4 декабря 2024
USD 106.19 -0.99 EUR 112.02 -0.78
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Человек, открывший Абая: в Казахстане и мире отмечают 125-летие писателя Мухтара Ауэзова
ЕАЭС Казахстан Культура

Человек, открывший Абая: в Казахстане и мире отмечают 125-летие писателя Мухтара Ауэзова

28 сентября исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося казахского писателя, драматурга, переводчика, ученого, автора всемирно известного романа «Путь Абая» Мухтара Ауэзова (1897–1961). Стоит отметить, что «Ауэзовские чтения», выставки, научные конференции, вечера памяти, концерты и другие праздничные мероприятия, посвященные этой дате, начались в январе и продолжатся до конца года. Например, одним из самых ярких стало открытие в июле президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым бюста Мухтара Ауэзова в доме-музее писателя в Киргизии. Всего запланировано более 500 памятных мероприятий, в том числе более 50 – на международном уровне.

Советский казахский писатель Мухтар Ауэзов

Советский казахский писатель Мухтар Ауэзов

©auezovmuseum.kz
Содержание:

В Москве в посольстве Казахстана в России прошел юбилейный круглый стол с участием дипломатов, российских литературоведов, представителей казахской диаспоры и казахстанских студентов столицы. Участники встречи отметили, что и сегодня творческое наследие Ауэзова сохраняет актуальность, так как «в нем присутствует диалектическое проявление исключительной гармонии общечеловеческого и национального». По их мнению, писатель внес неоценимый вклад в развитие не только национальной казахской, но и мировой культуры. И это не преувеличение. Во многом благодаря просветительской деятельности Ауэзова, его роману «Путь Абая» о народном поэте Абае Кунанбаеве узнал весь мир.

Неслучайно на недавнем VII Съезде лидеров мировых и традиционных религий в столице Казахстана папа римский Франциск говорил об Абае и цитировал его: «Абай, как его называют в народе, оставил после себя творения, пропитанные религиозностью, в которых выражено лучшее, что есть в душе этого народа: гармоничная мудрость, которая жаждет мира и стремится к нему, смиренно вопрошая, всей душой желая мудрости, достойной человека, которая не заключает себя в закоснелых и удушливых видениях, но готова вдохновляться разнообразным опытом. Абай ставит перед нами извечный вопрос "в чем красота жизни, не в том ли, чтоб погружаться в глубину?"».

Первая пьеса

Мухтар Ауэзов появился на свет 28 сентября 1897 года в урочище Шынгыстау Чингизской волости Семейского уезда (ныне Семипалатинская область). Необходимо отметить, что его семья находилась в родстве с семьей великого казахского поэта Абая Кунанбаева, а его дед Ауэз был другом Абая и почитателем его поэзии, что в значительной степени повлияло как на формирование мировоззрения будущего писателя, так впоследствии и на его творчество.

Мальчик очень рано лишился родителей, поэтому его воспитанием занимался дядя Касымбек. По решению дяди Мухтар сначала закончил семипалатинское пятиклассное городское русское училище, а затем учительскую семинарию. По воспоминаниям педагогов, молодой Ауэзов выделялся «безупречным прилежанием, незаурядными дарованиями, благородной внешностью, изысканными манерами, стройной фигурой и какой-то аристократической величавостью».

Кстати, насчет дарования. В 1917 году в юрте жены Абая Айгерим по случаю свадьбы внучки Абая поставили первую пьесу 20-летнего Мухтара Ауэзова «Енлик-Кебек». Любопытно, что все роли в этом спектакле сыграли внуки Абая и близкие родственники автора пьесы. Это был подарок молодоженам, и премьера прошла на ура.

Политический переворот в России и установление советской власти круто изменили жизнь начинающего писателя. В мае 1918-го на Всеобщем курултае (съезде) казахской молодежи в Омске он избран членом центрального исполнительного комитета (ЦИК). Ауэзов – активный участник образования всеказахской молодежной организации «Жас азамат». В 1919 году он вступает в партию большевиков и довольно быстро делает партийную карьеру: в начале 1920-х становится председателем Семипалатинского губисполкома, секретарем и членом президиума ЦИК Киргизской (Казахской) АССР в Оренбурге. В это же время он пишет книги, пьесы для театра, пробует себя в журналистике.

Большевик и «диссидент»

Однако вскоре на смену революционному энтузиазму пришло разочарование. Как член президиума ЦИК писатель выступил с резкой критикой большевистской политики репрессий казахской интеллигенции. В марте 1922-го Ауэзов вместе с коллегой по ЦИК Смагулом Садуакасовым вручили представителю ЦК РКП (б) В. Юдовскому письмо с политическими, экономическими и социальными требованиями к новым властям. Главные из них – о национальной независимости, ликвидации голода, возвращении конфискованных земель казахам, вовлечении казахов в производство, об объявлении казахского языка государственным языком, о развитии национального просвещения, науки и печати.

В результате осенью 1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был исключен из партии. Он оставляет свой крупный государственный пост в Оренбурге, тогда столице Киргизской (Казахской) Автономной ССР, и решает сосредоточиться на своем образовании: сначала заканчивает филологическое отделение Ленинградского государственного университета, затем поступает в аспирантуру Среднеазиатского университета в Ташкенте. Во время учебы, путешествуя по кыргызским степям, изучает быт и культуру и записывает эпос «Манас». Параллельно в периодической печати публикует рассказы «Қаралы сұлу»(«Красавица в трауре»), «Ескілік көлеңкесінде» («В тени прошлого»), «Жуандық» («Насилие»).

Но «инакомыслие» Ауэзову не простили. В сентябре 1930-го он был арестован органами ОГПУ. Писателя обвинили «в причастности к оппозиционной организации, организации подпольной борьбы против советской власти и участии в подготовке вооруженного восстания». Больше двух лет он находился под следствием. Приговор – «условное лишение свободы сроком на три года».

Вклад казахского народа

После освобождения Мухтар Ауэзов преподавал в вузах Алма-Аты, писал пьесы, изучал и систематизировал наследие Абая, переводил на родной язык произведения Н. Гоголя, А. Афиногенова, Н. Погодина, К. Тренёва, В. Шекспира, рассказы Л. Толстого, Дж. Лондона, опубликовал сборник народных казахских песен, научный труд о фольклоре и эпосе казахского народа. В 1945 году, в год столетия Абая, Ауэзов написал либретто оперы «Абай», сценарий художественного фильма «Песни Абая», новый вариант биографии Абая и несколько статей о нем. Однако все это время, включая годы Великой Отечественной, его произведения периодически запрещали, писателю не разрешали работать, лишали званий, а потом… вдруг неожиданно опалу снимали. Как будто проверяли на прочность и лояльность.

Удивительно, но даже после вручения Ауэзову в 1949 году Сталинской премии первой степени (за роман об Абае) его продолжали третировать, обвиняя в национализме и искажении истории Казахстана и истории казахской литературы. Опасаясь нового ареста, писатель вынужден был уехать в Москву, где в его защиту выступили российские писатели А. Фадеев, К. Симонов, В. Кожевников, Н. Тихонов.

Только после завершения в 1954 году главного труда своей жизни – романа-эпопеи «Путь Абая» – Мухтар Ауэзов триумфально возвращается на родину. Его награждают орденом Ленина и Ленинской премией, восстанавливают во всех званиях и должностях, дважды избирают в республиканский Верховный Совет. Ауэзов опять – профессор, академик Академии наук Казахстана, председатель Союза писателей Казахстана. В 1961 году писатель тяжело заболел, лечился в Москве и скончался во время операции, не дожив до 65 лет.

Сегодня Мухтар Ауэзов – признанный классик, его эпический труд «Путь Абая» входит в «Библиотеку всемирной литературы», его сочинения переведены на многие языки, а пьесы с огромным успехом идут на многих театральных площадках мира.

«Я считаю, что есть прямой вклад казахского народа в сокровищницу общечеловеческих ценностей, – говорил писатель Чингиз Айтматов. – Я считаю, что это вклад всех тюркоязычных, в прошлом кочевых народов. Эпопея "Абай" – это наша художественная и социальная энциклопедия, это наш общий мандат, это наш общий отчет за все прожитые времена на обширнейшем евразийском пространстве, за все, что нам пришлось пережить в многострадальной истории прошлого, за все, что нам удалось постичь, создав свою систему ценностей, свой художественный и нравственный мир, свою кочевую культуру, свое великое поэтическое слово».

Именем Мухтара Ауэзова названы Институт литературы и искусства, Казахский академический театр драмы, улицы и школы во многих городах республики. В Алма-Ате открыт дом-музей писателя. В горах Тянь-Шаня одну из вершин покорители назвали в честь знаменитого основоположника современной казахстанской литературы. А главное, память о нем живет в сердцах казахстанцев и поклонников его творчества по всему миру.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".