«Это самое натуральное клеймение»
Межрегиональная общественная организация Комитет против пыток (КПП) может прекратить свое существование в ближайшие дни. Вопрос о самороспуске обсуждался на прошедшей в пятницу конференции Комитета из-за невозможности дальнейшей работы в статусе «иностранного агента», в список которых его включил Минюст.
Как сообщил «Профилю» председатель Комитета Игорь Каляпин, окончательного решения о самороспуске, вопреки появившимся в СМИ сообщениям, еще не принято. Вопрос этот на конференции обсуждался, но делегаты взяли паузу на раздумья. Тем не менее, вероятнее всего, будет решено ликвидировать организацию. «По сути, никаких альтернативных вариантов нет, – сказал глава КПП. - Раньше я говорил, что если Комитет будет сохранен, то я его покину – эту же позицию подтверждаю сейчас. Сегодня были заслушаны мнения каждого из делегатов. В принципе, все согласились, что у нас нет другого выбора, кроме как самораспуститься». Отмечается, что окончательное решение может быть озвучено 28 июля.
Каляпин подчеркнул, что Комитет не спорит с некоторыми положениями закона об иноагентах – например, с необходимостью предоставления отчетности в Минюст не ежегодно, а ежеквартально. «Мы считаем, что если организация получает финансирование из-за рубежа, то государство вправе изучать ее показатели с особой тщательностью. Не вижу здесь никакой дискриминации. Другое дело, что Минюст и наши ежегодные отчеты не больно-то читает. Но это их право. Хотят – мы готовы отчитываться хоть каждый месяц», – сказал он.
Однако Комитет не готов нести репутационные потери, признавая себя иноагентом, - подчеркнул Каляпин. - От нас хотят, чтобы мы везде представлялись иностранными агентами: написали на сайте, на своем бланке, указывали в каждом интервью. Это самое натуральное клеймение – таким же образом людей клеймили в средневековье, чтобы каждый видел, кто вор, убийца или бунтовщик. С нами пытаются сделать то же самое. В России даже для уголовных преступников не предусмотрен механизм признания собственной вины. То есть суд может доказать вину человека, при этом он, выходя из зала суда в наручниках, может сказать: «Я не виновен». Нашу вину никто даже не пытался доказать, просто по признаку поступления средств из-за рубежа обозвали иностранными агентами и обязали везде таким образом представляться. Нас это категорически не устраивает», – заявил Каляпин.
Как утверждает Каляпин, члены Комитета намерены продолжить правозащитную деятельность. «Наши юристы сейчас участвуют более чем в 200 уголовных процессах. Они не могут бросить своих подзащитных. Люди чувствуют ответственность, готовы продолжать работу. Так что, Комитет перестанет существовать, но люди никуда не денутся. В какой форме мы продолжим свою деятельность, пока неясно. Сейчас с активистами, которые съехались из разных регионов, вне рамок конференции решаем этот вопрос, ищем оптимальную форму. Это будет либо одна организация, либо несколько. Возможно, будет организация без образования юрлица, то есть общественное движение», – сказал он.
Главный минус ликвидации КПП его председатель видит в том, что правозащитники лишатся нынешних источников финансирования. «Сейчас нас финансируют 11 организаций, включая Администрацию Президента. Естественно, что новая организация должна будет все начать сначала. За неделю, месяц финансирование не восстановишь, это длительный процесс. Мало кто из солидных доноров готов финансировать проект, который только что появился», – подчеркнул Каляпин.
Он также отметил, что, хотя Комитет и получал средства из-за рубежа, о заказах речи не идет: «Нам помогали международные фонды. Например, 12 лет с нами сотрудничал Фонд Макартуров, который на днях объявил о прекращении работы в России. При этом здесь не было какой-либо агентуры. Это совершенно по-другому делается. Фонды объявляют конкурсы, в которые мы присылаем свои проекты, они либо проходят, либо не проходят. О каком заказе идет речь? Откройте 52-ю главу Гражданского кодекса РФ – там написано, кто такой агент, что есть договор агентирования, каковы обязанности агента перед принципалом. У нас совсем другая природа сотрудничества. Проблема в том, что авторы закона об иноагентах никаких других отношений, кроме «сутенер – проститутка», не понимают. Недавно они выступали на ТВ и признались, что вообще были против признания иноагентами только тех НКО, которые ведут политическую деятельность. По их глубокому убеждению, каждая организация, финансируемая из-за рубежа, хочет она того или нет, все равно является агентом. Миропонимание этих людей таково, что деньги можно получать только под заказ. Они еще любят проиллюстрировать это шуткой «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует».
Напомним, что за последние месяцы грозненский офис Комитета против пыток в Грозном дважды подвергся погромам, а глава Чечни Рамзан Кадыров прямо обвинил КПП в антигосударственной деятельности. «Госдеп США и его подручные запустили новый проект "Каляпин и К'". Придумана красивая легенда о какой-то мобильной группе молодых людей спортивного телосложения из Нижнего Новгорода, борющихся в Чечне за права человека», – написал Кадыров в своем Instagram.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".