Патрушев отметил, что готовящийся федеральный закон "О судостроении" должен обеспечить целостное правовое регулирование отрасли и упорядочить взаимодействие верфей, поставщиков оборудования и заказчиков. Документ также призван навести порядок в сфере ремонта, модернизации и утилизации судов, а также структурировать работу конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.
Морская коллегия, созданная в августе 2024 года, курирует подготовку решений президента в сфере морской политики, развитие Северного морского пути, укрепление обороны и сохранение статуса России как великой морской державы. По инициативе коллегии утверждены стратегии развития ВМФ и корабельного состава органов ФСБ до 2050 года, а также завершается подготовка программы кораблестроения.
Патрушев подчеркнул, что Россия берет курс на формирование сбалансированного флота, способного выполнять задачи в любых районах Мирового океана.
Ранее Патрушев в интервью изданию "Коммерсант" заявил, что российский научно-исследовательский флот значительно устарел, требуются дополнительные меры для его восстановления. Средний возраст судов превышает 34-36 лет, а степень износа – порядка 80 %, что серьезно усложняет их эксплуатацию и обслуживание.
Российский научный флот
В распоряжении учреждений РАН – порядка 110 научно-исследовательских судов (НИС) (включая около 61 морских и 50 речных/смешанных), большинство из которых требуют модернизации или замены.
В 2025 году активно реализуется программа обновления: планируется построить около десяти новых судов – включая научный ледокол класса Arc7, два крупнотоннажных универсальных НИС и несколько средних и малых судов для работы в Арктике, Черном и Каспийском морях.
Ожидается, что флагманами станут научно-экспедиционные суда "Иван Фролов" (заложен в 2024 году, вводится в строй до 2028 г.) и проекты "Александр Лисицын" и "Академик В.И. Ильичев" – сроки сдачи ожидаются к 2027–2029 годам.