Архивная публикация 2008 года: "Все в сад"
В Летнем саду Санкт-Петербурга, зеленом филиале Русского музея, открылся VIII фестиваль «Музыка Летнего сада». Кроме того, после реставрации на свое законное место вернулись скульптуры «Правосудие» и «Милосердие». Летний сад, расположенный на левом берегу Невы, — старейший парк Санкт-Петербурга, ровесник города. Через год после основания Петербурга, в 1704 году, его на месте усадьбы шведского майора Конау заложил Петр I. Император был автором плана сада. Его задумки нашли продолжение в проектах архитекторов Матвеева, Трезини, Леблона. Парк создали во французском стиле — регулярный, с прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарниками в форме куба, шара или пирамиды. В начале XVIII века французские парки были очень модны.
Император решил, что в саду следует сажать только однолетние цветы, которые назывались «летниками». Так сад получил название Летний.
Затем в саду возвели несколько крытых галерей, где гости отдыхали от непогоды. В одну из галерей поместили мраморную статую богини Венеры, которую Петру I подарил папа римский Климент IX. По указу императора к Венере приставили часового, чтобы никто не мог на нее покуситься. Выставить на всеобщее обозрение обнаженную фигуру Венеры было серьезным шагом по тем временам.
В 1706 году по проекту архитектора Матвеева в Летнем саду началось строительство первых в России фонтанов. Через пять лет для осушения территории прорыли Лебяжий канал, отделивший Летний сад от Марсова поля. Вскоре появился еще один канал, в середине сада, образовав два сада, которые называли 1-й и 2-й Летние сады. Третьим Летним называли Михайловский сад. Мойку и Безымянный Ерик (будущую Фонтанку) также соединили, из-за чего Летний сад оказался на острове.
В 1718 году по проекту Леблона недалеко от Летнего дворца построили Птичник, в котором можно было полюбоваться на райских птиц — черных аистов, журавлей, пеликанов, орлов и лебедей, а также редких животных — дикобраза, синюю лисицу.
В южной части в искусственном пруду разводили рыб. Предпочтение отдавалось карпам, поэтому со временем пруд стали называть Карпиевым. Туда же поселили и ручного тюленя.
На территории 2-го Летнего сада Земцов построил Лабиринт — причудливую систему дорожек, окруженных стенами из кустов. В нем разместили более трех десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. Архитектор также позаботился о том, чтобы гости могли быстро вспомнить, из какой басни каждый из героев. Скульптуры сопроводили табличками с сюжетами басен и некоторыми пояснениями к ним. У входа в Лабиринт расположилась скульптура самого баснописца. В Лабиринте оборудовали и фонтаны-шутихи, которые обливали посетителей сада водой, как только они проходили мимо них.
С 1721 года благоустройство Летнего сада было завершено. Сад превратился в летнюю резиденцию Петра. Здесь же он регулярно проводил свои знаменитые праздники для дворян — ассамблеи, о начале которых оповещали пушки Петропавловской крепости. Гости приплывали к Летнему саду по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. Все опоздавшие получали «штрафную» — кубок вина, который нужно было выпить до дна одним залпом. Наводнение 1777 года разрушило большую часть Летнего сада: фонтаны и Лабиринт были утрачены.
Летний сад до сих пор знаменит своими статуями — аллегорическими скульптурами, которые по заданию Петра покупали в Италии или делали на заказ. Это античные скульптуры и произведения конца XVII — начала XVIII века. Скульптуры условно можно разделить на четыре темы — природа мироздания, коллизии из «Метаморфоз» Овидия, идеальная модель Земного мира и ее воплощение. К 1725 году в Летнем саду установили более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже свыше двухсот.
В конце мая гостям сада торжественно — под звуки оркестра Штаба Ленинградского военного округа под руководством Сергея Вовка — предъявили после реставрации скульптуры «Правосудие» и «Милосердие». Последние три года в специально созданной мастерской в Русском музее ведется комплексная реставрация мраморных скульптур Летнего сада. Подлинные скульптуры выставлены в кофейном домике Летнего сада, а их копии вернулись на свои постаменты в сад. Благодаря уникальной технологии отличить копии от подлинников почти невозможно.
В Летнем саду Санкт-Петербурга, зеленом филиале Русского музея, открылся VIII фестиваль «Музыка Летнего сада». Кроме того, после реставрации на свое законное место вернулись скульптуры «Правосудие» и «Милосердие». Летний сад, расположенный на левом берегу Невы, — старейший парк Санкт-Петербурга, ровесник города. Через год после основания Петербурга, в 1704 году, его на месте усадьбы шведского майора Конау заложил Петр I. Император был автором плана сада. Его задумки нашли продолжение в проектах архитекторов Матвеева, Трезини, Леблона. Парк создали во французском стиле — регулярный, с прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарниками в форме куба, шара или пирамиды. В начале XVIII века французские парки были очень модны.
Император решил, что в саду следует сажать только однолетние цветы, которые назывались «летниками». Так сад получил название Летний.
Затем в саду возвели несколько крытых галерей, где гости отдыхали от непогоды. В одну из галерей поместили мраморную статую богини Венеры, которую Петру I подарил папа римский Климент IX. По указу императора к Венере приставили часового, чтобы никто не мог на нее покуситься. Выставить на всеобщее обозрение обнаженную фигуру Венеры было серьезным шагом по тем временам.
В 1706 году по проекту архитектора Матвеева в Летнем саду началось строительство первых в России фонтанов. Через пять лет для осушения территории прорыли Лебяжий канал, отделивший Летний сад от Марсова поля. Вскоре появился еще один канал, в середине сада, образовав два сада, которые называли 1-й и 2-й Летние сады. Третьим Летним называли Михайловский сад. Мойку и Безымянный Ерик (будущую Фонтанку) также соединили, из-за чего Летний сад оказался на острове.
В 1718 году по проекту Леблона недалеко от Летнего дворца построили Птичник, в котором можно было полюбоваться на райских птиц — черных аистов, журавлей, пеликанов, орлов и лебедей, а также редких животных — дикобраза, синюю лисицу.
В южной части в искусственном пруду разводили рыб. Предпочтение отдавалось карпам, поэтому со временем пруд стали называть Карпиевым. Туда же поселили и ручного тюленя.
На территории 2-го Летнего сада Земцов построил Лабиринт — причудливую систему дорожек, окруженных стенами из кустов. В нем разместили более трех десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. Архитектор также позаботился о том, чтобы гости могли быстро вспомнить, из какой басни каждый из героев. Скульптуры сопроводили табличками с сюжетами басен и некоторыми пояснениями к ним. У входа в Лабиринт расположилась скульптура самого баснописца. В Лабиринте оборудовали и фонтаны-шутихи, которые обливали посетителей сада водой, как только они проходили мимо них.
С 1721 года благоустройство Летнего сада было завершено. Сад превратился в летнюю резиденцию Петра. Здесь же он регулярно проводил свои знаменитые праздники для дворян — ассамблеи, о начале которых оповещали пушки Петропавловской крепости. Гости приплывали к Летнему саду по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. Все опоздавшие получали «штрафную» — кубок вина, который нужно было выпить до дна одним залпом. Наводнение 1777 года разрушило большую часть Летнего сада: фонтаны и Лабиринт были утрачены.
Летний сад до сих пор знаменит своими статуями — аллегорическими скульптурами, которые по заданию Петра покупали в Италии или делали на заказ. Это античные скульптуры и произведения конца XVII — начала XVIII века. Скульптуры условно можно разделить на четыре темы — природа мироздания, коллизии из «Метаморфоз» Овидия, идеальная модель Земного мира и ее воплощение. К 1725 году в Летнем саду установили более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже свыше двухсот.
В конце мая гостям сада торжественно — под звуки оркестра Штаба Ленинградского военного округа под руководством Сергея Вовка — предъявили после реставрации скульптуры «Правосудие» и «Милосердие». Последние три года в специально созданной мастерской в Русском музее ведется комплексная реставрация мраморных скульптур Летнего сада. Подлинные скульптуры выставлены в кофейном домике Летнего сада, а их копии вернулись на свои постаменты в сад. Благодаря уникальной технологии отличить копии от подлинников почти невозможно.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".