришли такие международные монстры, как американские кредитные бюро Equifax и Dun and Bradstreet (D&B), исландское Creditinfo Group Ltd, которое уже представлено на постсоветском пространстве, и немецкие Infoscore и Schufa-AG.
Зато к работе приступили британо-американское бюро Experian и американо-итальянское предприятие TransUnion Crif, специализирующееся на программном обеспечении кредитных бюро и имеющее опыт по созданию бюро в 35 странах мира. TransUnion Crif участвовало в создании Национального бюро кредитных историй.
Рынок кредитных бюро, собирающих кредитные истории, только-только начал принимать отчетливые очертания. Но конкуренция развернулась уже нешуточная: едва попав в реестр, бюро ринулись захватывать доли рынка, расталкивая локтями коллег по цеху. Впрочем, главный бой за «личное дело» заемщиков еще впереди. Виюне этого года финансовое сообщество отпраздновало год с момента вступления в силу закона о бюро кредитных историй (БКИ). Эти организации призваны собирать данные о платежах заемщиков и делиться ими с банками. За это время на свет успел появиться регулятор БКИ — им была назначена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Сегодня в его реестре значится 20 бюро (9 московских и 11 региональных), хотя еще осенью прошлого года было зарегистрировано порядка 60 юридических лиц, у которых в названии были слова «Бюро кредитных историй». Но не всем из них удалось получить лицензию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и пройти через сито ФСФР.
В принципе, за год банкам удалось сколотить неплохую команду БКИ. Из 20 организаций крупнейшим является Национальное бюро кредитных историй, созданное при Ассоциации российских банков (АРБ). Сегодня в составе его акционеров значатся такие розничные монстры, как Газпромбанк, Внешторгбанк, Альфа-банк, Ситибанк, а также ДельтаБанк, «Ак Барс», «Зенит», «Петрокоммерц». Партнерами НБКИ, заключившими договоры на обслуживание, стали 583 банка — то есть половина всех действующих в России кредитных организаций. За ним по масштабам следует московское БКИ «Инфокредит», его учредители — розничный гигант Сбербанк, а также такие неприметные игроки на рынке розничного кредитования, как Национальный резервный банк, Межрегиональный инвестиционный и, кроме того, группа компаний «Русагро». Количество своих партнеров по обмену информацией в бюро раскрывать не стали. Участники рынка говорят, что их не слишком много, менее десяти. Оно и понятно: это бюро — классический пример «карманной» организации, созданной для удовлетворения нужд одного-двух игроков, в данном случае Сбербанка, уж ему-то есть что скрывать от других участников рынка! Кто не верит — посмотрите на рейтинг «Профиля» крупнейших банков—кредиторов физлиц (1-е место в рейтинге). К разряду подобных БКИ относят и другого крупного игрока — «Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз», контролируемого Хоум Кредит энд Финанс Банком (5-е место) и процессинговой компанией «Глобал Пэйментс». На сегодня оно обменивается информацией с 50 банками. Название другого «карманного» игрока говорит само за себя — «Кредитное бюро Русский стандарт», — и работает он на благо второго по величине розничного кредитора, банк «Русский стандарт», который и значится среди заключивших договор на обслуживание в БКИ. Иные партнеры, по словам сотрудников бюро, намечаются, но имена их — великая тайна. Учредителем БКИ помимо ЗАО «Компания «Русский стандарт» (алкогольный производитель, контролирует более 90% акций одноименного банка) является физлицо — некий Ильгиз Мухаметдинов, замдиректора по производству в петербургском отделении компании «Русский стандарт водка». На такие ухищрения банки толкает закон, ограничивающий долю в руках одного акционера — не более 50%. Среди сильнейших региональных бюро эксперты называют Приволжское кредитное бюро, расположенное в Самарской области. Его учредители — местные розничные игроки: «Солидарность», «Автомобильный банкирский дом», ФИА-Банк, Тольяттихимбанк, в числе партнеров — 18 крупнейших банков региона.
По оценкам экспертов, в этих бюро уже сосредоточено порядка 95% кредитных историй заемщиков. Что же ждет остальных участников, в руках которых находится только порядка 5% досье на заемщиков? Вряд ли они успеют перетянуть одеяло «историй» на себя. Банки—старожилы рынка частных кредитов строго охраняют свои базы от посягательств, и, пока не существует рынка обмена базами, остальным участникам рассчитывать на передел рынка не приходится. Финансисты уже сейчас сходятся во мнении: количество бюро вскоре будет сокращаться. «Это вполне очевидно, некоторые из БКИ сегодня подписали договоры с огромным количеством банков, и понятно, что другие бюро просто не выживут», — полагает зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. «Через какое-то время мы увидим процедуры слияний бюро — их руководство поймет, что этот проект долгосрочный и требует дополнительных финансовых вливаний, а не только тех, которые были затрачены на начальном этапе на покупку техники и аренду помещения. И эти дополнительные средства надо будет где-то искать. Больших доходов их бизнес приносить не будет, поскольку такие проекты начинают окупаться лишь через несколько лет», — поясняет генеральный директор «Интерфакс ЦЭА» Михаил Матовников.
Пока рынок БКИ только зарождается и общее количество накопленных историй невелико (порядка 7 млн. историй тех граждан, которые с июня прошлого года взяли кредит и дали согласие передавать информацию о себе), банки не торопятся прибегать к помощи этих организаций. Да и сама работа бюро еще только тестируется (см. интервью на с.52). «На этом рынке два процесса происходят последовательно: накопление историй заемщиков и проявление интереса банков к получению отчетов. Сейчас пока идет процесс накопления. Банки запрашивают истории в бюро, но делают это нерегулярно, регулярные запросы начнут поступать, когда в бюро накопится не менее 10 млн. кредитных историй», — оценивает состояние рынка заместитель начальника управления регулирования профучастников и инфраструктурных организаций на финансовых рынках Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Алексей Волков. По оценкам экспертов, эту планку БКИ удастся достичь к концу года.
Борьба за лидерство
Но БКИ уже задумываются об ужесточении конкуренции, а потому не желают оставаться лишь хранилищами историй. Свою историческую функцию они видят несколько шире. Так, в настоящее время БКИ «Экспириан-Интерфакс» (единственное небанковское БКИ, в числе его акционеров — агентство «Интерфакс» и международное кредитное бюро Experian) тестирует услугу по проверке заемщика — не является ли он менеджером или собственником предприятия. Эти данные берутся из внутренней базы данных о юридических лицах, разработанной системой «Интерфакс-АКИ». Банкам эта информация может быть полезна — ведь зачастую мелкие и средние предприниматели берут потребительские кредиты для нужд своего бизнеса (см. «Профиль» №25), что создает определенные трудности для кредитных организаций. Банк, выдавая кредит частному лицу, оценивает его платежеспособность: запрашивает данные о зарплате, продолжительности работы ипр. Выдавая же кредит на нужды бизнеса, банк оценивает не лично заемщика, а его бизнес, прибыль, которую он приносит, перспективы его развития. Соответственно, кредитор может неправильно оценивать степень риска по этому кредиту. «Если у банка появится информация о том, что данный заемщик может быть руководителем предприятия или индивидуальным предпринимателем, это даст ему возможность лишний раз удостовериться, что выделенные средства не будут потрачены на развитие бизнеса, ведь риск невозврата по потребкредитам, которые потрачены на цели бизнеса, выше, чем если бы они были потрачены на нужды самого заемщика», — поясняет руководитель БКИ «Экспириан-Интерфакс» Николай Димченко.
Некоторые бюро подумывают предоставлять данные о размещенных заемщиком заявлениях на получение кредита в других банках. Таким образом кредитные организации смогут сравнить, насколько верную информацию указывает о себе клиент. Ведь, обратившись в какой-либо банк, можно указать один размер зарплаты, а обратившись в соседний — другую сумму. Заполненные заявления будут попадать в бюро из банков, с которыми у них заключены договоры. С помощью базы заполненных заявлений также можно идентифицировать заемщиков, сверяя паспортные данные и данные ИНН. Подобная сверка позволит снизить мошенничество, совершаемое на этапе оформления кредита, уверены эксперты.
Планируют БКИ внедрять и скоринг-программы для оценки заемщиков, аналогичные тем, какими пользуются банки при выдаче экспресс-кредитов. «В специальную анкету, разработанную бюро, будут вноситься данные из кредитной истории заемщика, оцениваться, выставляться баллы, на основании которых станет делаться вывод: выдавать или не выдавать кредит этому заемщику на запрашиваемую им сумму» , — рассказывает исполнительный директор БКИ «ГенИнформ» Григорий Юркин. Такую услугу планируется предоставлять в режиме онлайн, она окажется полезной небольшим банкам, не имеющим собственных разработок скоринг-программ. Но удовольствие это будет небесплатное — дополнительные услуги будут рассчитываться по отдельной таксе. Правда, представители бюро утверждают, что стоимость такой информации предполагается ниже, чем у историй: примерно $0,2—0,35 по сравнению с «историческими» $0,4—2. Хотя часть организаций пока не спешит взимать плату за свои ноу-хау. «Все будет зависеть от того, каким окажется спрос на эти дополнительные услуги. Они могут просто повышать статус бюро», — объясняет Димченко.
Но основным козырем в руках БКИ станут данные, полученные из небанковских источников — от сотовых операторов, жилищно-коммунальных служб, МГТС идр. Эта информация помогла бы более четко характеризовать платежную дисциплину граждан — по тому, насколько регулярно они платят за телефон, коммунальные услуги и т.д. Известно, что такие союзы уже заключены самыми активными БКИ с МТС и «ВымпелКомом». Еще больше веса в глазах кредитных организаций придаст бюро наличие официальной информации о доходах граждан (в настоящее время она зачастую покупается самими банками на черном рынке). Пока проверить истинный доход граждан чаще бывает невозможно — зарплаты у многих черные, а договориться о «нужной» цифре с руководством и бухгалтерией на случай проверочного звонка в офис труда не составляет,— такие официальные данные могут идти нарасхват. Даже в том случае, если они косвенно подтверждают платежеспособность граждан (например, данные о поездках за рубеж). Сейчас НБКИ совместно с АРБ ведут переговоры с Центробанком, Пенсионным фондом (ПФР), Федеральной налоговой службой (ФНС), ФСФР, Министерством внутренних дел и Федеральной таможенной службой об организации легального обмена информацией между бюро и органами государственной власти в режиме oнлайн. «Налаживание такого сотрудничества исключит возможность нахождения в нелегальном обороте баз данных, которыми сейчас активно торгуют на различных рынках, а банкам это даст возможность получать достоверную информацию», — рассказывает руководитель НБКИ Александр Викулин.
Контроль за историей
Бюро собираются превратиться в организации по «сканированию» заемщиков — этого нельзя не учитывать нам, простым смертным. Ведь многие россияне даже не задумываются над тем, какая информация может попасть в руки таких «спецорганизаций». Хотя, как показывает зарубежный опыт, в кредитных историях довольно часто встречается не только правдивая, но и ошибочная информация — по разным причинам, будь то технические сбои или казусы из-за мошеннических действий третьих лиц. Моя знакомая, проживающая в Лондоне, рассказывала, что не могла в течение нескольких лет получить небольшой кредит только потому, что ее карточным счетом воспользовался неизвестный: он указал его для оплаты некрупной покупки в интернет-магазине. Средств на нем не было, и моя знакомая попала в список должников. О приписанном «грехе» она узнала только год спустя, когда обратилась в банк за кредитом. После долгих выяснений и разбирательств ей удалось восстановить справедливость, однако кредитная история была уже подпорчена. В результате ей пришлось ждать, когда закончится срок давности по этому «греху». Обратись она в кредитное бюро и проверь информацию, узнала бы о мошенничестве намного раньше. «Гражданам, которые собираются по жизни жить в долг, следует почаще проверять свои кредитные истории», — рекомендует россиянам председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрий Янин.
Согласно отечественному закону о БКИ каждый заемщик имеет право один раз в год бесплатно получить свою кредитную историю и неограниченное количество раз — за определенную плату, устанавливаемую самими бюро (ориентировочно — 300—500 рублей). Узнать, в каком именно бюро находится история заемщика, можно через сайт Центробанка, послав запрос в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ). Для этого на специальной страничке сайта ЦБ (http://ckki.www.cbr.ru/ckki.aspx) необходимо указать код своей кредитной истории, его заемщик придумывает сам при оформлении кредита, паспортные данные и адрес электронной почты, на который вы хотите получить письмо с историей. Без кода данные о том, где хранится информация, можно будет узнать через любое другое бюро или банк, в котором заемщик брал кредит. Эта услуга будет платной — отдать придется около 100 рублей.
Получить же историю целиком с указанием сумм кредитов, сроков их погашения и данными об их оплате можно лишь в самом бюро. Для этого герою кредитной истории нужно прийти в офис бюро с паспортом. Если заемщик находится вдали от города или страны, он может попросить выслать «личное дело» банк, выдавший ему кредит и сотрудничающий с этим бюро.
«В случае, если заемщик считает, что его кредитная история содержит искаженные данные, он может их оспорить, написав заявление в БКИ. Там нужно указать о необходимости внесения изменений в свою кредитную историю. БКИ в течение 30 дней обязано провести дополнительную проверку информации, и, если заемщик не согласится с результатами, он может обжаловать их в судебном порядке», — поясняет заместитель начальника Управления розничных продуктов и услуг Международного Московского банка Александр Клименко.
Пока же, утверждают банкиры, россияне редко интересуются своей кредитной историей. «Большинство заемщиков о существовании кредитного бюро узнают непосредственно в банке при подаче заявки на кредит», — рассказывает председатель правления Импэксбанка Павел Лысенко. «В нашем банке согласие заемщика на предоставление соответствующей информации запрашивается при заполнении заявления для получения кредита. Клиент должен поставить отметку в поле «Согласен» или «Не согласен». По статистике, чуть более половины клиентов соглашаются на передачу данных в бюро кредитных историй. Это свидетельствует о том, что не все население до конца понимает, кому и какая информация в результате предоставляется, как она может быть использована и каковы последствия для самих заемщиков», — со вздохом констатирует директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов. «На наш взгляд, относительно хорошо информирован только небольшой слой финансово активных граждан, регулярно покупающих банковские услуги, в первую очередь кредиты», — добавляет Клименко.
В списках не значатся
Несмотря на узаконивание рынка БКИ и высокую прибыльность этого бизнеса во всем мире, на российскую землю еще не пришли такие международные монстры, как американские кредитные бюро Equifax и Dun and Bradstreet (D&B), исландское Creditinfo Group Ltd, которое уже представлено на постсоветском пространстве, и немецкие Infoscore и Schufa-AG.
Зато к работе приступили британо-американское бюро Experian и американо-итальянское предприятие TransUnion Crif, специализирующееся на программном обеспечении кредитных бюро и имеющее опыт по созданию бюро в 35 странах мира. TransUnion Crif участвовало в создании Национального бюро кредитных историй.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".