- Главная страница
- Статьи
- Заокеанский триумф Мелони: сможет ли премьер Италии навести мосты между ЕС и США?
Заокеанский триумф Мелони: сможет ли премьер Италии навести мосты между ЕС и США?

Однажды известный отечественный дипломат преподал мне, в ту пору молодому журналисту, хороший урок. «Визит лидера всегда обречен на триумф», – заметил он, соединив в этой лаконичной формуле изрядную долю профессионального цинизма с глубоко спрятанной иронией. Похоже, именно этой максимой руководствовались представители итальянского истеблишмента, комментируя состоявшуюся 17 апреля в Вашингтоне встречу премьер-министра Джорджи Мелони и президента США Дональда Трампа.
Женщина в белом
Как и следовало ожидать, особенно восторженно о переговорах отзывались министры и прочие сподвижники Мелони по правоконсервативной партии «Братья Италии», составляющей костяк нынешней системы власти в Италии. Именно они многократно тиражировали превосходные характеристики и яркие эпитеты, которыми щедро одарил свою гостью американский лидер.
На пороге Белого дома, куда Мелони прибыла в белоснежном брючном костюме, Трамп встретил ее словами: «Замечательная личность!» Дальше – больше: он назвал итальянку «одним из настоящих мировых лидеров» и фантастически талантливым руководителем. Во время пресс-конференции в Овальном кабинете, разительно отличавшейся от состоявшейся там же в феврале встречи с Владимиром Зеленским, Трамп заявил: США и впредь будут «лучшим союзником Италии», только если Мелони останется главой правительства. Надо ли говорить, что этот пассаж, который женщина в белом встретила одобрительным смехом, вызвал на Апеннинах неоднозначную реакцию.
Даже со скидкой на экстравагантность некоторых оценок Трампа, следует признать: прием, оказанный Мелони в Вашингтоне, был максимально теплым. И это несмотря на то, что она выступает за сохранение единства Евросоюза, в украинском конфликте твердо занимает сторону Киева и не раз в прошлом выражала симпатию к Зеленскому. К слову, сам Трамп во время той пресс-конференции не преминул подчеркнуть, что не относится к большим поклонникам украинского лидера.
Впрочем, ситуация на Украине не входила в число главных тем на переговорах в Вашингтоне. Все ожидали, что в центре внимания двух лидеров окажутся отношения ЕС и США, по которым Трамп за недолгое время своей второй президентской каденции уже нанес мощный удар. От Мелони, которая была единственным европейским лидером, присутствовавшим на инаугурации 47-го президента Соединённых Штатов, в Брюсселе ждали посредничества в условиях, когда Вашингтон ввел пошлины на импорт почти из всех стран мира, в том числе из Евросоюза. Именно итальянке довелось первой из руководителей европейских государств встретиться с Трампом после его судьбоносных тарифных решений и попытаться найти путь к выходу из конфликтной ситуации.
Мост через Атлантику
Слово «мост» стало в сложившихся обстоятельствах главным в вокабуляре европейских политических элит. От Мелони как на родине, так и в Еврокомиссии ждали наведения некоего моста между Брюсселем и Вашингтоном, позволившего бы урегулировать возникшие разногласия. Причем такая задача была сформулирована, как только зародилась сама идея поездки итальянского премьера в США. Случилось это в самом начале апреля, когда Мелони поговорила по телефону с Трампом. Тогда и возникла идея о том, что, несмотря приуроченный к Пасхе визит в Рим вице-президента США Джея Ди Вэнса, Мелони отправится в Вашингтон, чтобы лично пообщаться с хозяином Белого дома. Так появилось календарное «окно» для поездки итальянского премьера между 14 и 17 апреля, из-за чего даже пришлось отменить планировавшийся на это время приезд в Рим президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана…
Вопреки гуляющим по СМИ утверждениям, будто Мелони – идеальный кандидат на роль посредника, прежде всего в силу хороших отношений как с Трампом, так и с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, подобная комбинация была отнюдь не сразу воспринята европейскими элитами. В ряде столиц ЕС возникли сомнения относительно того, не будет ли визит итальянки воспринят администрацией Трампа как признак ослабления европейского единства. Британская Financial Times писала в этой связи о том, что в ЕС на Мелони оказывается давление, «чтобы она выбрала, на чьей она стороне».
Действительно, Мелони, с одной стороны, стремится усилить позиции Италии в ЕС, а, с другой, ее взгляды во многом схожи с трампизмом. И это заставляет европейский политический истеблишмент смотреть на нее с подозрением. Обосновавшись в октябре 2022-го в правительственном Дворце Киджи, Мелони приложила титанические усилия, чтобы заручиться доверием партнеров по ЕС, заставив их забыть, что, находясь в оппозиции, она на протяжении многих лет числилась евроскептиком. С возвращением к власти в США Трампа, бросившего Европе открытый вызов, прежние подозрения в отношении лояльности Мелони общеевропейскому делу вспыхнули с новой силой.

Президент США Дональд Трамп и премьер-министр Италии Джорджа Мелони (в центре)
Alex Brandon / AP / TASSВ интересах «паразитов»
Естественно, этим немедленно воспользовались ее политические противники на Апеннинах. Так, ответственный за международную деятельность ведущей оппозиционной Демократической партии Италии Джузеппе Провенцано в преддверии поездки премьера в Вашингтон заявил, что она может закончиться «ослаблением Европы». По его словам, у Мелони нет мандата со стороны ЕС на переговоры, и она не может защищать национальные интересы, поскольку прежде всегда играла на стороне Трампа. «До сих пор она лишь признавала его правоту, даже когда он называл европейцев "паразитами"», – заявил он. Справедливости ради стоит напомнить, что эту характеристику в закрытой переписке применил к европейцам все-таки Вэнс, однако Трамп полностью поддержал резонансное заявление своего протеже.
По поводу мандата со стороны Евросоюза также возникает ряд вопросов. Дело в том, что свой заокеанский вояж Мелони подробно обсуждала с фон дер Ляйен. Глава ЕК через пресс-секретаря объявила, что эти контакты носили «регулярный характер», и дала понять, что «одобряет» и даже координирует «любые действия государств-членов», указав при этом, что вопрос о пошлинах остается в исключительной компетенции ЕС. Одновременно из правительственных источников стало известно, что Мелони выразила сомнения по поводу намерений ЕК развивать торгово-экономические отношения с Китаем, опасаясь за судьбу итальянского внутреннего рынка. Однако по этому вопросу фон дер Ляйен не может игнорировать позицию Парижа и Мадрида, которые как раз сильно заинтересованы в расширении сотрудничества с Пекином.
Из-за Трампа мир стал многополярным раньше, чем можно было ожидать
Вице-премьер и глава МИД Италии Антонио Таяни, ныне возглавляющий партию «Вперед, Италия», давно и прочно вписавшуюся в традиционные европейские тренды, так охарактеризовал заокеанскую миссию Мелони: «Премьер должна убедить Трампа продолжить переговоры с ЕС. Она отправляется вести переговоры не в интересах Италии против Европы, она едет, чтобы поддержать европейские позиции в постоянном контакте с фон дер Ляйен».
Если исходить из этой трактовки, свою миссию Мелони действительно выполнила и покинула Овальный кабинет, как поется в песенке, «вся такая в белом». Она пригласила Трампа в Италию и попутно пообещала поспособствовать организации встречи американского лидера с руководством ЕС. При этом премьер ясно дала понять, что переговоры по поводу пошлин могут состояться именно в Риме. А источники во Дворце Киджи позднее не исключили, что к такой встрече могли бы подключиться лидеры европейских держав, а провести ее можно было уже в мае или, во всяком случае, до натовского саммита, намеченного на конец июня.
Главная трампистка Европы
Но скажем без обиняков: всё это пока вилами по воде писано. Да, Трамп согласился посетить Рим, но вот будет ли он там встречаться с брюссельскими бюрократами, это большой вопрос. Во всяком случае, во время переговоров с Мелони он не только указал, что не изменил своего мнения относительно пошлин, но и ни разу не произнес имя фон дер Ляйен. Белый дом продолжает игнорировать руководство ЕС, что еще раз было продемонстрировано во время недавнего вояжа в Вашингтон главы европейской дипломатии Каи Каллас, которую так и не принял госсекретарь Марко Рубио.
Одновременно Мелони сделала несколько пасов в сторону Вашингтона. Так, она подтвердила, что на ближайшем саммите НАТО будет официально объявлено о повышении итальянских военных расходов до положенных по стандартам Альянса 2% ВВП. Это меньше, чем требует Трамп, но прежде Италия никогда не тратила столько на оборону. Кроме того, Мелони сообщила, что итальянские предприниматели готовы осуществить 10-миллиардные инвестиции в США, а Рим намерен заметно нарастить импорт американских энергоносителей, прежде всего сжиженного природного газа. И, наконец, вишенка на торте: перефразируя слоган Трампа, Мелони заявила, что ее цель – «сделать Запад снова великим».
«В политическом смысле миссия выполнена. Эта поездка подтвердила хорошие отношения Италии с США и Евросоюзом. Если Трамп приедет на встречу с европейскими лидерами в Рим, наша страна сыграет ключевую роль в установлении мира во всем мире и в налаживании трансатлантического диалога», – подытожил результаты визита Таяни. Но если это все-таки мнение ближайшего союзника премьера, то слова одного из ведущих экономистов Италии Марио Монти (в 2011–2013 годах он возглавлял правительство национального единства) представляются более объективной оценкой. А он назвал вояж Мелони в США «политическим успехом для нее и для Италии».
«Важно, что самая авторитетная трампистка Италии и Европы не поддалась соблазну и продемонстрировала лояльность Европе. Она укрепила хорошие отношения как с Трампом, так и с фон дер Ляйен. Это было нелегко, но она справилась», – сказал пожизненный сенатор в интервью газете Il Giornale. В то же время он поставил принципиальный вопрос: «Какой Запад мы хотим сделать более единым и более сильным и прежде всего с кем?» По словам Монти, «США утратили статус лидера либеральных демократий», а Трамп за три месяца «расколол и ослабил Запад больше, чем Россия Путина, Китай Си Цзиньпина и даже Советский Союз Сталина».

Премьер-министр Италии Джорджи Мелони на церемонии инаугурации избранного президента США Дональда Трампа
ZumaTASSЛатунь вместо золота
С иной политической позиции подверг критике миссию Мелони бывший лидер Демпартии Пьер Луиджи Берсани. «Правые занимаются своим привычным делом – продают нам латунь, как будто это золото», – подвел он итоги премьерского визита. «Трамп не ищет посредничества, он ищет возможности ослабить переговорные позиции Европы. По вооружениям мы уже на 78% зависим от импорта из США. Что касается газа, то американский газ будет нам стоить в два-три раза дороже, чем за него платят в США и чем мы платили России», – сказал оппозиционный политик в интервью газете la Repubblica.
Отвечая на вопрос о том, может ли Европа довериться посредничеству Мелони, Берсани заявил: «Германия, Франция, Италия, Испания и Польша должны создать общую переговорную платформу. К ней должны присоединиться те, кто готов сопротивляться [США] по вопросам закупок оружия и газа. Европейские перспективы не могут зависеть от того, кто в состоянии включить или выключить свет по своему желанию. И потому мы должны действовать там, где это наиболее чувствительно для США. Например, обложив справедливыми налогами цифровые платформы, которые гребут в Европе деньги лопатой, не платя при этом ни одного евро».
Премьер Италии Мелони под следствием: повторит ли она судьбу Берлускони?
Берсани точно назвал страны, которые по разным причинам могут саботировать проведение саммита ЕС – США в Риме. Согласно просочившейся в печать информации, против проведения встречи в итальянской столице сразу же высказались президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер Испании Педро Санчес. По их мнению, это выглядело бы как уступка Трампу и признак ослабления единства ЕС, поэтому переговоры ЕС и США надо вести не в Риме, а в Брюсселе. Не воодушевляет Макрона с Санчесом и то, что хозяйкой встречи может стать «главная трампистка Европы». Кроме того, Париж и Мадрид хотят расширить торгово-экономическое сотрудничество с Пекином, но ждать движения в данном направлении от Мелони, выведшей Италию из китайского проекта «Пояс и путь», явно не приходится.
Сомнения в уместности римского саммита, судя по всему, возникли и в Берлине. Фридрих Мерц не считает Рим удачным местом для своего возможного дебюта в роли федерального канцлера, тем более что одной из главных жертв затеянной Трампом торговой войны, безусловно, станет Германия. Свои резоны есть и у премьер-министра Дональда Туска, который не хотел бы уступить итальянской коллеге полномочия, связанные с нынешним председательством Польши в Совете ЕС. В целом все эти четыре страны не желают, чтобы фон дер Ляйен в Риме встречалась с Трампом в формате один на один, поскольку от него можно ожидать любых сюрпризов, способных ослабить престиж европейских институтов.
Так что стал ли вояж в Вашингтон подлинным триумфом Мелони, до конца не ясно. В партии, которую разыгрывает итальянский премьер, остается еще слишком много неизвестных. А тут еще и жизнь внесла свои коррективы: Трамп приедет в Рим в ближайшие дни, но не на переговоры, а на похороны папы римского Франциска, который, будучи практически полной его противоположностью, тоже стал воплощением противодействия традиционным элитам, катастрофически отдалившимся от обычных людей. Но это уже совсем другая история...
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".