Герой Африки с мячом
В штаб-квартире южноафриканской ассоциации футбола САФА в Йоханнесбурге от Зеппа Блаттера не скрыться. На стенах висят фотографии, на которых он запечатлен с Нельсоном Манделой, архиепископом Дезмондом Туту, Генсеком ООН Кофи Аннаном. Хозяин, президент САФА Дэнни Джордан считает такие почести вполне
заслуженными. Джордан отвечал за организацию ЧМ по футболу в ЮАР в 2010 году, первого на Черном континенте. Для него Блаттер – герой: «Он многие годы боролся за проведение ЧМ в нашей стране, за что регулярно подвергался серьезным нападкам. Его будущее зависело от Африки: если бы ЧМ оказался провальным, это означало бы конец его карьеры и в ФИФА, и в мировом футболе».
На ЧМ в ЮАР все прошло как по маслу. Турнир стал одним из лучших в истории. Джордан убежден: «Африка все еще воспринимается исключительно как континент катастроф. Но этот успех улучшил наш имидж, и все благодаря Зеппу Блаттеру».
Йозеф Блаттер (79 лет) – один из самых критикуемых спортивных функционеров, «бог солнца», за которым тянется шлейф скандалов и в царстве которого, как считается, процветают коррупция и круговая порука.
29 мая швейцарец, родившийся в местечке Висп в кантоне Вале, снова боролся за пост главы ФИФА – вот уже в пятый раз с 1998 года. Чтобы понять причины его «долголетия», нужно встретиться с такими людьми, как Дэнни Джордан. Президент САФА сидит на черном кожаном диване: трехдневная щетина, безупречный костюм. 63-летний Джордан, в прошлом борец против апартеида, считается сторонником модернизации; в африканском спорте у него незапятнанная репутация.
Блаттер, говорит Джордан, глобализовал футбол и форсировал помощь регионам, находившимся в невыгодном положении, сначала будучи директором по развитию, а с 1981 года и на посту генерального секретаря ФИФА. В ЮАР не забыли, как в эпоху апартеида он поддержал исключение белого, расистского клуба из мировой футбольной семьи и что он советовался с Нельсоном Манделой, чтобы подготовить почву к возвращению южноафриканцев в ФИФА в июле 1992 года.
«Блаттер не сдался даже тогда, когда ЧМ-2006 перевесом в один голос было решено отдать Германии, а не нам, – вспоминает Джордан. – Он сказал мне: «Я хочу, чтобы Кубок мира разыгрывался в Африке, и вы этого добьетесь!»
Сегодня Джордан с восторгом говорит о позитивных «побочных эффектах» ЧМ: новых аэропортах, улучшенной инфраструктуре, современных системах общественного транспорта в мегаполисах, стадионах. Рядом со зданием САФА возвышается величественная арена, на которой проходил финал. По форме стадион напоминает гигантскую тыкву, его стены переливаются оттенками коричневого, типичными для почв Африки. Символ футбольного континента, обретшего уверенность в своих силах, вырос рядом с тауншипом Соуэто. «Назовите мне человека с таким опытом, с такими знаниями и такой страстью, как у Блаттера, – говорит Джордан. – Европейцам он не по нутру, но они не могут выдвинуть своего сильного кандидата».
Европа – это своего рода пуп коммерческого футбольного мира. В Европе крутятся большие деньги, там играют лучшие, богатейшие клубы. И в Европе громче, чем где-либо, критикуют Блаттера. Однако в специфической арифметике ФИФА Европа значит не больше, чем Африка. На выборах президента ФИФА с учетом экономических показателей и численности национальных федераций футбола действует асимметричное правило: одна страна – один голос. Немецкая федерация футбола с ее почти 7 миллионами членов – крупнейшее спортивное объединение в мире – на чаше весов ФИФА весит не больше, чем футбольная федерация Того.
Таким образом, главу ФИФА ставят не богатые федерации, а бедные, зависимые. Блаттеру не стоит расстраиваться из-за плохих отношений с теми странами, где футбол движет миллиардами, такими как Германия, Великобритания, Франция. Ведь он водит дружбу с «малышами». А они в большинстве. Прежде всего он может рассчитывать на друзей в Африке, которых называет «своими братьями». В них его сила.
29 мая в Цюрихе в выборах нового президента ФИФА приняли участие 209 федераций футбола. Нидерландец Михаэль ван Прааг и португальская икона футбола Луиш Фигу неожиданно отказались выставлять свои кандидатуры против Блаттера, и теперь вызов ему бросает только иорданец Али бен аль-Хусейн. У Африки 54 голоса – больше, чем
у любого другого континента. Президент Африканской конфедерации футбола Исса Хаяту на съезде конфедерации в Каире в начале апреля заявил, что «гарантирует» Блаттеру все африканские голоса. Исполненный гордости, он обратился к собравшимся, в числе которых помимо Блаттера были и его конкуренты: «Дорогой Зепп! Африка счастлива, что ты есть. Африка на твоей стороне!» Еще в 1998 году, когда Блаттер впервые был избран на этот пост, его поддержали большинство африканцев. Тогда в Париже в ночь перед голосованием делегаты от Африки якобы получили конверты с 50 000 долларов. Обвинения в подкупе впоследствии доказаны не были, и сам Блаттер их решительно отвергает.
Круговая порука? Коррупция? «До слухов о Зеппе Блаттере мне дела нет», – говорит Калуша Бвалия. Утром перед встречей сборных Замбии и Малави президент замбийской федерации футбола завтракает в пятизвездочном отеле Taj Pamodzi в столичной Лусаке, где номер стоит 750 долларов за ночь. 51-летний Бвалия в молодости сам был хорошим футболистом, игроком национальной сборной – легендарной команды, которая на Олимпийских играх в Сеуле в 1988 году разбила Италию со счетом 4:0. Сегодня он один из самых влиятельных функционеров Африки и верный сподвижник Блаттера. У швейцарца есть «харизма и страсть», он «действительно болеет за футбол».
Если смотреть на футбол и на ФИФА глазами африканцев, Блаттер и правда предстает спасителем, человеком с большим сердцем, который помогает развивать футбол на континенте. С тех пор как он занял пост президента, Международная федерация инвестировала около 2,5 млрд долларов в сотни проектов по всему миру. Эти средства пошли на строительство полей с искусственным покрытием, штаб-квартир федераций и школ футбола, а также на обучение и повышение квалификации специалистов. Только на инфраструктуру в странах Африки было выделено 250 млн долларов.
Кроме того, ФИФА ежегодно распределяет по 250 000 долларов в пользу каждой из национальных федераций футбола. Для большинства европейских стран это копейки. Для большинства африканских – спасение, «посылаемое» Блаттером.
С учетом рекордных оборотов, которые в 2011–2014 годах (в частности, благодаря маркетинговому успеху ЧМ в Бразилии) составили 5,7 млрд долларов, недавно ФИФА объявила о внеочередном распределении прибыли: каждая из национальных федераций получит дополнительно чуть больше миллиона долларов. Радостное известие, разумеется, по чистой случайности распространилось незадолго до очередных выборов президента, в преддверии которых Блаттер, как действующий глава федерации, официально агитацию не проводил.
Подарки ФИФА развивающимся странам, прежде всего африканским, неизменно овеяны коррупционными слухами. Многие годы сторонний наблюдатель не мог быть уверен, что часть колоссальных средств, выделявшихся на благие цели, не оседала в карманах коррумпированных функционеров. Позднее правила были ужесточены. И тем не менее денежные потоки остаются для Блаттера одним из инструментов влияния.
В Замбии президент ФИФА пользуется особым уважением. Когда в апреле 2002 года он приезжал в эту страну, на приветственных плакатах значилось: «Зепп Блаттер – единственный, кто интересуется проблемами Африки». Тогда он участвовал в открытии «Дома футбола» – шикарной штаб-квартиры замбийской федерации, основные расходы на строительство которой взяла на себя ФИФА. Только за последние пять лет из Цюриха в Лусаку были переправлены 2,5 млн долларов.
Техническая и финансовая помощь жизненно важна для бедных футбольных федераций Африки, говорит глава футбольной ассоциации Замбии: «Не хватает всего: мячей, сеток, берцев. Порой нет даже угловых флажков». Бвалия содействовал развитию футбола в Замбии, в том числе и с помощью Блаттера.
Однако в местной прессе его неоднократно обвиняли, что он якобы использует доходы футбольной ассоциации для собственного обогащения. «Дешевые приемчики», – говорит Бвалия; этот вопрос ему явно действует на нервы. Однако сегодня замбийская антикоррупционная комиссия ведет против него расследование. По сообщениям английской газеты TheБвалия якобы получил накануне решения по ЧМ-2018 и ЧМ-2022 от тогдашнего члена исполнительного комитета ФИФА катарца Мохаммеда бен Хаммама 80 000 долларов. Зепп Блаттер лично вступился за своего друга, столкнувшегося с трудностями, назвав обвинения в коррупции в его адрес и в адрес других африканцев «расистскими».
Такие дружеские узы сохраняются многие годы. Бвалия с гордостью показывает теплые письма, полученные им от президента ФИФА. Не далее как в апреле Блаттер поздравил «дорогого друга» с переизбранием в исполнительный комитет Африканской конфедерации футбола. Бвалия ему благодарен: «Мы чувствуем свой моральный долг защитить фигуру и пост Блаттера от нападок европейцев. Это лояльность, которая оказывается взаимной».
29 мая в Цюрихе Калуша Бвалия отдал свой голос за Блаттера. Он заранее заявил: «Я проголосую за него, и мне не нужно в этом оправдываться. Он – один из немногих европейцев, которые всегда безусловно поддерживали нас, африканцев». Президент футбольной федерации ЮАР Дэнни Джордан в преддверии выборов отметил: «Кто вообще знает иорданца аль-Хусейна?_
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".