Врач по клику: что мешает развитию телемедицины в России
Врачи российских частных клиник, как ожидается, в скором времени смогут выписывать рецепты в дистанционном режиме. Их будут формировать и направлять пациенту в электронном виде по итогам онлайн-приема. Нововведение станет еще одним шагом в развитии отечественной телемедицины.
- Рецепт по электронной почте
- Вторые роли и большое будущее
- Как включить телемедицину в ОМС
- Подготовка кадров
Рецепт по электронной почте
Проект постановления правительства РФ подготовлен Минэкономразвития. Документ предусматривает проведение тестирования онлайн-рецептов на базе 15 ведущих коммерческих медицинских компаний – участников экспериментального правового режима (ЭПР).
Впрочем, для постановки диагноза пациенту в любом случае потребуется сначала попасть в поликлинику на очный прием. Но вот дальнейшие консультации предлагается перевести в дистанционный режим. Возможности современной телемедицины позволяют врачу оценить состояние больного, скорректировать или продолжить лекарственную терапию в рамках ранее поставленного диагноза.
Существует одно обязательное условие для выписки электронных рецептов. В договор на оказание услуг, заключаемый между медучреждением и клиентом, нужно внести пункт, разрешающий обмен данными с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
Тестирование онлайн-рецептов – свидетельство фундаментальных изменений, происходящих в последние годы в медицине. Как представляется, помимо научного развития, дальнейшая трансформация этой сферы будет связана с активной технологизацией системы здравоохранения. Перемены следует ожидать не только в использовании высокоточных роботов для проведения сложных оперативных вмешательств, развитии генетики или инструментов точной диагностики. В повестке дня – широкое применение цифровых технологий, максимально упрощающих взаимодействие пациента с учреждениями здравоохранения.
Вторые роли и большое будущее
Инвестиции в подобные проекты постоянно растут. Глобальный рынок цифровой медицины в 2021 году оценивался в $217 млрд. Итоги 2022-го окончательно не подведены, но очевидно, что тренд не изменился. По прогнозам экспертов, к 2030-му рынок способен продемонстрировать рост более чем в семь раз – $1,5 трлн.
Три года назад в мировые лидеры по уровню проникновения телемедицины вырвался Китай – почти 60%, у Евросоюза и США показатель был 30%, у России – менее 15%. Пандемия COVID-19 создала предпосылки для ускоренного развития технологии. В аналитическом обзоре компании BusinesStat отмечено увеличение в четыре раза, до 4,51 млн, числа обращений к врачам телемедицины в 2020 году и почти на 10%, до 4,95 млн – в 2021-м. При этом 2022 год не оправдал ожиданий: после стабилизации ситуации с заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией интерес к дистанционным услугам среди пациентов в России заметно снизился.
Смена задерживается: что мешает восполнить дефицит лекарственных препаратов в России
Одна из причин заключается в том, что пока не удалось обеспечить полноценную интеграцию цифровых технологий с классическим форматом медицины. Клиники и страховые компании продвигают телемедицину как некий сервисный «бантик» к основным услугам. Между тем этот сегмент включает IT-решения и сервисы для удаленных аудио- и видеоконсультаций, сервисы записи на прием в поликлинику, телемониторинг, телеконсилиумы и т.д.
Будущее – за омниканальным форматом взаимодействия пациента и лечебного учреждения, который предполагает объединение всех каналов коммуникации в единую систему. Этому будет способствовать широкое использование приложений к гаджетам и мобильных медицинских приборов. Ну а пока доминируют офлайн-услуги, а их онлайн-«дублеры» довольствуются ролью второго плана. Частным клиникам достаточно сложно победить скепсис пациентов, равно как и неготовность части врачебного сообщества продвигать в массы «цифру».
Как включить телемедицину в ОМС
Учитывая, что подавляющее большинство россиян получают медицинскую помощь в рамках ОМС (более 90% населения страны), включение телемедицины в практику государственных лечебных учреждений способно существенно изменить расклад. Однако не все так просто.
Действующее законодательство запрещает дистанционно ставить даже очевидные диагнозы и назначать лекарственную терапию. А это означает, что без законодательных изменений внедрение телемедицинской технологии в ОМС вызовет неизбежный рост нагрузки на первичное звено муниципальной медицины. Ведь пациент после дистанционной консультации должен будет прийти на прием в районную поликлинику для постановки диагноза и назначения лечения: формальности должны быть соблюдены. Тем самым трудозатраты врача фактически увеличатся в два раза.
Нужны последовательные и контролируемые эксперименты. Усилия будут оправданны, если эксперимент подтвердит состоятельность телемедицины и законодательство в этой сфере либерализируют.
Интеграция телемедицины в страховые пакеты в период пандемии обеспечила активное распространение этой технологии во многих странах мира. По суммарному количеству дистанционные приемы во время действия карантинных ограничений догнали очные визиты. Во Франции телемедицина сегодня включена в социальную программу гарантий по острым состояниям и по дистанционному мониторингу хронических больных (диабет, болезни сердца, деменция, болезнь Паркинсона). Результат – рост более чем в сто раз количества дистанционных врачебных приемов.
Добровольно-обязательно: чем обернется для россиян объединение ОМС и ДМС
Но одно дело добавить телемедицину в виде отдельного предложения от группы врачей, обладающих соответствующим стажем, опытом и компетенциями. И совсем другое – радикально перестроить бизнес-процессы клиники, сделав услугу частью бесшовного пути от диагностики к терапии. Например, даже при проведении повторных приемов в режиме онлайн, для которых особенности законодательства не являются непреодолимым препятствием, от медперсонала требуется смена паттернов – привычного образа мышления. Врачи, что греха таить, зачастую очень консервативны и настороженно относятся к новым методам лечения или технологиям.
Еще один сдерживающий фактор – опасения по поводу снижения выручки. Дистанционный прием врача, по логике, должен стоить дешевле обычного. К тому же пациента в ходе телемедицинской консультации не получится направить в соседний кабинет на консультацию к узкому специалисту. И все-таки, как представляется, эти опасения в значительной степени надуманы.
Подготовка кадров
По мере дальнейшего развития технологии постепенно будут устраняться существующие барьеры – финансовые, временные, географические. В перспективе это может привести к снижению дискретности взаимодействия врач–пациент. И тогда телемедицина будет способствовать ранней выявляемости заболеваний и оперативному лечению. Результатом станет уменьшение количества переходов острых состояний в хронические.
Среди стоящих в настоящий момент задач – подготовка новых кадров: ИТ-специалистов в сфере здравоохранения, биофармакологов, дизайнеров органов, консультантов по здоровой старости и т.д. Медицинские вузы сегодня по такому профилю студентов обучают, но число их ограниченно.
Между тем тема актуальная. Даже рутинные дистанционные консультации требуют от лечащего врача не только особой квалификации, мышления, но и технических навыков, четкого понимания юридических нюансов. Нужны и навыки психолога, чтобы установить контакт с пациентом, который находится в другом месте, завоевать его доверие.
Это предполагает дополнительные затраты, но такие инвестиции для государства выгодны. Поскольку они в короткий срок позволяют сократить финансирование других направлений системы здравоохранения РФ.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".