"Репарационный кредит – это совершенно неизведанная территория.... это новое предложение на самом деле не меняет ситуацию... Репарационный кредит создает реальную угрозу финансовой стабильности. Если у глобальных инвесторов создается впечатление, что их деньги в Европе больше не в безопасности, то это наносит ущерб месту инвестирования", – отметила Урбен.
По ее словам, после появления этого плана в Euroclear поступили вопросы о безопасности депозитов от других центральных банков, которые размещают в депозитарии свои резервы.
Она подчеркнула, что предлагаемая конструкция ставит Euroclear в "неприемлемое положение", поскольку условия возврата средств Украиной находятся вне контроля не только Euroclear, но и ЕС.
Привязку возможного возврата к выплате Киевом средств после получения так называемых репараций от России глава Euroclear считает нереалистичной.
"Но мне кажется, что в Комиссии, как и в столицах, слишком много веры в то, что риски можно устранить одним росчерком пера в законе. Но финансовые рынки работают не так. Они зависят от восприятия, ожиданий и доверия. И когда политика подрывает это доверие, рынки реагируют – и тогда, как правило, уже слишком поздно", – сказала Урбен.
Скепсис в отношении использования российских суверенных активов разделяют и в Брюсселе. Глава минобороны и внешней торговли Бельгии Тео Франкен заявлял, что Бельгия все еще отказывается использовать замороженные активы ЦБ РФ для кредита Украине без гарантий ЕС и не позволит себя склонить в этом вопросе.
Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер неоднократно подчеркивал, что его стране необходимы конкретные и надежные гарантии от стран ЕС для реализации плана Еврокомиссии по использованию активов ЦБ РФ как основы для кредита Украине.
Еврокомиссия добивается согласия стран ЕС на задействование российских суверенных активов для поддержки Киева. Обсуждается сумма от €185 млрд до €210 млрд в виде кредита, который Украина условно должна будет вернуть после окончания конфликта и в случае "выплаты ей Москвой материального ущерба".