22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Джоан Роулинг и Луиза Пенни выпустили качественные детективы без чернухи и расчлененки
Книги книги Культура литература

Джоан Роулинг и Луиза Пенни выпустили качественные детективы без чернухи и расчлененки

В конце февраля вышел четвертый роман Роберта Гэлбрейта (Джоан Роулинг) про брутального сыщика Корморана Страйка под названием «Смертельная белизна». «Профиль» рассказывает про долгожданную новинку и еще один любопытный детектив – «Стеклянные дома» Луизы Пенни, пятикратной победительницы премии Агаты Кристи.

«Смертельная белизна». Роберт Гэлбрейт (Джоан Роулинг)

«Азбука», 2019. Перевод Е. Петровой

Корморан Страйк – могучий брутальный холостяк со сломанным носом и отстегивающейся ногой, который литрами пьет пиво, курит одну за другой, то и дело морщится от боли и живет в коморке над собственным офисом. Этот частный сыщик – главный герой детективов, написанных Джоан Роулинг под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Четвертая книга серии, «Смертельная белизна», была опубликована в Англии в начале осени, сейчас BBC уже снимает по ней продолжение сериала «Страйк». А 27 февраля – старт продаж романа на русском.

©Издательство «Азбука»
Это неторопливый качественно закрученный детектив с хмуро-обаятельным, по-скандинавски неблагополучным сыщиком, без скандинавских кровавых подробностей, в современных английских декорациях. Сам Страйк, кстати, в новом романе стал помягче, чем в предыдущих трех, зато его помощница Робин Эллакотт, которую в конце прошлой книги детектив выгнал из агентства, а теперь вернул обратно, наоборот, постепенно превращается в обаятельную железную леди сыщицкого бизнеса – успешно работает под прикрытием, неплохо справляется с паническими атаками и почти не теряет самообладания под дулом револьвера.

Запутанное дело, захватывающее Страйка и Робин в этот раз, связано с давним преступлением, которого, возможно, никогда не было. В агентство приходит неряшливого вида молодой человек, явно в острой стадии психоза, и сбивчиво рассказывает про убийство, вроде бы случившееся много лет назад в старинном английском поместье. Вскоре к Страйку обращается и владелец того самого поместья – известный политик с кучей трагических семейных скандалов в анамнезе – с просьбой нарыть компромат на своих шантажистов, но чем именно его шантажируют, не говорит. Постепенно оказывается, что в этой истории замешаны многие, и прежде всего большое аристократическое семейство со скелетами в старинных шкафах и непоколебимым чувством избранности по праву рождения.

Работа на нового заказчика бросает сыщиков из одной социальной среды в другую. Будут здесь сходки и митинги, где активисты-социалисты выступают против Олимпиады в Лондоне, и вечеринки, на которых обсуждают связь марксизма с феминизмом, пляшут под Канье Уэста и курят траву на матрасе, застеленном флагом Палестины. Но будут и коридоры Вестминстерского дворца с «атмосферой сдержанного великолепия», банкеты с участием принца Гарри, лошадиные бега и та самая мрачноватая наследственная усадьба в глубине Йоркшира. И про все это Роулинг–Гэлбрейт рассказывает в подробностях ярких и выразительных, делая «Смертельную белизну» таким детективом, который можно читать не столько ради сюжетной головоломки, сколько просто как очень неплохой английский роман.

С интригой, впрочем, тоже все в порядке. Хотя эту почти 700-страничную историю нельзя назвать стремительной, сюжет оказывается захватывающим и сложным. Роулинг–Гэлбрейт активно вовлекает читателя в процесс расследования. Стоя за плечом у Страйка, мы смотрим, как он работает: узнает подробности, выдвигает версии и даже составляет списки дел на завтра: «Звонить Иззи, показать записку, спросить, найден ли зажим для банкнот…» Более того, по принципу японских хонкаку-детективов, ближе к концу автор по-честному выдает всю нужную информацию, побуждая нас, хорошенько подумав, самостоятельно отгадать загадку, прежде чем менее проницательным читателям правильный ответ будет вежливо преподнесен на блюдечке.

В общем, «Смертельная белизна» достойно продолжает серию, разве что по сравнению с прошлыми книгами новый роман чуть менее динамичный, зато более «про жизнь». Особенное внимание здесь уделяется делам сердечным: действие начинается на свадьбе Робин, именно там, где завершилась предыдущая история, а дальше параллельно развиваются три основные помимо детективной интриги темы: тягостная жизнь молодоженов, временные подружки Страйка и, как водится, непростые чувства детективов-напарников друг к другу, которые пока не выходят из-под контроля, но уже вот-вот рванет… Надо думать, что у автора эта линяя давно проработана на много томов вперед и чуть дальше, через несколько новых загадочных убийств и пару-тройку кровавых маньяков, перед героями замаячит еще одна неминуемая свадьба, а мы и рады.

«Стеклянные дома». Луиза Пенни

«Азбука», 2019. Перевод Г. Крылова

«Стеклянные дома» Луизы Пенни – детектив для тех, кому не нравятся книги про брутальных сыщиков неоднозначного поведения с ворохом зависимостей и всяческих проблем. Главный герой этой истории, глава квебекской полиции Арман Гамаш – учтивый рыцарь без страха и упрека, который любит свою жену, страну и соседей, а не любит только убийц, наркоторговцев и коррупционеров. Он живет в пасторальной деревушке Три Сосны в окружении милейших людей: владелицы пекарни, художницы-портретистки, повара из местного бистро, сумасбродной поэтессы и так далее. Все они старые друзья: ходят друг к другу в гости, пьют вино, пекут багеты, а на Хэллоуин устраивают карнавал. На этом-то сельском празднике и появляется таинственная фигура в черном плаще, маске и капюшоне. Встает посреди лужайки и больше не уходит.

©Издательство «Азбука»
Канадская писательница Луиза Пенни – единственный в мире пятикратный чемпион премии Агаты Кристи, которую дают за классические детективы, без расчлененки, секса и насилия. Все литературные награды ей достались за тексты об этом самом Армане Гамаше из квебекской полиции – атмосферные, уютные, остроумные, хотя и несколько открыточно-приторные романы. «Стеклянные дома» – тринадцатая книга цикла, в которой уже немолодой, но все еще деятельный Гамаш практически в собственном доме сталкивается с преступлением экзотического характера и заодно (неожиданно) пытается схлопнуть весь наркобизнес в округе.

Итак, странный человек в маске и черном костюме (люди сначала думают, что это Дарт Вейдер) появляется в деревне Три Сосны на Хэллоуин. Несколько дней подряд он молча и неподвижно стоит на лужайке, пугает детей и очень нервирует взрослых. Вскоре выясняется, что жутковатый гость выглядит точь-в-точь как древний испанский ангел совести – кобрадор, который тенью следовал за человеком, совершившим страшное преступление. Стало быть, кто-то из жителей или гостей идиллической деревни Три Сосны сделал нечто столь ужасное, что его настигла изощренная кара – совесть-возмездие в одеждах древнего кобрадора. Через несколько дней фигура в черном исчезает, но жители не успевают вздохнуть спокойно. В сельской церкви находят тело женщины, которую все хорошо знали. Несчастная жертва наряжена в костюм кобрадора.

И при чем тут местный наркобизнес? – спросите вы. Дело в том, что вся эта криминально-готическая постановка с ангелом совести окажется связана с самой влиятельной группировкой наркоторговцев в Квебеке, которую глава полиции Арман Гамаш пытается скосить под корень. Так эта жутковатая частная история приобретает некоторый даже социальный размах.

Впрочем, отражения современных социальных реалий, пусть и приблизительного, от этой книжки ждать не нужно. Напротив, «Стеклянные дома» – изящная конструкция, уводящая нас в особый мир со всегда подстриженными лужайками, по которым весело бегают дети и собаки. Там тоже есть зло, но, скорее, как двигатель сюжета и возможность оттенить прекрасные качества главных героев. Мы смотрим на это зло словно сквозь мутное стекло и очень в него верим.

Если вам по душе такая пряничная проза, смело открывайте «Стеклянные дома» или любой другой детектив Луизы Пенни – головоломки в них разные, но атмосфера одна. Да и инспектор Арман Гамаш, как говорят про красное вино, с возрастом становится только благороднее.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".