Повелители залов: как российский кинопрокат выжил без голливудских премьер
Весной 2022 года, после ухода из России ведущих голливудских компаний, отечественный рынок кинопроката испытал шок. Резко сократилось количество зрителей, упала выручка, что угрожало закрытием сотен кинотеатров. Как отрасли удалось избежать развития ситуации по худшему сценарию?
Чудеса изобретательности
9 октября президент Владимир Путин провел рабочую встречу с главой Министерства культуры РФ Ольгой Любимовой. Обсуждалось в том числе положение дел в отечественном кинопрокате и киноиндустрии в целом. Прошлый год оказался для отрасли, в которой создано 35 тыс. рабочих мест, очень сложным. С 1 марта американские компании Disney, Sony, Warner Bros., Universal и Paramount, которые на протяжении нескольких десятилетий по объемам выручки занимали почти три четверти российского рынка, ушли из нашей страны.
Если продукция Голливуда и попадала на экраны российских кинотеатров, то нелегально – даже параллельный импорт был под запретом. Отечественная киноиндустрия оказалась не готова в полной мере занять освободившуюся нишу, что негативно отразилось на экономике отрасли. С апреля по сентябрь включительно кинотеатры недосчитались 70% зрителей. А выручка по итогам 2022-го составила всего около 22 млрд руб., что в 1,7 раза меньше показателя предыдущего года (40,55 млрд руб.).
Буржуазия за углом: как советское кино готовило страну к капитализму
Участники рынка и независимые эксперты кризис предвидели. Весной они предупреждали, что в России может закрыться до половины кинотеатров. Без потерь не обошлось, но критическими они не стали. К середине октября прошлого года, по словам директора департамента кинематографии Минкультуры Дмитрия Давиденко, часть кинотеатров и кинозалов (всего насчитывалось 2,1 тыс. и 5,3 тыс. соответственно) действительно прекратили работу. «С первой недели 2022 года количество кинотеатров сократилось на 11,5% (277 кинотеатров), кинозалов – на 11,3% (679). При этом, по регистрационным данным ЕАИС (единая автоматизированная информационная система), официально приостановили кинопоказ 103 кинотеатра и закрылись 43», – рассказал он.
Кинопрокатчики проявляли чудеса изобретательности, чтобы выжить. Одни кинотеатры до минимума сократили персонал, другие законсервировали часть залов. Здесь явно пригодился опыт 2020–2021 годов, когда в период пандемии COVID-19 действовали жесткие карантинные ограничения.
Бизнес пытался обходить западные санкции не совсем законными методами. Например, организуя показы голливудских блокбастеров в рамках так называемого предсеансового обслуживания. Зрители формально ходили на отечественные короткометражки, перед которыми крутили новые американские ленты.
А еще россиян заманивали в кинотеатры повторным прокатом классики советского и российского кино. Из фильмов эпохи СССР лучшие финансовые результаты показали «Асса» (1988), «Иди и смотри» (1985), «Июльский дождь» (1966), «Любовь и голуби» (1984).
«Вызов» для устойчивости
Эти меры помогли пережить острую фазу дефицита предложения. И год спустя глава Минкультуры смогла доложить президенту, что ситуация изменилась к лучшему. К осени 2023-го отрасль восстановила ключевые показатели. В частности, больше стало кинотеатров и кинозалов (5550). Одно из объяснений – появилась государственная сеть, которая к 2024 году должна включать порядка 1,5 тыс. залов.
Но главное, в кинотеатры начал возвращаться зритель. Ольга Любимова заявила, что в этом году российские фильмы посмотрели уже 87 миллионов человек – вдвое больше, чем в 2020-м. Оптимистичные цифры, видимо, объясняются успехом «Чебурашки». Семейная комедия вышла на экраны в начале января, к маю ее успели посмотреть более 22,4 млн человек. Выручка составила 6,8 млрд руб., что сделало фильм самым кассовым в новейшей истории отечественного кино.
Чебурашка спешит на помощь: что сегодня происходит с российским кино
Рынок (и это было вполне ожидаемо) поддержал фильм «Вызов» – первая в мире художественная лента, часть сцен которой снята в космосе. Ее посмотрели более 6,2 млн человек, а кассовые сборы за время проката составили около 2,5 млрд руб. Однако одной-двух громких премьер, имеющих коммерческий успех, для устойчивости индустрии отечественного кинопроката явно недостаточно.
В конце 2022 года министр культуры говорила, что в России необходимо ежегодно выпускать порядка 300 кинокартин, 20% из которых должны быть крупными, напоминает заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Екатерина Пондо. Даже при поддержке государства, по мнению эксперта, задача сегодня представляется сложновыполнимой.
По данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», в 2022 году в России запустили в производство 856 проектов – на 123 больше, чем годом ранее, в том числе полнометражных фильмов – 295. Однако за этим не всегда стоит начало съемок, в некоторых случаях формулировка «запуск в производство» означает всего лишь работу над сценарием.
Сроки выхода многих новинок в прокат датируются концом 2024-го или даже 2025 годом. Например, как сообщила пресс-служба Минкультуры, в портфеле кинокомпании «Централ Партнершип» («Чебурашка» и «Вызов») в мае текущего года в общей сложности было 40 проектов. Фильм о Федоре Конюхове «Повелитель ветра» вышел в прокат 5 октября и возглавил рейтинг. На 26 октября анонсирована премьера исторической ленты «Императрицы», комедию «Холоп-2» приберегли на январь 2024-го в качестве новогодней премьеры. А вот взятый в работу в прошлом году анимационный фильм «Доктор Динозавров» появится на экранах не раньше 2025 года, игровой фильм «Волшебник Изумрудного города» – к концу 2024-го.
Российский рынок кинопроката весьма активен сегодня, отмечает доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Анна Цветкова. По ее словам, 2023 год «радует российских кинолюбителей разнообразием релизов». Причем в прокат выходят картины не только отечественного производства, но и стран ЕС, Великобритании, США. В достаточном количестве представлены азиатские релизы и релизы ряда других стран (Индия, Пакистан, Канада). «В среднем в месяц на экраны выходит примерно 55 фильмов, включая повторный прокат, – уточняет Цветкова. – Общий показатель за год, как ожидается, превысит 650 кинолент. Самыми насыщенными месяцами по количеству релизов традиционно являются июнь, август и ноябрь».
Онлайн и пустота
За последние полтора года рынок существенно трансформировался, обращает внимание Екатерина Пондо. С одной стороны, кинотеатры по-прежнему испытывают сложности с заполнением образовавшихся после ухода западных кинокомпаний пустот. С другой – развиваются онлайн-кинотеатры, которые в 2022-м выпустили на 20% больше оригинального контента. В результате их выручка увеличилась на 5% и достигла 63,3 млрд руб. «Налицо тенденция переключения внимания зрителей на онлайн-кинотеатры с богатым содержанием не только полнометражных фильмов, но и сериалов, и короткометражек», – считает Екатерина Пондо.
Вице-президент агентства «КРОС» по стратегии и развитию Кирилл Лубнин подтверждает, что онлайн-кинотеатры конкурируют с кинотеатрами, отбирая часть зрителей. Впрочем, аудиторию из-за онлайна теряют не только кинопрокатчики, но и телеканалы. Социологические опросы показывают, что за последние пять лет треть россиян отказались от просмотра телевизора. Онлайн-кинотеатры сегодня одни из самых активных рекламодателей на ТВ – в одном блоке может быть до трех анонсов сериалов.
«Стриминговые сервисы за счет сильно выросшего объема нового контента и редких громких кинопрокатных премьер перетягивают к себе аудиторию из эфирного ТВ и кинозалов, – уверен Лубнин. – Чем могут ответить на этот вызов кинотеатры, пока ясности нет».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".