22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Жертвы банковской войны
Общество

Жертвы банковской войны

От отзыва лицензий у банков страдают не только их клиенты. Под ударом оказались и сотрудники банковских учреждений, оставшиеся без работы. По данным портала Bankir.ru, за последние полгода на улице оказались более 7 тыс. сотрудников ушедших с рынка банков — за прошлый год и первое полугодие этого их уже порядка 70. 

Еще одна причина роста безработицы среди банковских служащих — оптимизация расходов в пока еще здравствующих структурах. Так, на сокращение персонала для снижения затрат уже пошли Сбербанк, ВТБ, «Уралсиб», «Связной», ХКФ-банк, «Восточный экспресс».

«Банковская сфера всегда первой реагирует на экономические и политические изменения, что напрямую сказывается на ситуации на рынке труда, — говорит руководитель группы консультантов по подбору персонала компании «АНКОР Банки и финансовые услуги» Ольга Родаева. Ряд банков в 2014 году проводит реструктуризацию в розничном блоке, и в первую очередь, в направлении POS-кредитования, что приводит к сокращению большого числа специалистов в области продаж и развития бизнеса».

Работы лишаются и те, кто работает в сфере инвестиций — доходы банков в этом секторе существенно снизились.

Еще одно следствие урезания банковских «костов» — это перевод части служб на аутсорсинг или в регионы с меньшими доходами, как правило, первыми «переезжают» бэк-офисы, колл-центры, бухгалтерия.

Все это привело к выходу на рынок большого количества банковских служащих самых разных специализаций. «Ярко выраженной тенденцией сейчас является рост количества резюме банковских работников на фоне сокращения предложений от потенциальных работодателей, — говорит исполнительный директор НП «Эксперты Рынка Труда» Михаил Семкин. — Спрос на финансовых специалистов уже снизился на 20%».

По мнению экспертов, к середине 2014 года на каждую вакансию в банковской сфере будет приходиться по 50 резюме. «Этот тренд начался в 2013 году и продолжается сейчас. Думаю, что осенью этого года будет новая волна сокращений, рынок труда просядет», — уверена зампред Инвестторгбанка Светлана Крошкина. Причины все те же — остановка экономического роста, инвестиций и потребительской активности населения, а также консолидация банковской системы и сокращение общего количества банков.

Куда пойти?

По словам директора департамента по работе с персоналом банка «Ренессанс Кредит» Елены Логиновой, зачастую организации используют принцип, когда под сокращение попадают те, кто работает недавно, или не показывает хороших результатов.

Но порой на улице оказываются и успешные сотрудники — к примеру, если они работали в направлении, которое банк решил «поджать».

«Из-за специфики и динамики банковской сферы в целом, в первую очередь «под раздачу» попадают специалисты низшего звена», — говорит консультант по поиску и подбору персонала компании Alex Primus Executive Search Павел Поцелуев.

Банки не отказываются от поиска новых сотрудников, но их интересы теперь сконцентрированы в узких направлениях. «Явная тенденция, которая появилась в последнее время – развитие инновационных направлений в банковской сфере. Среди наиболее «дефицитных» специальностей – электронная коммерция, IT-специалисты, специалисты розничных рисков, менеджеры по продуктам», — говорит Ольга Радаева из «Анкора». Также востребованы специалисты по финансовому мониторингу в силу ужеточений требований со стороны ЦБ. «Специалисты, обладающие навыками финансового моделирования и знаниями финансового анализа, по-прежнему в цене. В течение последнего года спрос на этих сотрудников увеличился почти на 50%», — считает Михаил Семкин.

Востребованы проектные менеджеры, специализирующиеся на развитии бизнеса, а также специалисты по M&A (слияние и поглощение). Но, как подчеркивает Радаева, при этом банки выставляют достаточно жесткие требования к новым сотрудникам: им интересны кандидаты, идеально соответствующие профилю позиции.

Некоторые банки не идут на сокращения, а готовы переучивать своих сотрудников с тем, чтобы перевести их на более востребованные специальности. О смене профиля самостоятельно задумываются и те служащие, что остались не у дел в силу своей специализации. «В случае, если опытный сотрудник решил перепрофилироваться, он должен быть готов к сокращению доходов. Согласитесь, не все, кто привык получать 100 рублей, согласятся на перепрофилирование с зарплатой на 50% меньше», — предупреждает зампред Инвестторгбанка Светлана Крошкина.

Но большинству вчерашних банковских работников все же придется найти себе применение в других отраслях. «Далеко не все специалисты будут востребованы банковской отраслью в ближайшие годы, — уверен генеральный директор управляющей компании «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев. — Перераспределением денежных средств между экономическими субъектами теперь будут заниматься значительно меньшее число специалистов».

Молодые сотрудники, которым проще переквалифицироваться и кардинально изменить направление для развития, устраиваются в компании малого и среднего бизнеса менеджерами, бухгалтерами, продавцами, экспедиторами и т.д. «Банковские служащие, уволенные, попавшие под сокращения, довольно легко находят работу, многие организации приветствуют специалистов из банковской сферы», — уверяет зампред Локо-Банка Андрей Люшин. Вчерашние «фронтовики» (работники фронт-офисов) переходят в специалисты по продажам, по сервису, по работе с клиентами.

Находится место и для сотрудников среднего звена. «Высококвалифицированные специалисты, например, хорошие банковские аналитики могут найти себя в промышленных компаниях, которым нужно учиться по-новому работать в коммерческой среде, — рассуждает председатель правления НК «Развитие человеческого капитала» Валерий Оськин. — Банковским международникам, работавшим со странами Европы и Америки, возможно, придется выучить китайский или другие азиатские языки. Так они могут существенно повысить свою востребованность».

«Менеджеры по продажам могут пойти в любые продажи, не только финансовых услуг. Как говорится, хорошему продавцу все равно, что продавать, — говорит территориальный менеджер Kelly Services CIS Наталья Завьялова. — Кредитные аналитики могут применять свои аналитические навыки в корпоративных финансах». В принципе, любой специалист из банковской сферы может перепрофилироваться, получить дополнительное образование и найти новую работу. Правда, для этого, возможно, придется проявить гибкость в своих амбициях или зарплатных ожиданиях, говорит эксперт.

«Думаю, пока останется без изменений высокая потребность розничных банков в специалистах по продажам банковских услуг (sales-персонал), специалистах по работе с просроченной задолженностью, специалистах по банковским рискам», — уверена вице-президент по управлению персоналом ХКФ-Банка Галина Вайсбанд.

«Кадрового голода в финансовом секторе мы не ощущаем как раз-таки потому, что многие небольшие банки закрываются, — рассказывает ведущий специалист отдела подбора персонала Московской биржи ММВБ-РТС Елена Астахова. — Смогут ли топы и управленцы найти работу в короткий срок? Очень сомневаюсь, так как подходящих позиций сейчас на рынке стало меньше, да и компании в основном экономят и предпочитают не тратить бюджет на дорогих сотрудников». По словам Астаховой, сейчас выше спрос на специалистов, а менеджера среднего звена компания может вырастить самостоятельно. Особенно это выгодно сейчас, в условиях экономии.

Топ-страдания

По словам экспертов, менеджерам высшего звена всегда приходится труднее с трудоустройством, чем рядовым специалистам и линейным менеджерам. Еще в более сложном положении оказываются топ-менеджеры банков, лишенных лицензий, особенно это касается главных бухгалтеров, их заместителей, руководителей подразделений рисков и аудита – кандидаты на эти должности должны быть согласованы в ЦБ, а значит, вряд ли им удастся получить «добро» при устройстве в другую организацию. Но и до этого может не дойти, сегодня банки, особенно крупные, выдвигают строгие требования к послужному списку своих менеджеров и их квалификации. «Рекрутеры смотрят на выходцев из лопнувших банков с осторожностью, прямо и косвенно ассоциируя отзыв лицензии именно с их профессиональной деятельностью», — говорит Семкин.

В поисках работы на рынке оказываются и топ-менеджеры, покинувшие вполне благонадежные структуры. Как правило, проблемы возникают у руководителей, курировавших розницу и операции на фондовом рынке. «Сейчас рынок стоит, интересные проекты единичны, и зачастую кандидаты на подобных позициях находятся в поиске работы в течение полугода и более или берут «перерыв», — говорит Ольга Родаева. При этом самыми активными соискателями являются топ-менеджеры из зарабатывающих подразделений банков. Как правило, это менеджеры уровня членов правления или вице президентов. «В связи с кризисом в банковской отрасли конкуренция среди топ-менеджеров в последний год заметно усилилась, — говорит Денис Савочкин, управляющий партнер консалтинговой компании McGrown-DeYoung Reinforcements. — Это вызвало рост спроса на консалтинговые услуги, так как пользоваться услугами кадровых агентств становиться не достаточно для успешного позиционирования на рынке». По словам Савочкина, среди консалтинговых услуг особенной популярностью пользуется создание профилей в социальных сетях и анализ восприятия кандидата коллегами по отрасли. Это впоследствии помогает ему хорошо «продаться».

Закономерен и переход топов в другие сферы. «Кросс индустриальные переходы в последние годы стали очень популярны, — рассказывает Денис Савочкин. — Тенденция такова, что топ-менеджер все больше становится для акционеров различных бизнесов неким подобием стратегического консультанта и чаще всего знание финансового рынка делает банкира отличным агентом изменений практически для любого бизнеса». Но тут самым большим вызовом для менеджера является правильно преподать информацию о своих знаниях и возможностях, а это удается не всем. Кстати, у некоторых работодателей может возникнуть интерес к экс-банкирам лопнувших банков. «В случае с менеджерами, причастными к крушению банковского бизнеса, некоторых работодателей может привлечь то, что у соискателя как раз низкая моральная ответственность. Ими легче управлять», — говорит Валерий Оськин, председатель правления НК «Развитие человеческого капитала».

Порой вчерашние представители коммерческого банкинга становятся госслужащими, а если появляется возможность (или связи и знакомства) то и служащими госкомпаний. Ну а те банкиры, что уже накопили достаточный капитал и не нашли себе достойного места или устали от наемной работы, создают свой бизнес. «Я знаю нескольких успешных экс-банкиров, а сейчас предпринимателей, которые открывали рестораны и кафе, организовывали компании такси и грузоперевозок, реализовывали загородные девелоперские проекты, имеют парикмахерские и компании по производству пластиковых окон, покупают виноградники и пытаются делать вино и т.д.», — говорит Александр Лосев. Так что возможно, кризис для вчерашнего банкира — хорошее время для старпапа.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".