- Главная страница
- Статьи
- "Легенды наших предков" и "Очи": два семейных приключения о героях фольклора и раненых семьях
"Легенды наших предков" и "Очи": два семейных приключения о героях фольклора и раненых семьях
1 мая в прокат выходят два роуд-муви о фантастических существах из легенд, обитающих в нашем мире, и о разрушенных семьях, члены которых пытаются найти взаимопонимание и с мифическими созданиями, и друг с другом. «Легенды наших предков» Ивана Соснина рассказывают о персонажах уральского фольклора. «Очи» (с 1 мая фильм появится в ограниченном прокате, а с 8 мая – в широком) Исайи Саксона посвящен милым зверькам, которых люди считают опасными.

Кадр из фильма "Легенды наших предков"
©ID Production/Red Pepper Film/"Атмосфера кино"«Легенды наших предков»: обаятельное роуд-муви о заповедных уголках Урала
Режиссера Ивана Соснина («Далекие близкие», «Пришелец») называют самым добрым постановщиком России, и это правда, причем, что важно, работы Соснина ни в коем случае нельзя назвать слащавыми. Соснин делает идеальное зрительское кино: неглупое, увлекательное, негламурное и очень теплое. «Легенды наших предков» – это, ко всему прочему, сказка «здорового человека». Лишенная безумных компьютерных спецэффектов, почти рукотворная и оттого особенно душевная. Картина Ивана Соснина напоминает скорее о фильме «Там, где живут чудовища» Спайка Джонза и о DIY – работах Мишеля Гондри, чем о высокобюджетных блокбастерах. Кроме того, это еще и какое-то очень правильное патриотическое кино: изучающее мифологию и культурное наследие коренных малочисленных народов России.
"Путешествие на солнце и обратно": самое громкое событие ММКФ
Екатеринбургский журналист Антон (Александр Яценко) никак не может написать статью, несмотря на недовольство редактора (Владимир Маркони). Герою совсем не до того: ему кажется, что он сходит с ума. После того как он пообщался с некоей бабушкой в умирающей деревне, он начал видеть странное волосатое существо, называющее себя Нюлэсмуртом (Антон Кузнецов). Хозяин леса преследует Антона везде, но никто больше его не видит. Герой уральских легенд просит Антона, чтобы он помог ему спасти его сестру и брата.
Дело в том, что у каждого персонажа мифа есть свой хранитель – человек, знающий его историю. Зачастую такими хранителями являются старички и старушки из далеких от цивилизации деревень, да еще иногда и говорящие только на своем родном языке (например на коми-пермяцком). Если такой человек умрет или заболеет деменцией, мифологическое существо погибнет, ведь о нем никто больше не будет помнить.
"Горная невеста": венецианский хит о сельской Италии середины XX века
В этот момент к Антону в гости, на каникулы, приезжает его школьница-дочь Мира (Александра Бабаскина), которая не так давно переехала со своей мамой (Марьяна Спивак) в Москву. Мира злится из-за развода родителей, не может привыкнуть к новому жизненному укладу и перестает разговаривать. Когда Нюлэсмурт обещает Антону в обмен на его помощь наладить отношения с Мирой, главный герой соглашается выполнить его просьбу. В итоге отец и дочь вместе с существом, которое видит только Антон, отправляются в автомобильное путешествие по Уральскому краю. Их ждут встречи с местными жителями, обрядами и, конечно, с мифическими существами, некоторые из которых вовсе не хотят, чтобы их спасали.
Создатели картины говорили о том, что их действительно волнует вопрос исчезающих языков и известной только в локальных масштабах мифологии российских регионов. Фильм «Легенды наших предков» в этом смысле выполняет ту же самую функцию, что и герой Александра Яценко, который с течением времени действительно становится заинтересован в сохранении местного культурного наследия. Все знают Бабу-ягу или Илью Муромца, но многие ли слышали имена Нюлэсмурт, Шишига или Нер-Ойка? Теоретически «Легенды наших предков» могли бы открыть серию картин о фольклоре разных регионов России. Существует ведь, например, в издательстве «МИФ» серия, посвященная мифологии не только разных стран, но и разных народов России. Правда, чтобы все это не превратилось в бездушную франшизу, придется постараться. Так или иначе, уже снятый проект Ивана Соснина может пробудить интерес к легендам самых разных уголков страны. А еще к ее географии: Соснин, который любит и умеет снимать роуд-муви, выбрал для съемок удивительно живописные места в Ханты-Мансийском автономном округе, Удмуртской республике и Республике Коми.
ММКФ-2025: пингвин-учитель, хоррор о сестре Золушки и уральское фэнтези
Помимо обаяния культурного и природного, в «Легендах наших предков» есть сильная история взаимоотношений отца и дочери. Молодое поколение, как это часто бывает в современном кино, оказывается лучше и честнее поколения старшего. Мира обвиняет отца в постоянном вранье – и ей, и самому себе. Именно поэтому она долгое время не верит в фантастических созданий и оттого их не видит. Доверия к словам родителя у нее нет. Но, конечно, как и всегда, в процессе путешествия меняются и сами герои, и их отношения. Иван Соснин, как, например, и в «Далеких близких», показывает, что взаимопонимание между представителями разных поколений возможно, если они будут друг с другом искренними.
А еще, конечно, «Легенды наших предков» настраивают на то, что, хотя прошлое и нужно хранить и помнить, в своем болоте, как обитательница вод Шишига, засиживаться не стоит. Жизнь – движение, причем движение в будущее.
«Очи»: фэнтези об обаятельных фантастических зверьках, которых считают злом
Премьера приключенческого семейного фэнтези «Очи» Исайи Саксона состоялась в январе этого года на американском фестивале «Сандэнс». Почему картину отобрали в программу знаменитого смотра независимого кино? Да потому что за производство отвечала студия «A24». Правда, сейчас многие говорят о том, что популярнейшая независимая студия потихоньку превращается в голливудский мейджор. Приходят такие мысли именно благодаря появлению таких фильмов, как «Очи» или недавняя «Смерть единорога». Причем если кровавая фэнтези-сатира Алекса Шарфмана скорее походит на фильмы категории Б, то «Очи» напоминает классическое голливудское семейное приключение. Но в духе не современных франшиз, все больше ассоциирующихся с компьютерной анимацией, а в стиле ламповых фильмов 1980-х: «Очи» уже сравнили с «Инопланетянином» Спилберга.

Кадр из фильма "Очи"
"Экспонента Фильм"Очарования добавляют и натурные съемки в исключительно живописных лесах и горах. На фоне зеленого экрана было снято совсем немного сцен, а фантастических персонажей воплотили в реальность в помощью кукол. Не зря Исайя Саксон, еще будучи клипмейкером, брал пример с уже упомянутых выше Мишеля Гондри и Спайка Джонза – мастеров рукотворной магии. Бюджет картины, кстати, составил какие-то смешные по меркам жанра $10 млн.
Талантливая юная актриса Хелена Ценгель в «Очи» изображает девочку по имени Юрайя, обитающую где-то на острове в Карпатах. Съемки фильма проходили в Румынии, но действие разворачивается в какой-то условной восточноевропейской местности.
"Жар-птица" и "Папа умер в субботу": авторское российское кино об отсутствующих родителях
Юрайя выросла на легендах о злобных созданиях Очи, убивающих скот и нападающих на жителей ее деревни. Отец девочки Максим (Уиллем Дефо) убедил ее в том, что именно Очи лишили их семью матери Юрайи по имени Даша (еще одна звезда авторского кино Эмили Уотсон). Максим создал целый отряд из мальчиков, которые постоянно ходят в рейды против Очи. Среди парней – и приемный сын Максима Петро (Финн Вулфхард из «Очень странных дел»).
Однажды Юрайя находит раненого малыша Очи и решает помочь ему. Хотя поначалу детеныш, не доверяя девочке, проявляет агрессию, вскоре героиня осознает, что отец врал ей о природе этих созданий. Очи – безобидное, если его не пугать, милейшее существо с синей мордочкой, похожее одновременно на игрушку ферби, обезьяну и бэби Йоду (если «А24» еще не продает такие игрушки, они не правы). Отец же, выступающий против Очи, даже не столько боится чужого и незнакомого, сколько решает свои собственные психологические проблемы. Как и главный герой «Легенд наших предков», Максим врет и самому себе, и своей дочери, с которой не может по-настоящему найти общий язык. Юрайя принимает решение отнести малыша Очи к его родителям, Максим со своим отрядом отправляется за ними в погоню.
Дебютант в большом кино, сценарист и режиссер Исайя Саксон сам придумал чудесных существ для своей картины, не опираясь на фольклор или литературу. Однако ему с командой удалось сотворить достоверный мир и замечательных персонажей, которые вполне могли бы быть героями легенд какого-то народа.
Саксон говорит о том, что ему хотелось показать важность невербальной коммуникации. Действительно, долгое время Юрайя и малыш Очи понимают друг друга, говоря на разных языках – общаясь с помощью эмоций. Кроме того, коммуникация между Очи происходит с помощью звуков, которые у человека ассоциируются с музыкой. А музыка – язык универсально понятный всем, кто умеет слушать.
В противовес этому Юрайя и Максим не могут понять друг друга, разговаривая на одном языке, но не разделяя общих ценностей. Однако авторы картины дарят нам надежду на то, что если очень захотеть, то этот разрыв можно преодолеть. Главное, вовремя вспомнить о том, что важнее всего не собственные комплексы, а любовь.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".