10 августа 2024
USD 86.56 +0.61 EUR 94.13 +0.29
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Дискуссия о судьбе хостелов в многоквартирных домах лихорадит гостиничный рынок
внутренний туризм отель Россия хостелы Экономика

Дискуссия о судьбе хостелов в многоквартирных домах лихорадит гостиничный рынок

Гостиниц и хостелов в жилых помещениях быть не должно. Таков итог трехлетней дискуссии вокруг резонансной инициативы российских парламентариев. Но запрет не означает полного исчезновения хостелов в многоквартирных домах – там они смогут остаться, если занимают коммерческую, а не жилую площадь. В последний момент депутаты отвели удар от гостевых домов, распространенных на российском южном побережье.

Для многих хостелов новые требования о размещении в нежилом помещении будут неисполнимы, так как объекты расположены выше первого этажа. А для перевода помещения в нежилой фонд его нужно обеспечить отдельным входом

©Максим Шеметов/ТАСС

«Это незаконный бизнес… Они нарушают Налоговый кодекс, они нарушают правила оплаты коммунальных услуг, они нарушают право собственников распоряжаться общим имуществом, создавая дополнительную нагрузку в таких помещениях. Я считаю, что человек, придя с работы, имеет право на отдых в собственной квартире», – говорила о хостелах в многоквартирных домах глава комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская в мае 2016 года. Размещение в них она называла «туризмом на нарах».

Годом ранее она вместе с группой депутатов предложила полностью запретить в жилых помещениях открывать «малые средства размещения», к которым относятся и хостелы, и мини-отели, и так называемые апартаменты-квартиры. Минкульт тогда оценивал их количество в стране в 45 тыс., а долю на рынке размещения – в 20–40%.

Но в выступлениях депутаты чаще упоминали именно хостелы – обычно небольшие бюджетные «гостиницы» с проживанием в номере нескольких человек и с общим санузлом. По расчету депутатов, после изменений владельцы хостелов не смогли бы больше прикрываться соответствием помещений требованиям ГОСТа от 2015 года, по которому они допустимы и в жилье.

При этом речь не шла о запрете открывать такие аналоги гостиниц в коммерческих помещениях многоквартирных домов. Эти помещения могут быть изначально спроектированы или впоследствии переведены из жилого фонда. Как правило, располагаются они на первых этажах, а выше – только при условии, что под ними также никто не живет. Подход делал невозможным появление хостела на пятом этаже десятиэтажного дома, такой пример приводил премьер Дмитрий Медведев в 2017 году, выступая в Госдуме.

Мера была призвана положить конец конфликтам между жителями и владельцами хостелов в многоквартирных домах. Первые жалуются на шумное соседство: постоянно сменяющиеся лица в подъезде, звонки в домофон, а порой и кражи имущества жильцов, мусор в подъезде, объясняли парламентарии.

Законопроект «завис» между первым и вторым чтением в Госдуме более чем на два года. Новую попытку его доработать депутаты предприняли в феврале текущего года. Думский комитет по ЖКХ утвердил ко второму чтению поправки, которые отчасти реализовывали предложение премьера Дмитрия Медведева – позволяли жителям самим решать, быть или не быть хостелу или мини-гостинице в доме. По задумке депутатов, для открытия хостела требовалось размещать его исключительно в нежилом фонде и при согласии большинства жителей дома. Но назначенное на 21 февраля обсуждение проекта на пленарном заседании в Госдуме отложили, чтобы дополнительно обсудить этот вопрос с премьером. А по итогам встречи с ним руководства Госдумы было решено принимать законопроект «в соответствии с изначальной концепцией».

«Сам законопроект был в две строчки. Но при работе над документом появилось такое количество поправок, что концепция законопроекта изменилась до неузнаваемости», – объяснял глава фракции «Единой России», заместитель председателя Госдумы Сергей Неверов. По его словам, итоговая концепция была простой: «запрет размещения гостиниц и иных средств размещения, оказания гостиничных услуг и других услуг размещения в многоквартирном жилом доме».

Несмотря на слова Неверова, обновленный вариант проекта вновь запрещал размещать гостиницы и хостелы в любых жилых помещениях, а не только в многоквартирных домах. То есть затрагивал и частный сектор. Это вызвало возмущение хостельеров, и они даже вышли на митинг в Москве. «Жестче просто не придумаешь», – говорила адвокат, член правления «Лиги хостелов» Наталья Петровская. По ее словам, в таком варианте закон ставил бы под угрозу запрета гостевые дома, которые также по закону считаются одним из видов жилого помещения. По ее мнению, в результате эта деятельность вынужденно ушла бы в тень, хотя сейчас только небольшая часть южного рынка работает неофициально.

В ночь с 4 на 5 марта думский комитет по ЖКХ снова изменил проект, а затем Госдума проголосовала за него во втором чтении. На этот раз депутаты решили запретить в жилых помещениях создавать только гостиницы и оказывать гостиничные услуги. Формально в документе хостелы не упоминаются, но это не значит, что он их не касается.

В феврале 2019 года правительство утвердило постановление о классификации гостиниц, и там как раз хостелы упоминаются как один из их видов. Таким образом, для хостелов становится актуальным вопрос дислокации в жилом или нежилом фонде. «Если речь идет об арендаторе, то ему, видимо, придется менять дислокацию. Собственникам, вероятно, придется менять формат, например, сдавать комнаты, – рассуждает Наталья Петровская. – Неприятно, неправильно, а главное, бессмысленно». По ее оценке, только в Санкт-Петербурге от 50% до 80% малых средств размещения расположено в жилом фонде. Там насчитывается более 10 тыс. квартир, которые сдаются краткосрочно, хостелов около 400. На5–6 тыс. апартаментов, часть из них – жилье.

И для многих из них новые требования о размещении в нежилом помещении будут неисполнимы, так как объекты расположены выше первого этажа. По закону для перевода помещения в нежилой фонд его нужно обеспечить отдельным входом. «Хоть миллион собраний собственников проводи. Невозможно в историческом доме лестницу приделать, и на первом этаже невозможно – никто не разрешит ломать метровой толщины стены в историческом доме. Почему нужно запрещать там, где не возражают, совершенно непонятно», – говорит Наталья Петровская.

Ее слова подтверждает гендиректор юридического консорциума «Высшая инстанция» Иван Шевельков. Даже на создание отдельного входа требуется согласие собрания собственников дома. А владельцы хостелов, расположенных выше первых этажей, могут оказаться «в затруднительном положении», так как им для перевода помещения в нежилое нужно обеспечить, чтобы под ним все помещения были коммерческими.

Но и тем, у кого для этой процедуры препон нет, придется потратить на оформление несколько месяцев, отмечает адвокат московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев. Процесс затянется, если хостельеру будет отказано в удовлетворении его заявки и тот решит обжаловать отказ в суде.

Эти поправки делают закон лучше, чем предлагалось изначально, признает Наталья Петровская. Они частично сняли вопрос, касающийся гостевых домов на российском юге. «У нас на сегодняшний день гостевые дома не включены в виды гостиниц. Поэтому теоретически они могут существовать, запрета на них нет», – объясняет она. Но такие объекты оказались без правового статуса. Это тоже нехорошо, так как это всегда дает возможность для произвола при проверках, объясняет она.

Эксперты считают, что запреты не принесут ожидаемого эффекта, лучше спрашивать согласие на открытие хостелов у жителей. «Допустим, у нас действительно плохая ночлежка на первом этаже, владельцы изменили статус, и помещение стало нежилым. Соседям от этого легче, что ли?» – удивляется Петровская. Кроме того, некоторые жители не хотят иметь в своем доме ни плохой, ни хороший хостел. И это их право, отмечает она.

Проект не содержит механизмов против ухода «в тень» такого вида деятельности, закроются лишь легальные малые средства размещения, считает Петровская. По ее мнению, на смену безопасным хостелам приходят «предприниматели совсем другого уровня» – обещающие размещение за 250 рублей за ночь, скрывающие в объявлениях адрес.

Ошибочно мнение, что бизнес хочет быть серым и не платить налоги, отмечает Наталья Петровская. «Людям намного приятнее платить налоги, чем взятки. Да, есть какое-то количество людей с другим сознанием. Но если для большинства будет возможность работать легально, то они так и будут делать. Тем легче будет выловить тех, кто работает нелегально», – считает она.

«Хостелы – значимый сегмент средств размещения, у которого есть и всегда будет свой гость. Основное предложение сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. При этом гостиничный рынок Санкт-Петербурга сплошь состоит из хостелов и мини-отелей в жилом фонде, для отельеров Северной столицы полный запрет приведет к необходимости закрытия огромного объема номерного фонда», – говорит заместитель директора, руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяна Белова.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль