Архивная публикация 2011 года: "Ход альянсом"
Как ни странно, но у России есть шансы увеличить вывоз своих автомобилей за рубеж. Недавно Министерство промышленности и торговли РФ подготовило пакет мер, направленных на продвижение продукции российского автопрома на зарубежных рынках. Проще говоря, государство поддержит экспорт, даст льготы и субсидии. Поможет ли? Нужны ли наши автомобили за рубежом? Ответ не так однозначен, как кажется. Да, действительно, объемы экспорта автомашин российского производства в последние годы снижаются. В 2007 году было вывезено 177 тыс. легковых и грузовых машин, в 2008-м - 168 тыс., в 2009-м - около 40 тыс., в 2010-м году - 53,1 тыс. Но, несмотря на это, шансы у российского автоэкспорта есть.
Первое и самое главное преимущество наших автомобилей на иностранных рынках - невысокая цена. Второе, как мне кажется, - это низкая стоимость обслуживания. Есть такая старая байка, дошедшая до нас со времен социализма, которая объясняет относительную популярность российских автомобилей за рубежом. Иностранцы всегда любили нашу сельскохозяйственную технику. Но почему? Они объясняли это так: да, она ломается, причем в первый же год в ней ломается все, что только может сломаться, но тут же чинится бесплатно по гарантии и больше не ломается никогда. Поэтому определенная выгода от приобретения российских автомобилей за рубежом, где институт дилерства и гарантийных обязательств развит очень хорошо, есть. Я думаю, что сейчас на иностранных авторынках с нашими машинами и техникой сложилась та же ситуация. Их берут именно как очень недорогой автомобиль. Хотя теперь им достаточно серьезную конкуренцию, в той же Латинской Америке, составляют китайские машины и техника.
В основном наши машины экспортируются в страны ближнего зарубежья, в те страны, которые открыты для этого, причем торговля идет в контексте уже давно налаженных отношений. Рынки тех стран, где ввоз иномарок облагается высокими пошлинами, закрыты для наших автомобилей, покупать "Ладу" или "уаз" по цене Ford, сами понимаете, никто не захочет.
Вот и получается, что сбыт нашим машинам за рубежом обеспечивает невысокая цена и давно налаженные контакты. Был где-то исторический импортер еще советских автомобилей, у которого есть клиентура по той же "Ниве" (ныне "Лада 4х4") или "уазам". Вот он так и продолжает работать, продавать российские машины, хотя и в очень ограниченных количествах. Тем не менее шансы увеличить экспорт своих автомобилей за рубеж у наших производителей есть: можно как отвоевывать доли рынка в тех странах, где наши машины уже представлены, так и выходить на новые рынки, в страны, чьи дороги еще не знакомы с колесами российского автомобиля. Как это сделать? С помощью альянсов российских и иностранных производителей. Яркий пример - АВТОВАЗ, который сотрудничает с Renault-Nissan. Теперь он может делать машины на одной платформе с другими автомобилями альянса. Более того, именно этим АВТОВАЗ сейчас и занят - готовит такие машины к выпуску. Взять хотя бы тот же универсал Лада R90, построенный на базе Renault Logan. Всего на этой платформе будет выпускаться две новинки ВАЗа. Когда автомобиль построен на одной платформе с Renault и Nissan, когда можно значительно удешевить продукт за счет больших объемов производства, то, я думаю, такой автомобиль будет пользоваться устойчивым спросом не только в России, но и далеко за ее пределами. Минусы наших автомобилей всегда заключались в устаревших технологиях производства и изготовления компонентов, что существенно влияет на качество машины в целом. Но когда этот автомобиль имеет современную конструкцию, изготавливается по современным технологиям, а компоненты его при этом стоят недорого, то этот автомобиль безусловно будет конкурентоспособным и во многих случаях более предпочтительным, чем те же китайские машины. Renault на том или ином рынке может позиционировать свой автомобиль как более дорогой, а "Ладе" оставить бюджетную нишу, подразумевающую недорогие комплектации. Это возможный сценарий для тех рынков, где "Лада" уже присутствует. Но есть рынки, где о наших автомобилях ничего не знают, а значит, там бренд не имеет никакого значения. Важна только цена. Есть смысл выводить на эти рынки "Лады", "уазы" и другие наши марки под флагом самых доступных машин, тем более, что так оно и есть.
Как ни странно, но у России есть шансы увеличить вывоз своих автомобилей за рубеж. Недавно Министерство промышленности и торговли РФ подготовило пакет мер, направленных на продвижение продукции российского автопрома на зарубежных рынках. Проще говоря, государство поддержит экспорт, даст льготы и субсидии. Поможет ли? Нужны ли наши автомобили за рубежом? Ответ не так однозначен, как кажется. Да, действительно, объемы экспорта автомашин российского производства в последние годы снижаются. В 2007 году было вывезено 177 тыс. легковых и грузовых машин, в 2008-м - 168 тыс., в 2009-м - около 40 тыс., в 2010-м году - 53,1 тыс. Но, несмотря на это, шансы у российского автоэкспорта есть.
Первое и самое главное преимущество наших автомобилей на иностранных рынках - невысокая цена. Второе, как мне кажется, - это низкая стоимость обслуживания. Есть такая старая байка, дошедшая до нас со времен социализма, которая объясняет относительную популярность российских автомобилей за рубежом. Иностранцы всегда любили нашу сельскохозяйственную технику. Но почему? Они объясняли это так: да, она ломается, причем в первый же год в ней ломается все, что только может сломаться, но тут же чинится бесплатно по гарантии и больше не ломается никогда. Поэтому определенная выгода от приобретения российских автомобилей за рубежом, где институт дилерства и гарантийных обязательств развит очень хорошо, есть. Я думаю, что сейчас на иностранных авторынках с нашими машинами и техникой сложилась та же ситуация. Их берут именно как очень недорогой автомобиль. Хотя теперь им достаточно серьезную конкуренцию, в той же Латинской Америке, составляют китайские машины и техника.
В основном наши машины экспортируются в страны ближнего зарубежья, в те страны, которые открыты для этого, причем торговля идет в контексте уже давно налаженных отношений. Рынки тех стран, где ввоз иномарок облагается высокими пошлинами, закрыты для наших автомобилей, покупать "Ладу" или "уаз" по цене Ford, сами понимаете, никто не захочет.
Вот и получается, что сбыт нашим машинам за рубежом обеспечивает невысокая цена и давно налаженные контакты. Был где-то исторический импортер еще советских автомобилей, у которого есть клиентура по той же "Ниве" (ныне "Лада 4х4") или "уазам". Вот он так и продолжает работать, продавать российские машины, хотя и в очень ограниченных количествах. Тем не менее шансы увеличить экспорт своих автомобилей за рубеж у наших производителей есть: можно как отвоевывать доли рынка в тех странах, где наши машины уже представлены, так и выходить на новые рынки, в страны, чьи дороги еще не знакомы с колесами российского автомобиля. Как это сделать? С помощью альянсов российских и иностранных производителей. Яркий пример - АВТОВАЗ, который сотрудничает с Renault-Nissan. Теперь он может делать машины на одной платформе с другими автомобилями альянса. Более того, именно этим АВТОВАЗ сейчас и занят - готовит такие машины к выпуску. Взять хотя бы тот же универсал Лада R90, построенный на базе Renault Logan. Всего на этой платформе будет выпускаться две новинки ВАЗа. Когда автомобиль построен на одной платформе с Renault и Nissan, когда можно значительно удешевить продукт за счет больших объемов производства, то, я думаю, такой автомобиль будет пользоваться устойчивым спросом не только в России, но и далеко за ее пределами. Минусы наших автомобилей всегда заключались в устаревших технологиях производства и изготовления компонентов, что существенно влияет на качество машины в целом. Но когда этот автомобиль имеет современную конструкцию, изготавливается по современным технологиям, а компоненты его при этом стоят недорого, то этот автомобиль безусловно будет конкурентоспособным и во многих случаях более предпочтительным, чем те же китайские машины. Renault на том или ином рынке может позиционировать свой автомобиль как более дорогой, а "Ладе" оставить бюджетную нишу, подразумевающую недорогие комплектации. Это возможный сценарий для тех рынков, где "Лада" уже присутствует. Но есть рынки, где о наших автомобилях ничего не знают, а значит, там бренд не имеет никакого значения. Важна только цена. Есть смысл выводить на эти рынки "Лады", "уазы" и другие наши марки под флагом самых доступных машин, тем более, что так оно и есть.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".