Легендарный "Индевор": как барк Джеймса Кука вернули на морские просторы
В октябре 1769 года экспедиция Джеймса Кука подошла к берегам Новой Зеландии. Он доказал, что неизведанная земля – два острова, следовательно, она не является частью Австралии. Это и другие географические открытия сделали знаменитым не только мореплавателя, но и его корабль – барк «Индевор». Как легендарный парусник через несколько столетий снова появился на морских просторах, рассказывает «Профиль».
Под парусами к далеким берегам
В 1767 году Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе (Royal Society of London) решило провести наблюдения за прохождением Венеры через диск Солнца. Редкое явление должно было произойти через два года, и для его изучения требовалось отправить экспедицию в южную часть Тихого океана.
Король удовлетворил просьбу ученых и назначил командиром парусного судна лейтенанта Джеймса Кука. Молодой король Георг III испытывал большой интерес к астрономии, поэтому не поскупился. Адмиралтейству было дано указание подыскать подходящий корабль. Из казны для ремонта, дооборудования парусника и приобретения необходимых припасов выделили £4000.
Выбор остановили на небольшом судне-угольщике водоизмещением 550 т, которое переименовали в «Индевор» (endeavour в переводе с английского – «попытка»). Корабль, помимо прочего, получил и вооружение – 18 пушек.
26 августа 1768 года трехмачтовый барк вышел из порта Плимут под командованием опытного моряка, навигатора, картографа и исследователя Джеймса Кука. В далекие моря отправились 94 человека. Экспедиция имела запасы на три года плавания.
Кроме астрономических наблюдений, экспедиции было поручено описать берега Австралии и попытаться разыскать Южный материк. На судне находились ученые – два ботаника и астроном. Также были два художника, которые должны были делать зарисовки и гравюры – прообраз современного фотоотчета о плавании и открытиях.
Почти через три года – 12 июля 1771-го – «Индевор», совершивший кругосветное плавание, вернулся в Англию. В ходе экспедиции, помимо астрономических наблюдений, было сделано несколько важных географических открытий. В частности, было доказано, что Новая Зеландия не часть неизвестного материка, а два острова, разделенные узким проливом. Английские моряки нанесли на карту несколько сотен миль восточного побережья Австралии, открыли пролив между Австралийским материком и островом Новая Гвинея. «Индевор» также стал первым судном, с которого точно смогли определить долготу.
Впоследствии Джеймс Кук на других кораблях совершил еще два путешествия в Тихий океан. В 1779 году великий мореплаватель погиб в стычке с туземцами на Гавайских островах.
Что касается «Индевора», то есть две версии продолжения его флотской службы. Первая: барк, серьезно истрепанный за три года плаваний по бурным морям, догнил на Темзе. Вторая: его несколько раз перепродали, в итоге судно оказалось в Северной Америке и было затоплено в районе Ньюпорта.
Корабль под копирку
Два века спустя австралийцы решили построить реплику знаменитого «Индевора». Идея появилась в 1980-х в период создания Австралийского национального морского музея в Сиднее. Одним из его главных экспонатов, по замыслу, должен был стать парусник Джеймса Кука.
Проект столкнулся со множеством трудностей, как финансовых, так и технических. Из-за этого реализация затянулась на шесть лет. Затраты составили 14 млн австралийских долларов.
Постройка судна началась в 1988-м во Фримантле (Западная Австралия), но через два года две компании, принимавшие участие в проекте, вышли из него из-за финансовых проблем. Дальнейшие работы велись в основном волонтерами-энтузиастами на добровольные пожертвования частных лиц, бизнеса и государственных органов.
При строительстве изначально решили максимально придерживаться оригинальной конструкции. В качестве компромисса допускалась установка минимального количества современного оборудования для обеспечения безопасности мореплавания и здоровья экипажа.
Следовать оригинальной конструкции помогли хранящиеся в Британском морском музее чертежи и доклады офицеров Королевского флота, осуществлявших надзор за ремонтом и переоборудованием угольного судна в экспедиционное. Пригодились и рисунки художников, принимавших участие в экспедиции.
Сложнее дело обстояло с древесиной для корпуса, мачт и рей. На оригинальном «Индеворе» набор (основные детали корпуса судна: киль, форштевень и другие части) был изготовлен из вяза, обшивка днища и бортов – из дуба, палуба, надстройки, рангоут – из балтийской сосны. Эти деревья в Австралии не произрастают. Даже за границей, как выяснилось, найти их было или невозможно, или стоили они слишком дорого.
Вяз и дуб заменили джаррой (разновидность эвкалипта), а балтийскую сосну – североамериканской дугласовой пихтой. Использовалась древесина и других австралийских деревьев. При этом специально срубленные деревья составили незначительную часть необходимого строительного материала. В ход шли стволы, поваленные ветром или срубленные при прокладке дорог. Широко применялся «секонд-хенд» – части разобранного деревянного моста, старого бункера для зерна, завода боеприпасов времен войны и заброшенного женского монастыря.
Поскольку найти бревна достаточной длины было затруднительно, киль, шпангоуты и многие другие части корпуса собирались из так называемой ламинированной древесины – распиленной на тонкие доски, а затем склеенной до необходимых размеров. Следует отметить, что прочность «бутербродов» выше, чем у цельной древесины.
Стараясь придерживаться оригинала, рангоут решили выполнить из цельного дерева. Для этого в США были заказаны бревна дугласовой пихты (ранее они предназначались для строительства американских минных тральщиков). Но австралийских кораблестроителей ждало разочарование. Доставленные зимой из Северного полушария в жаркое лето Южного, бревна начали быстро растрескиваться. По этой причине и рангоут пришлось делать из ламинированной древесины.
Еще одна проблема – стоячий и бегучий такелажи. На судне XVII века они были из пеньки, но во второй половине XX века этот материал стал раритетом. Пришлось и здесь идти на компромисс – заменить пеньковые канаты на аналоги из манилы, полипропилена и полиэстера. К моменту спуска судна – к декабрю 1993 года – рангоут и такелаж уже были готовы к монтажу. Оригинальные паруса когда-то шили из льняной парусины, но парусные мастера нового «Индевора» использовали Duradon – синтетическую парусину, внешне выглядящую как льняная, но более легкую и не подверженную гниению. Было сшито 25 парусов общей площадью около 1500 кв. м. Мастера не только использовали современные швейные машины, но поработали и вручную. Получилось удачно: при хорошем ветре «Индевор» Джеймса Кука шел со скоростью семь-восемь узлов, а реплика оказалась способна развивать под парусами ход более девяти узлов.
Особое внимание было уделено отделке внутренних помещений. И здесь стремились не отступать от оригинала. Огромный объем работ был выполнен бригадой кузнецов. В частности, выковали более 30 подвесных светильников, изготовили стилизованные под старину резные панели. Мебель и все текстильные изделия также сделали вручную в стиле XVIII века. На палубе установили копии пушек, которые способны производить холостые выстрелы.
Однако, следуя современным требованиям безопасности мореплавания, реконструкторы отступили от оригинального проекта. Так, на реплике установили два дизеля мощностью по 404 л. с., работающих через редуктор на один винт регулируемого шага, два дизель-генератора, навигационное оборудование и спасательные средства. А еще – современный камбуз.
Семь футов под килем!
В первые шесть месяцев после постройки парусник ждали ходовые испытания и короткие рейсы в районе Фримантла. С октября по декабрь 1994 года судно совершило переход в Сидней вдоль побережья Австралии с заходом в ряд портов.
В Сиднее реплика барка Джеймса Кука стала экспонатом Австралийского национального морского музея. Австралийское управление по безопасности на море (AMSA) классифицировало новый «Индевор» как парусное грузовое судно с неограниченным районом плавания.
Формально реплика не может взять на борт более 12 пассажиров, фактически – всего четырех, по числу мест в каютах. Штатный экипаж состоит из 16 человек, еще 36 – матросы-волонтеры. Во время длительных плаваний практикуется смена экипажа в промежуточных портах.
С апреля 1995 года до января 1996-го «Индевор» совершил путешествие по маршруту Джеймса Кука вдоль восточного побережья Австралии, трехмесячный визит в Новую Зеландию, после чего вернулся во Фримантл, следуя вдоль южного побережья Австралии.
В октябре 1996 года парусник отправился в четырехлетнее кругосветное путешествие. Маршрут пролегал через острова Маврикий, Реюньон, южноафриканские порты Дурбан, Порт-Элизабет и Кейптаун.
25 марта 1997 года барк прибыл в Лондон, где его посетили королева Елизавета II и герцог Эдинбургский. Зайдя в 15 портов Англии и Шотландии, через год «Индевор» достиг Флориды. Парусник побывал в 31 порту восточного и западного побережий Северной Америки и в конце 1999-го достиг Новой Зеландии, завершив кругосветное путешествие. В мае 2000 года судно вернулось в Сидней.
В 2001 году во время перехода по маршруту Джеймса Кука между австралийским портом Кэрнс и Джакартой съемочная группа Би-би-си снимала на борту «Индевора» документальный фильм.
В феврале следующего года из Фримантла парусник отправился во второе кругосветное путешествие. На этот раз путь пролегал вокруг мыса Горн. 21 июня барк прибыл в британский порт Уитби, на верфи которого был построен первый «Индевор».
В течение следующих двух лет «Индевор» демонстрировался в портах Великобритании и континентальной Европы. В 2004 году покинул Великобританию и 17 апреля 2005-го вернулся в Сидней. Путь лежал через Карибское море, Панамский канал, Галапагосские острова, Таити и Новую Зеландию.
На сегодняшний день реплика легендарного «Индевора» прошла более 170 тыс. морских миль, дважды обогнула земной шар, совершила заходы в 116 портов 29 стран. Так что один из самых интересных экспонатов Австралийского национального морского музея с полным правом можно назвать действующим.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".