22 сентября 2025
USD 83.59 +0.42 EUR 98.88 -0.09
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Траектория успеха: какие преимущества получают студенты и работодатели от целевого обучения

Траектория успеха: какие преимущества получают студенты и работодатели от целевого обучения

Государство, финансирующее учебу студентов-бюджетников, постепенно воссоздает систему обязательного распределения после получения диплома.

Студенты на лекции

©Ирина Кузнецова/PhotoXPress
Содержание:

Возвращение к истокам

Распад системы плановой экономики и закрытие множества государственных предприятий в начале 1990-х сделали распределение выпускников высших и средних учебных заведений неактуальным и практически невыполнимым. В условиях перехода на принципы рыночной экономики, когда и работники, и работодатели стали свободно заключать взаимовыгодные контракты, государство больше не могло гарантировать всем окончившим вузы рабочие места.

Но с масштабным распространением в последние 10 лет государственно-частного партнерства, а также заметным увеличением числа госпредприятий возникла острая потребность в квалифицированных кадрах. Еще больше она усилилась после ухода из России в 2022-м ряда западных компаний. Отечественные специалисты остро необходимы для успешного решения вопросов импортозамещения, для дальнейшего экономического прогресса страны. Однако найти их сложно.

Почем нынче знания: как рассчитывают стоимость платного образования в вузах

Почти 60% выпускников вузов после получения диплома не работают по специальности, а абитуриенты зачастую выбирают образовательные программы, не соответствующие государственным приоритетам. И получается, что условных гуманитариев у нас больше, чем условных технарей. Хотя именно инженеров разных специальностей сейчас не хватает на производствах.

В системах здравоохранения, образования аналогичные проблемы. Молодые врачи предпочитают частные клиники, а педагоги либо занимаются репетиторством, либо очень быстро покидают профессию. Сказываются и низкие зарплаты, и отсутствие твердых социальных гарантий, и всевозрастающие нагрузки.

Попытки возродить систему целевого обучения как раз и направлены на то, чтобы оперативно обеспечить кадрами важные отрасли экономики. Абитуриенты, получившие целевое направление в вуз от будущего работодателя (преимущественно из числа представителей органов власти и госкорпораций), учатся бесплатно, но обязаны отработать у него не менее трех лет после выпуска. При невыполнении обязательств им придется компенсировать либо учебному заведению, либо тому же работодателю понесенные расходы.

Выгодна ли сделка

Еще не так давно такая форма получения высшего или среднего профессионального образования, как целевое обучение, мало привлекала выпускников школ. Квоты выбирались лишь на треть. Но с каждым годом целевиков становится все больше. Как минимум потому, что количество бюджетных мест с возможностью свободного трудоустройства уменьшается, а конкурс на них растет. Теперь бесплатное образование в ведущих вузах доступно в основном победителям олимпиад и тем, кто получил почти максимальные баллы по всем требующимся для поступления госэкзаменам (ЕГЭ).

Для тех, кто не прошел по конкурсу на бюджетные места, сохраняется возможность учиться платно. Но и тут происходит изменение правил. Стоимость обучения с каждым годом все выше, да и количество контрактных мест вузам предписано сократить. Происходит и удорожание кредитов на образование.

Обучающиеся же по целевым квотам пользуются рядом преимуществ. Помимо бесплатного образования и гарантированного трудоустройства, им предоставляют хорошие возможности для прохождения практики, а иногда и выплачивают повышенные стипендии.

Студенты-авиаинженеры

Студенты на практических занятиях в салоне самолета в авиационно-техническом центре Московского государственного технического университета гражданской авиации

Юрий Пирогов/PhotoXPress

В 2025-м на целевое обучение было выделено 145 тыс. мест, то есть почти четверть от общего числа бюджетных. Квоты сформированы для 838 направлений университетской подготовки, для 77 из них количество целевых мест по сравнению с прошлым учебным годом возросло. Преимущество отдавалось медицине, педагогике, инженерии, оборонной промышленности, информационным технологиям (ИT).

Абитуриентов, поступающих по целевому направлению, активно приглашали на специальности, связанные с авиационным и ракетным двигателестроением, с эксплуатацией железных дорог и систем обеспечения движения поездов. Свыше 50% мест в бакалавриате обещали целевикам, которые будут обучаться по специальности «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». На целевой набор по «кораблестроению, океанотехнике и системотехнике объектов морской инфраструктуры» было отведено 45% бюджетных мест, на «авиастроение», «двигатели летательных аппаратов» и «жилищное хозяйство и коммунальную инфраструктуру» – по 40%.

Инженеров станет больше

Насколько были выбраны квоты в этом году, официально не сообщалось. В Минобрнауки «Профилю» не ответили на запрос. Однако представители вузов отмечают, что количество поступивших таким образом на бюджет выросло.

«Целевой прием в МГТУ им. Баумана стал самым успешным за последние годы: 951 поступивший против 771 в прошлом году, – сообщили "Профилю" в пресс-службе университета. – Целевики, как и олимпиадники, начали массово выбирать инженерные специальности. Самыми популярными оказались программы, связанные с космической техникой, системами управления летательными аппаратами, двигателе- и машиностроением, радиоэлектроникой». В частности, на специальность «проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» поступили 116 человек, на «системы управления летательными аппаратами» – 90, на «радиоэлектронные системы и комплексы» – 58, на «проектирование авиационных и ракетных двигателей» – 47. На некоторых факультетах конкурс доходил до семи человек на место.

Стенд Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Баумана

Стенд Московского государственного технического университета им. Баумана на международной выставке "Образование и карьера – 2023"

Антон Денисов/РИА Новости

Как отмечают в МГТУ, было принято 685 предложений по целевому обучению от 286 различных предприятий. В их числе Роскосмос, Ростех и Росатом, «Туполев», ЦНИИАГ, «Российские космические системы», ЦНИРТИ им. академика Берга, РКК «Энергия», НПК «КБМ», Корпорация «МИТ», НПО Лавочкина, ФАУ «ЦАГИ», НПО «Базальт», НИКИЭТ им. Доллежаля.

Московский авиационный институт в 2025-м также зафиксировал существенное увеличение числа студентов, поступивших по целевому набору, – 700 человек (на 17,6% больше, чем годом ранее). План целевого набора был выполнен на 66%. Наиболее востребованными в МАИ оказались направления подготовки, связанные с радиоэлектронными системами, ракетно-космическими комплексами и авиационными двигателями. Заказчиками выступили Ростех, Роскосмос, ВКО «Алмаз-Антей», Минпромторг и другие.

Ловушка стандартов: как отразились на российском образовании присоединение к Болонской системе и выход из нее

Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова принял 550 целевиков, выполнив 59% плана набора. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова заполнил 95% мест по целевым квотам (466 студентов). Наибольшим спросом пользовались специальности «лечебное дело» и «педиатрия», главным заказчиком кадров выступила Московская область.

В Бауманке в рамках приемной кампании 2025-го средний балл по целевому приему при трех ЕГЭ составил 228 (то есть 76 баллов по одному предмету). В ведущих медицинских вузах среди целевиков было немало абитуриентов с суммой баллов больше 280.

Предприятия-заказчики положительно оценивают результаты целевого набора студентов в этом году. По словам директора по управлению персоналом госкорпорации «Ростех» Юлии Цветковой, благодаря этой программе в вузы было привлечено свыше 4000 учащихся. Особый спрос сейчас на инженеров, способных управлять всем циклом создания продукции в рамках заданного бюджета. Например, в радиоэлектронной отрасли нужны ИT-специалисты с широким спектром навыков – от программирования и робототехники до приборостроения, 3D-моделирования и кибербезопасности.

Университеты вместе с Ростехом готовят таких специалистов, с первого курса интегрируя их в производственный процесс: вначале студенты работают на предприятиях один день в неделю, на старших курсах – больше. Обучение ориентировано на практические задачи, и наставники прививают будущим специалистам мышление государственного инженера. Примечательно, что около 20% студентов-целевиков оказались представителями трудовых династий.

«Открытый» прием

В 2024 году Министерство образования упростило целевой набор в вузы. Раньше, чтобы поступить по этой квоте, абитуриенту и его семье приходилось самим искать заказчика. Нужно было заранее договориться с предприятием, заключить договор и только потом подавать документы в институт. Вследствие чего целевой прием часто воспринимался как способ поступления по блату: у кого связи, тот и имеет шанс поступить, даже если баллы ЕГЭ невысоки (из-за небольшой конкуренции или ее отсутствия).

Время чемпионов: как олимпиадники отбирают места у тех, кто поступает в вуз по результатам ЕГЭ

Сейчас система изменилась, процесс стал более открытым и контролируемым. Организации, предлагающие целевое обучение с последующим трудоустройством, размещают информацию на платформе «Работа в России». Любой абитуриент из любого региона может откликнуться на их предложение. Не нужно напрямую связываться с организацией, достаточно при подаче документов в вуз указать, что абитуриент претендует на целевое место по конкретному предложению, отраженному на указанной платформе.

Впрочем, новый порядок, запрещающий заказчикам (предприятиям, организациям) знакомиться с кандидатами на целевое обучение до их зачисления, имеет свои недостатки. Хотя целью было предотвращение коррупции, он ограничивает добросовестные компании в праве выбирать будущих сотрудников. Предприятия не могут оценить реальную заинтересованность студента в предложенной работе и опасаются, что для многих абитуриентов это лишь способ попасть на бюджет. С другой стороны, и абитуриенты лишены возможности в полной мере понять привлекательность будущей карьеры из-за скудного описания вакансий в размещенных заявках на целевое обучение.

Популярность такой формы обучения можно повышать с помощью профориентационных мероприятий и подробного объяснения учащимся выпускных классов школ преимуществ, которые получают целевые студенты при зачислении в вуз и после его окончания. «Поступающий должен хорошо понимать, чем он собирается заниматься в дальнейшем: определить вуз, предприятие и свою будущую карьеру. Именно так данный инструмент позволит обеспечить кадрами стратегически важные предприятия нашей страны», – заключает ответственный секретарь приемной комиссии МГТУ им. Баумана Иван Сидельников.


Заказчиков целевого обучения станет больше

К 2026/2027 учебному году перечень заказчиков, которые смогут заключать договоры о целевом обучении по программам высшего образования в пределах установленной квоты, будет расширен. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении.

На данный момент закон «Об образовании» разрешает прошедшим конкурс гражданам заключать при посредничестве портала «Работа в России» договоры с органами власти разных уровней и местного самоуправления, с муниципальными и госучреждениями, унитарными предприятиями, госкорпорациями, госкомпаниями, а также частными организациями, совладельцами которых является государство, госкорпорации или госкомпании. Имеют такое право и включенные в реестр организации оборонно-промышленного комплекса, сельхозпроизводители (по профильным направлениям), организации – резиденты территорий опережающего развития, Арктической зоны, Свободного порта Владивосток, участники инновационного проекта в «Сколково» и так далее.

Теперь по аналогичной схеме заключать договоры о целевом обучении можно будет также участникам свободных экономических зон, созданных в Крыму, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях; системообразующим организациям, имеющим стратегическое значение для экономики страны; организациям, обеспечивающим научно-технологическое развитие и развитие наукоемких технологий.

В документе говорится еще и о предприятиях пищевой промышленности, предприятиях, занимающихся переработкой сельхозпродукции, производством товаров или ветеринарных лекарственных препаратов, кормовых и пищевых добавок, ферментных препаратов. Критерии отбора таких организаций будет определять Минсельхоз. Агропромышленному комплексу сегодня требуется 143 тыс. специалистов, потому принятие законопроекта является очень актуальным, говорят в Госдуме.

Ко второму чтению правом заключать целевые договоры через платформу «Работа в России» могут наделить и фармпредприятия, рассказали «Профилю» в думском комитете по науке и высшему образованию.


Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".