6 октября 2024
USD 94.87 -0.16 EUR 104.74 -0.12
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "Смерть патриарха"

Архивная публикация 2009 года: "Смерть патриарха"

Появление в СМИ версии об убийстве Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго свидетельствует о том, что борьба за власть внутри РПЦ не окончена.

Появление в СМИ версии об убийстве Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго свидетельствует о том, что борьба за власть внутри РПЦ не окончена.

Появление в СМИ версии об убийстве Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго свидетельствует о том, что борьба за власть внутри РПЦ не окончена.

5 декабря 2008 года в своей подмосковной резиденции в Переделкино умер Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. По официальной версии, патриарх скончался от сердечной недостаточности. По крайней мере, именно так об этом печальном событии сообщила пресс-служба Патриархии. Однако в тот же день в СМИ появилась и другая версия - якобы патриарх погиб в ДТП. Патриархия тут же опровергла эти сообщения: "Появившиеся в ряде СМИ версии о том, что патриарх попал в ДТП, никоим образом не соответствуют действительности". Однако слухи вокруг смерти патриарха Алексия продолжали множиться.

И вот некоторое время назад в Интернете появилась сенсационная версия, согласно которой патриарх был убит. Авторы "сенсации" утверждали, что Алексия Второго якобы убили за то, что он не поддержал военные действия России против Грузии в августе 2008 года. Правда, источники "убийственной версии" особого доверия не вызывали. В частности, об убийстве патриарха много шумел актер Станислав Садальский, известный своими эпатажными выходками: "Мне дико: убили Святейшего - и молчат!.. Знакомые попы, милиция мне рассказали, что патриарха нашли с пробитой в трех местах головой, что взор его был устремлен на дверь. Каким образом в голове Святейшего образовалось три дырки?" Примечательно, что те, кто подхватил версию об убийстве, не скрывали своего враждебного отношения к нынешнему патриарху, Кириллу, а о сопернике Кирилла - митрополите Клименте, главе Издательского отдела РПЦ, - отзывались лестно, называя его "молитвенником" и "человеком без двойной морали". Но самое интересное было впереди: оказалось, не все в "версии убийства" - неправда. Патриарх действительно был найден в своих покоях с разбитой головой...



ВСЯ ПРАВДА?

С развернутым опровержением "версии убийства" выступил бывший референт Святейшего, протодьякон Андрей Кураев. Однако при этом он фактически опроверг и официальную версию кончины патриарха. "Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха, - написал протодьякон. - Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах". Более того, Кураев не исключил, что приступа не было вообще. Что же случилось, по его мнению?

"Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений - и упал. Но, па-дая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену. Патриарх пришел в сознание. Пробовал встать - на стенах кровавые следы от его рук", - пишет далее Кураев в тексте, размещенном на его страничке в "Живом Журнале".

"Даже и при такой травме его можно было бы спасти, - продолжает он, - если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но дело было во внутренних покоях патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от ос-тального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны... Когда и в половине девятого он не вышел (к завтраку. - "Профиль"), начали тревожиться… Через окошко ванной комнаты увидели его лежащим. Дверь взломали. Но тело уже остывало".

Как дает понять Кураев, руководство церкви отказалось обнародовать реальную картину кончины Святейшего по морально-этическим соображениям: "Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной. То, что было бы горько-обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху".

Впоследствии "версию Кураева" косвенно признала и пресс-служба Патриархии. "Вне зависимости от конкретных обстоятельств его (Алексия Второго. - "Профиль") смерти это была своего рода "плата" за ту свободу, которую он "выторговал" у окружения, - заявил в начале сентября "Интерфаксу" руководитель пресс-службы Патриархии священник Владимир Вигилянский. - Патриарх был всегда на виду, в окружении людей, и единственное, что он отвоевал у своего окружения, - это ночь. Он не допускал ночью к себе в покои никого, чтобы можно было помолиться и побыть одному... В покоях патриарха не было тревожной кнопки, потому что патриарх, как говорят, был против".



"СМАКОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ"

Итак, картина кончины патриарха прояснилась. Другой вопрос - почему подробности последних часов жизни Алексия Второго вдруг всплыли через несколько месяцев после его кончины, несмотря на изначальную позицию руководства церкви придерживаться "официальной версии" (сердечная недостаточность)? Ведь, по большому счету, как выразился священник Владимир Вигилянский, "все это смакование деталей - от лукавого".

Судя по всему, дело обстояло так. После кончины Святейшего высшие иерархи церкви договорились молчать о реальных причинах смерти патриарха. Однако впоследствии кто-то не выполнил взятые на себя обязательства. Как полагает политолог Алексей Макаркин, появление слухов, и в первую очередь явно антикирилловской "версии убийства" патриарха Алексия, - это отголоски беспрецедентно жесткой внутрицерковной борьбы, развернувшейся в период выборов нового патриарха и, судя по всему, до сих пор не завершившейся. Вполне возможно, кто-то из иерархов, недовольных тем, как идут дела при новом патриархе, Кирилле, "слил" в массы "версию", позже подхваченную в Интернете.

Источником информации могли быть люди, близкие к митрополиту Клименту. Все понимают, что у него есть все основания недолюбливать нового патриарха. Во-первых, Климент сам метил на это место. Во-вторых, усилиями Кирилла уже через полгода после выборов Климент потерял ключевое место управделами Патриархии, став всего лишь главой Издательского отдела РПЦ. Теперь вместо того, чтобы решать кадровые и финансовые вопросы, владыка Климент издает душеспасительную литературу. И поговаривают, что это всего лишь временная позиция: в планах нового патриарха продолжить кадровое понижение бывшего соперника.

Впрочем, не исключено, что утечка произошла по инициативе других иерархов, принадлежащих к оппозиционным силам в РПЦ. Ведь, как утверждает Алексей Макаркин, "оппозиция в церкви - это нечто аморфное, вряд ли есть кто-то, кто ее возглавляет, но от этого число людей, не желающих каких-либо изменений и способных противостоять Кириллу, не становится меньше". Тот факт, что источник "слива" находится внутри церкви, подтверждает и глава близкой к РПЦ общественной организации "Российская христианско-демократическая перспектива", бывший депутат Госдумы Александр Чуев. "Если бы об обстоятельствах кончины Святейшего говорили лишь люди светские, это было бы полбеды, но этим занимаются люди церковные, и именно от этого - страшно и больно".

ЦУГЦВАНГ

Как только "версия убийства" стала кочевать из од-ного сетевого СМИ в другое, стало ясно, что "кирилловцы" оказались в невы-годном положении. В шахматах такое положение называется цугцванг - какой бы ход вы ни сделали, он будет для вас невыигрышным. Отмолчаться - плохо, раскрыть истинные обстоятельства смерти патриарха - тоже плохо. Вероятно, на это и был расчет тех, кто запускал слухи: ведь не опровергнуть обвинения в убийстве почившего патриарха близкие к нынешнему патриарху люди не могли. При этом, опровергая ее, они неизбежно вынуждены были бы озвучить и реальный ход событий того злополучного утра. Что в церкви, где обсуждение таких деталей не принято, неизбежно будет воспринято крайне болезненно.

Именно это и произошло: версию того, что "было на самом деле", озвучил близкий к нынешнему патриарху протодьякон Андрей Кураев. Прямота, с какой отец Андрей сообщил "городу и миру" об истинном положении вещей, была неоднозначно встречена в ло-не самой церкви. По словам Александра Чуева, "глу-боко аморально обсуждать кончину Святейшего в таких деталях: мы должны почитать его, молиться за него, поэтому я не разделяю позицию Андрея Кураева, и мне странно, что он включился в эту дискуссию".

Получается, что, как и "версия убийства", ее опровержение - пусть и опосредованно - нанесло удар по позициям Кирилла. "Теперь старушки у церкви будут обсуждать - убили патриарха или он сам умер в ванной: ни то, ни другое авторитета церкви и ее нынешнему предстоятелю не добавит", - уверен Алексей Макаркин. Мирянам же эта история даст повод задуматься о том, что в сообществе, имеющем прямое отношение к совершениям таинств, как оказалось, царят такие же нравы, как и в мире большой политики, где принцип "цель оправдывает средства" исповедуется, пусть и негласно, очень многими. Как это ни печально, но тайну смерти своего недавнего пастыря некоторые церковники пытаются использовать для решения текущих, сиюминутных интересов.{PAGE}

"ОН ПОНИМАЛ, ЧТО УХОДИТ…"

Побоявшись сказать всю правду о смерти Алексия Второго, Патриархия получила мерзкий слух.

О том, кто и что стоит за всевозможными домыслами об обстоятельствах кончины патриарха Алексия Второго, обозреватель "Профиля" поговорил с профессором Московской духовной академии, протодиаконом Андреем КУРАЕВЫМ.

- С чем вы связываете появление в СМИ так называемой "версии убийства" патриарха?

- Думаю, как это нередко бывает в медийных скандалах, здесь просто наложились друг на друга неадекватность одних людей и циничный расчет других - расчет привлечь внимание к своему изданию путем тиражирования заведомо скандальных измышлений.

- Сторонники этой версии фактически противопоставляют нынешнего патриарха, Кирилла, митрополиту Клименту.

- Да, и меня удивляет, что голос митрополита Климента во всей этой истории пока не слышен. А ведь владыка Климент на сегодня не просто митрополит, он еще и глава Издательского совета Русской православной церкви. Это очень серьезная структура, руководство которой предполагает умение держать руку на пульсе событий, происходящих в информационном пространстве, причем не только самой церкви, но и страны в целом. И получается, одно из двух. Либо владыка Климент увлечен чисто богословскими трудами и не видит происходящего вокруг него, то есть он просто не в курсе, либо же он в курсе, но по какой-то причине не хочет реагировать.

- Почему вдруг спустя много месяцев после смерти патриарха Алексия стали обсуждаться подробности его кончины?

- Я исхожу из самой простой версии: когда-то кто-то по пьяной лавочке мог озвучить версию "убийства патриарха". И некоторых это настолько поразило, что они вот уже полгода носятся с этой версией.

- А зачем Патриархии нужно было скрывать реальные обстоятельства кончины Святейшего? Не лучше ли было сразу сказать, как все было на самом деле и тем самым исключить возможность появления подобных инсинуаций?

- Когда пришла печальная весть о кончине патриарха, церковь на какое-то время оказалась лишена ясного центра власти. А реакция требовалась мгновенная, потому что и органы власти, и масс-медиа, и общество ждали разъяснений: что произошло, когда и почему? И я очень хорошо понимаю ситуацию, в которой оказалась пресс-служба Патриархии: местоблюстителя нет, Синод еще не собрался. К кому обращаться за информацией и комментариями? И тогда, я думаю, решили поступить так, как поступают в церкви испокон века в ситуациях, когда нет достоверной информации о жизни или кончине церковного человека, - действовать по аналогии. Допустим, нет никакой информации о юношеских годах того или иного святого: тогда автор жития спокойно берет житие другого святого и, как штамп, использует его биографию: "Преподобный с детства был не похож на своих сверстников и чуждался детских игр…"

- В "ЖЖ" вы написали, что, "побоявшись сказать неблаговидную правду о смерти Святейшего патриарха, Патриархия получила мерзкий слух". С чьей точки зрения эта правда "неблаговидная"? Существует ли с точки зрения церкви "неблаговидная" смерть?

- Неблаговидная смерть - это смерть без веры, без молитвы, без покаяния и причастия, смерть, сопровождаемая проклятиями и хулой на Бога и людей. Ничего такого в кончине патриарха Алексия не было. Он причастился за день до своего успения. Если человек в мире с Богом - где бы ни настигла его смерть, она будет благочестивой. Для христианина самое страшное - внезапная смерть, смерть бессознательная, когда он не может понять, что с ним происходит. Судя по тому, что мы знаем об обстоятельствах кончины патриарха Алексия, он понимал, что уходит. И значит, у него было время - между получением смертельной травмы и моментом, когда его сердце остановилось. И за этот час или полтора патриарх мог приготовить себя к кончине, это и есть таинство смерти нашего патриарха. Такая кончина - абсолютно непостыдная, о такой кончине может мечтать любой человек. И для меня, например, когда я узнал об обстоятельствах смерти Святейшего, именно это было важно. Но есть православие, а есть псевдоправославное обрядоверие. Увы, найдутся любители посплетничать о том, что неспроста, мол, патриарх перешел в вечность в ванной комнате, которая даже не украшена иконами… Для людей, которые всюду ищут повод для хулы, такая смерть станет аргументом в их "идеологической войне" с церковью.

- Как вы считаете, все эти слухи и разговоры как-то повлияли на репутацию Святейшего патриарха Кирилла внутри церкви?

- Реакция церковного человека весьма очевидна. В былые годы в таких случаях тогда еще митрополит Кирилл утешал меня словами о том, что палкой колотят только по тому дереву, на котором есть плоды. Я думаю, очень многие церковные люди это понимают, и, видя, как на пустом месте возникают такого рода скандальные наезды на патриарха, они, скорее, делают вывод о том, что патриарх действительно достойный человек и пастырь.

- Однако получается, что источник такого рода "наездов" - это кто-то, кто имеет отношение к церкви, некая оппозиция патриарху?

- Просто в душе у некоторых людей есть муть, и есть циники, которые готовы эту муть использовать. В основном это те, кто хочет числить себя по православному ведомству, а на самом деле давно уже находятся в каких-нибудь раскольчиках и секточках.

ДОСЬЕ

Протодиакон Андрей Кураев родился 15 февраля 1963 года в Москве. Окончил философский факультет МГУ, Бухарестский богословский институт, Московскую духовную академию. В 1990 году рукоположен в сан диакона. В 1990-1993 годах - референт патриарха Алексия II. В 1993-1996 годах - декан философско-богословского факультета Российского православного университета св. Иоанна Богослова. 5 апреля 2009 года возведен патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением двойного ораря и камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью. С 2009 года - член Синодальной богословской комиссии.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль