Архивная публикация 2006 года: "Опальное искусство"
Выставка работ Павла Филонова «Очевидец незримого» пройдет в ГМИИ им. Пушкина с 19 декабря по 11 февраля.Эту выставку, признанную самым интересным художественным проектом 2006 года, уже показывали в петербургском Русском музее осенью. Советская цензура не жаловала Филонова: его не было ни в музеях, ни в частных коллекциях. Это самая крупная персональная выставка художника с 1988 года. Своих работ он из принципиальных соображений не продавал. Иногда Филонов позволял себе только дописывать работы учеников (а последователей у него было много, пожалуй, больше, чем у других русских авангардистов) и выручал за это жалкие гроши. Первые работы Филонова появились на выставке «Союза молодежи» в Петербурге в 1910 году. Его ранние произведения — образцы «аналитического искусства», ярко противопоставленные строгому геометризму кубистских канонов. В начале 20-х годов он был профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК), а в конце того же десятилетия его отовсюду выгнали, а учеников преследовали. В 1935 году Филонов написал портреты Сталина, Ворошилова, Тельмана для Клуба моряков. Договор на создание картин составил его пасынок Петр Серебряков. Филонову доверили и роспись в Исаакиевском соборе, который был в те годы антирелигиозным музеем. В 1970-х коллекцию картин Филонова, по завещанию самого художника, его сестра Евдокия Глебова передала в Русский музей.
Показывали картины неохотно. О них вспоминали только во время скандалов: несколько рисунков художника, выставленных в Центре Помпиду в Париже, оказались краденными из фондов Русского музея (французы, после вмешательства МИДа, рисунки вернули, а директор Русского музея получил выговор). В 1912 году Филонов написал статью «Канон и закон», не опубликованную до сих пор. В ней художник выступал против Пикассо и кубофутуризма, заявляя, что тот зашел в тупик «от своих механических и геометрических оснований». В противовес кубизму Филонов писал большие полотна маленькой кистью, скрупулезно работая над каждой точкой картины. Он говорил: «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи. Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе — клетчатка цветка с цветом». Именно таким образом он выстраивал картину — кристаллическими цветовыми ячейками.
На предстоящей выставке покажут около 120 работ, каждая из которых будет точечно подсвечена. Картины словно выступают из темноты зала, заставляя зрителя концентрироваться на сложнейшей живописи и графике мастера. Также на экспозиции представят электронный инструмент — синтезатор АНС (Александр Николаевич Скрябин). Он был задуман в 1938 году инженером Евгением Мурзиным и назван в честь его любимого композитора. Графическое изображение работ, проходя через механизм синтезатора, превращается в звук. Музыка этого инструмента органично дополнит мистическую атмосферу выставки.
Выставка работ Павла Филонова «Очевидец незримого» пройдет в ГМИИ им. Пушкина с 19 декабря по 11 февраля.Эту выставку, признанную самым интересным художественным проектом 2006 года, уже показывали в петербургском Русском музее осенью. Советская цензура не жаловала Филонова: его не было ни в музеях, ни в частных коллекциях. Это самая крупная персональная выставка художника с 1988 года. Своих работ он из принципиальных соображений не продавал. Иногда Филонов позволял себе только дописывать работы учеников (а последователей у него было много, пожалуй, больше, чем у других русских авангардистов) и выручал за это жалкие гроши. Первые работы Филонова появились на выставке «Союза молодежи» в Петербурге в 1910 году. Его ранние произведения — образцы «аналитического искусства», ярко противопоставленные строгому геометризму кубистских канонов. В начале 20-х годов он был профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК), а в конце того же десятилетия его отовсюду выгнали, а учеников преследовали. В 1935 году Филонов написал портреты Сталина, Ворошилова, Тельмана для Клуба моряков. Договор на создание картин составил его пасынок Петр Серебряков. Филонову доверили и роспись в Исаакиевском соборе, который был в те годы антирелигиозным музеем. В 1970-х коллекцию картин Филонова, по завещанию самого художника, его сестра Евдокия Глебова передала в Русский музей.
Показывали картины неохотно. О них вспоминали только во время скандалов: несколько рисунков художника, выставленных в Центре Помпиду в Париже, оказались краденными из фондов Русского музея (французы, после вмешательства МИДа, рисунки вернули, а директор Русского музея получил выговор). В 1912 году Филонов написал статью «Канон и закон», не опубликованную до сих пор. В ней художник выступал против Пикассо и кубофутуризма, заявляя, что тот зашел в тупик «от своих механических и геометрических оснований». В противовес кубизму Филонов писал большие полотна маленькой кистью, скрупулезно работая над каждой точкой картины. Он говорил: «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи. Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе — клетчатка цветка с цветом». Именно таким образом он выстраивал картину — кристаллическими цветовыми ячейками.
На предстоящей выставке покажут около 120 работ, каждая из которых будет точечно подсвечена. Картины словно выступают из темноты зала, заставляя зрителя концентрироваться на сложнейшей живописи и графике мастера. Также на экспозиции представят электронный инструмент — синтезатор АНС (Александр Николаевич Скрябин). Он был задуман в 1938 году инженером Евгением Мурзиным и назван в честь его любимого композитора. Графическое изображение работ, проходя через механизм синтезатора, превращается в звук. Музыка этого инструмента органично дополнит мистическую атмосферу выставки.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".