«В Крыму – облачно, дожди, местами – посадки»
Федеральная власть решила навязать Крыму свои правила игры, инициировав кампанию по аресту местных чиновников. Новоприобретенный полуостров ответил жестким сопротивлением, намекнув, что он не настолько «наш», как считают в Кремле. Чем разрешится неожиданный внутриполитический конфликт?
Крым пришел в Россию, но сама Россия в Крым по-настоящему так и не пришла. Истинность этого тезиса со всей наглядностью продемонстрировала нервная реакция крымского руководства на аресты местных чиновников, вылившаяся практически в публичный конфликт с силовиками. При этом в абсолютном торжестве российского законодательства на полуострове, похоже, не заинтересованы сами власти Крыма, взявшие на вооружение чеченскую модель с ее максимумом полномочий и минимумом ответственности перед федеральным центром.
«В Крыму – облачно, дожди, местами – посадки». Так шутят крымчане в социальных сетях по поводу начавшейся этим летом череды арестов местных чиновников различного калибра, подозреваемых в совершении коррупционных деяний.
Задержания управленцев сопровождались пикантными деталями в духе российских телесериалов «про ментов». Так, начальника крымской налоговой службы Николая Кочанова взяли с поличным в тот момент, когда он пытался… вручить 300 тысяч рублей в качестве взятки сотруднику ФСБ. А министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник, подозреваемый в пособничестве хищению государственного имущества на сумму в 48 млн рублей, по данным СМИ, прятался в подвале многоэтажного дома на окраине Симферополя от все тех же сотрудников спецслужбы. Выдал его мобильный телефон, который чиновник забыл выключить.
Фигурантами уголовных дел и служебных расследований стали также экс-министр транспорта республики Анатолий Цуркин, директор Ялтинского морского торгового порта Дмитрий Петров, министр имущественных и земельных отношений Крыма Александр Гордецкий. По слухам, на мушку правоохранителей попали еще несколько высокопоставленных чиновников, однако их дела по какой-то причине решили не предавать огласке. Кроме того, лишились своих должностей министр туризма Крыма Елена Юрченко и министр экономического развития Николай Коряжкин, но их отставки, по словам главы республики Сергея Аксенова, не означают, что «они совершили какие-то коррупционные деяния». «В данном случае они просто не соответствовали духу времени», – сказал крымский премьер.
Борьба с коррупцией или клановая междоусобица?
Бывший первый вице-премьер крымского правительства Рустам Темиргалиев, лишившийся своей должности еще в прошлом году, уверен, что причиной нынешней активизации силовиков является массовый поток жалоб крымчан в администрацию президента и правительство РФ. «Земельные скандалы, разрушенные дороги, жалобы туристов на сервис и многое другое заставило федералов вмешаться для наведения порядка», – сказал он в комментарии «Профилю».
Профессор Высшей школы экономики, доктор политических наук Юлий Нисневич согласен с тем, что без московского вмешательства здесь не обошлось. Однако причины этого вмешательства, по его мнению, намного прозаичнее: идет дележ бюджетных средств и передел собственности Крыма, в котором участвуют как крымские, так и федеральные чиновники и структуры. «Когда идет огромное количество «халявных» денег, тем, кто может к ним прижаться, очень хочется их поделить между собой, пока есть такая возможность, – отметил Нисневич. – Понятно, что когда идет передел собственности, довольно часто используется лозунг борьбы с коррупцией – для того, чтобы устранить конкурентов».
Такого же мнения придерживается московский политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, по словам которого, в Крыму сейчас происходят раздел сфер влияния и соперничество различных структур. «Борьба с коррупцией – это уже следствие, хотя отрицать реальность такой борьбы я бы не стал – никто не хочет, чтобы Крым превратился в очередную «черную дыру». Тучные годы прошли, трудности нарастают, денег в стране все меньше», – сказал Калачев «Профилю».
В свою очередь, политический эксперт Андрей Окара полагает, что первоначальная причина крымских арестов – именно борьба с коррупцией, а не борьба кланов. «Московские чиновники и политики ужаснулись масштабам и формам существования крымской коррупции. Оказалось, что она существенно отличается от российской: при украинской власти Крым обладал автономным статусом, поэтому у крымской элиты было больше прав и возможностей потрошить бюджет», – пояснил Окара.
Заместитель председателя общественной организации «Антикоррупционное бюро Крыма» Екатерина Горелкина, напротив, убеждена, что по-настоящему с коррупцией на полуострове никто не борется. «В первую очередь, это, конечно же, борьба кланов, то есть это явно прослеживается», – отметила она. По словам общественницы, в Крыму имеет место конфликт между командами спикера Госсовета Владимира Константинова и главы Совета министров Сергея Аксенова. «Единства в нашей крымской власти нет, и не было, а сейчас уже начали заходить в Крым московские какие-то силы, то есть уже и третья сила включается, – считает Горелкина. - Все эти отставки – мы видим, что снимают «пешек», тех, кого можно «слить», подставить, и которых, думаю, с этой же целью и брали. А все «жирные коты», которые грабили нас и грабят – они сидят на месте…».
Кому Аксенов «наступил на хвост»?
Эпопея с задержаниями, возможно, так и осталась бы скандалом провинциального уровня и поводом для шуток в интернете, если б не глава Республики Крым Сергей Аксенов, проявивший невиданную доселе заботу о своих подчиненных. Крымский премьер выступил с рядом неожиданно резких заявлений, которые многие расценили не иначе как публичный конфликт с ФСБ.
В частности, Аксенов подверг сомнению справедливость задержания министра промышленной политики Андрея Скрынника, заявив, что «это чистая провокация». «Хочу сказать, что мы разобрались в деталях этой ситуации – абсолютно надуманный материал, не соответствующий действительности», – подчеркнул глава республики (к слову, буквально сразу после задержания Скрынник не только был отпущен на волю, но и вернулся на свое рабочее место).
Аксенов также дал понять, что не верит в злоупотребления задержанного за взятку начальника крымской управления ФНС Николая Кочанова. «Это, наверное, первая в истории России ситуация, когда начальник налоговой не взял, а дал взятку. Но не вызывает ли это у нас определенных ассоциаций? Как у него могла созреть такая мысль?» – сказал глава республики.
Более того, крымский премьер заявил, что вся эта ситуация является элементом кампании с целью «дестабилизации ситуации и выставления Крыма как особо коррумпированного региона». «Я знаю, кому мы наступили на хвост, – отметил Аксенов. – Работает здесь большая группа, у которой в обороте большие денежные средства, и реализация ее подходит к концу. Ищут разных товарищей, готовых на то, чтобы профинансировать определенную работу, и, соответственно, спровоцировать должностных лиц Республики Крым».
Примечательно, что тотальную зачистку Крыма от чиновников-коррупционеров с показательными судебными процессами над ними еще в мае анонсировал сам Аксенов. Тогда он даже поручил изготовить специальный автозак с прозрачной будкой для перевозки по улицам крымских городов пойманных коррупционеров. Но в итоге, как это часто бывает, что-то пошло не так: то ли силовики перестарались, то ли задержали не тех чиновников. Последнюю версию обнародовал сам крымский премьер: «К большому сожалению, там, где нужно, работа не идет. А там, где не нужно, создается пустой выхлоп, направленный, прежде всего, на дискредитацию должностных лиц Республики Крым».
При этом Аксенов заверил, что ситуация с коррупцией на полуострове в последнее время значительно улучшилась. А глава Госсовета Крыма Владимир Константинов и вовсе заявил, что в органах власти полуострова работает «самая чистая и честная команда» за последние десятилетия. «Мы развалили все коррупционные схемы, которые были здесь долгие годы. Сейчас в Крыму этого нет, и это наша победа», – сказал Константинов.
У крымских общественников эти заявления ничего, кроме скептических улыбок, не вызывают. «У нас Крым превратился в какую-то серую криминальную зону. Коррупция – во всех сферах», – утверждает Екатерина Горелкина.
Преисполнен пессимизма и глава общественной организации «Чистый берег. Крым» Владимир Гарначук, который некоторое время проработал советником крымского вице-премьера Михаила Шеремета. «Как показывает практика, крымский чиновник, даже если ему отрубить голову, еще 15 минут будет продолжать воровать. Такая живучесть обусловлена суровой средой украинского прошлого, откуда и вышли 90% нынешних чиновников», – считает Гарначук. По его словам, все процессы, связанные с землей, оформлением собственности и организацией серьезного бизнеса, сегодня невозможны без участия высших крымских чиновников. «Даже показательные задержания и публикация сведений о явных нарушениях законодательства чиновниками не приводят их в чувство. Это весьма печальное зрелище», – добавил общественник.
Руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов считает, что уровень коррупции все-таки снизился, поскольку «ушел целый пласт устоявшихся бизнес-связей между крымской и украинской политическими элитами, а новые отношения, в том числе неформальные, просто не успели сформироваться». «Тем не менее, и сегодня видны следы системной коррупционной составляющей, – добавил он. – Например, малый и средний бизнес, связанный с туристической сферой, одной из самых доходных в Крыму, продолжает оставаться в тени. Бездействие силовых структур приводит не только к выпадению многомиллиардных бюджетных доходов, но и показывает, что есть общая установка не трогать все это безобразие, а такой подход часто сопряжен с коррупцией на низовом уровне».
Люди с материка
Вот и сейчас Аксенов дал своим подчиненным совершенно недвусмысленную установку: не бояться задержаний. «Прошу коллег учесть, что никого из вас никто никому не позволит незаконно задерживать, проводить следственные действия, связанные с тем, что вы каким-то образом допустили незначительные ошибки в части принятия решений, касающихся вопросов состыковки российского и украинского законодательства», – сказал Аксенов. По словам премьера, все, кто честно работает, могут рассчитывать на его личную защиту и поддержку. «Фабриковать уголовные дела никто здесь не будет», – заверил глава республики.
Вероятно, для пущей убедительности Аксенов сообщил, что обсудил сложившуюся ситуацию с президентом Владимиром Путиным и директором ФСБ Александром Бортниковым. «Поверьте мне, мы с ситуацией справимся», – заявил крымский премьер. Он также сообщил, что совместно с полномочным представителем президента в Крыму Олегом Белавенцевым и председателем Госсовета Владимиром Константиновым будет лично проверять правомерность каждого задержания того или иного чиновника. «Гарантирую каждому из вас, что он получит защиту, если мы, здесь сидящие коллеги, будем понимать, что вы действия совершили неумышленно, не приведшие к вреду для государства, и не работали на собственный карман. В нашем лице вы получите поддержку и никто не будет над вами издеваться», – заявил Аксенов.
При этом в речах крымских чиновников появились нотки недовольства людьми с «большой земли», которые еще совсем недавно трудно было даже представить. Так, Аксенов вскользь упомянул о некоторых деятелях, которые «приехали с материка и что-то рассказывают здесь, что крымчане все бестолковые, идиоты, а появились определенные герои, которые что-то хотят поменять, при этом выплескивая позицию в публичную плоскость». «Этого не будет, я вам гарантирую», – подчеркнул крымский премьер.
Его близкий соратник, член президиума Госсовета Крыма Сергей Шувайников пошел в своих рассуждениях еще дальше. «Товарищи, которые думают, что мы 23 года просто так здесь жили и не имеем опыта политической и иной правовой борьбы, глубоко заблуждаются. Мы не для того вернулись в Россию, чтобы заново повторять страшилки, которые пережили в украинский период», – заявил депутат госсовета.
В связи с этим он призвал всех крымских должностных лиц публично рассказывать о всех случаях неправомерных проверок. «Потому что поуправлять, порулить Крымом сегодня хотят многие, страна большая», – добавил депутат.
В комментарии «Профилю» Сергей Шувайников отметил, что уровень коррупции в Крыму «значительно снизился, и повысить его могут только заезжие чиновники и олигархи всех мастей». «Желающих в Москве поделить Крым и порулить им достаточно много, это кланы и группы, в том числе с достаточным влиянием и финансами. Они уже создали свои подразделения в Крыму», – рассказал депутат. Он также заверил, что противоречий между ветвями власти в Крыму нет, «если опять же их не создадут варяги с материка». «Крым – это не Чечня, но за свои права и интересы мы постоять можем», – добавил Шувайников.
«Русский Рамзан»
Параллели с Чечней в нынешнем Крыму, действительно, напрашиваются сами собой. У многих до сих пор на слуху эмоциональная реакция Рамзана Кадырова на рейд ставропольских силовиков в Грозный. После этой спецоперации, как известно, глава Чечни официально разрешил правоохранителям республики открывать огонь на поражение по незваным гостям.
В Крыму тоже традиционно относятся к «варягам» с большой настороженностью, если не сказать больше – враждебно. Все годы пребывания полуострова в составе независимой Украины крымское руководство предпочитало жить по принципу «Не учите нас жить, лучше помогите материально». И Киев, понимая ограниченность своего влияния на автономию, зачастую принимал правила этой игры. Как следствие, многомиллионные дотации и большая свобода действий нередко кружили головы крымским управленцам.
В связи с этим чеченская «вольница» для крымчан с их островным менталитетом наверняка выглядит весьма соблазнительно. Не случайно свой первый официальный визит на посту тогда еще и.о. главы республики Аксенов совершил именно в Чечню.
«Аксенов, очевидно, в чем-то пытается копировать Кадырова, – подтверждает эту мысль Константин Калачев. – Но Кадыров, действительно, незаменим. А Аксенову постепенно все объяснят насчет субординации и роли силовиков».
В свою очередь, Игорь Рябов напомнил, что только Рамзан Кадыров может также легко сослаться на разговор с президентом, как это сделал недавно крымский премьер. «В этом смысле Аксенов повел себя как русский Рамзан, да. Но Чечня одна, и Крым тоже один. Вы хотите больше ярких региональных лидеров в России – вот вам яркий лидер, кстати, с очень высоким уровнем медийной активности и с не меньшим уровнем доверия».
«Разумеется, пример Кадырова заразителен для Аксенова, и это заметно, – соглашается Владимир Гарначук. – Но Крым – это ни разу не Чечня. Это русский регион с большим запросом на справедливость, а не шариат».
Крымский политолог Дмитрий Омельчук, между тем, считает, что российские власти отрабатывают в Крыму как раз «чеченский вариант, когда власть очень на многое закрывает глаза и все полномочия отдала местной власти, сказав: ребята, нам нужен порядок, как вы его обустроите – это ваши проблемы». При этом, по мнению Омельчука, нынешнему крымскому премьеру отставка в ближайшее время не грозит. «Если не произойдет каких-то катаклизмов, то, думаю, как минимум, еще год никаких смещений и перемещений не будет, – считает политолог. – И я думаю, что, скажем так, герои Крымской весны – они священны, неприкасаемы и имеют определенный кредит доверия. И этот кредит доверия пока есть и на уровне верхней власти в Москве, и, что немаловажно, судя по социологии, пока очень приличный кредит доверия у крымчан».
«Думаю, запас доверия к Аксенову и со стороны федерального центра, и со стороны населения Крыма весьма прочный», - соглашается Игорь Рябов.
Маловероятной считает отставку высших руководителей Крыма и Константин Калачев. «Аксенов, действительно, сейчас на особых правах, но ровно для того, чтобы Крым стал обычной российской территорией. В перспективе Крым превратится в обычный российский регион, но с гарантированным приоритетным вниманием», – отметил он.
Юлий Нисневич, напротив, считает отставку Аксенова вполне возможной. «Но если он сумеет изобразить, что все замечательно и хорошо, как это делает тот же самый Кадыров, тогда его могут и не тронуть. У него положение на самом деле очень неустойчивое, потому что когда начинаются разборки группировок на федеральном уровне, никто не может гарантировать свою безопасность», - добавил Нисневич.
Андрей Окара, в свою очередь, убежден, что Сергей Аксенов – «фигура откровенно неудобная для Кремля», в частности, из-за не самого подходящего для российского чиновника бэкграунда. «Его бы уже давно сняли – еще в 2014 году, но, как оказалось, во-первых, он стал символом и знаковой фигурой так называемой Крымской весны. И, во-вторых, скамейка запасных в Крыму – очень короткая, сложно найти замену среди местных. А навязывать некрымского главу при нынешнем уровне проблем – рискованно. Тем не менее, в Москве есть четкое представление, что «чеченезация» Крыма возможна, но крайне нежелательна. Хотя Крым уже стал еще одной финансовой дырой на российском федеральном бюджете, а строительство Керченского моста рискует стать еще одной мегакоррупционной схемой», – сказал Окара.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".