Наверх
12 декабря 2025
USD 77.9 +1.09 EUR 91.38 +1.95
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Реформа третьей власти: новый председатель Верховного суда РФ выстраивает жесткую вертикаль

Реформа третьей власти: новый председатель Верховного суда РФ выстраивает жесткую вертикаль

Новый председатель Верховного суда РФ выстраивает жесткую вертикаль

©Пресс-служба Верховного суда РФ

Назначенный 24 сентября 2025 года на должность председателя Верховного суда (ВС) бывший генеральный прокурор РФ Игорь Краснов начал наводить порядок в судебной системе. Это стало окончательно ясно в начале декабря, во время пленарного заседания Совета судей, прошедшего в Москве. На нем председатель ВС РФ выступил с программной речью, обозначив приоритеты. Главный из которых – работа в едином строю.

Еще будучи единственным кандидатом на должность, Краснов сделал первый шаг к серьезной реформе системы: 23 сентября Генеральная прокуратура подала иск в Останкинский суд Москвы об обращении в доход государства имущества Виктора Момотова, на тот момент председателя Совета судей РФ: сеть отелей в разных городах России, земельные участки и ценные бумаги – всего на сумму более 9 млрд руб. Примечательно, что об иске было официально объявлено в ту самую минуту, когда заседала комиссия Совета Федерации, а сам Момотов принимал в ее работе участие как председатель Совета судей (и, уже зная об иске из СМИ, поддержал кандидатуру Краснова).

В среде юристов поступок генпрокурора вызвал неоднозначную реакцию. С одной стороны, формальных нарушений в нем не усматривалось. Но с этической точки зрения это был явный вызов всему судейскому и юридическому сообществу. И он был воспринят на удивление благосклонно: «Правильно и смело, пора дать дорогу не теоретикам от юриспруденции, а практикам». Более того, многие уверены, что Момотов не последний и судейскую систему ожидает избавление от того, что называют «ростовским правосудием», имея в виду насквозь коррупционные схемы.

Краснов сразу взял быка за рога: за короткий срок он подготовил и провел президиум Верховного суда, затем – заседание Высшей квалификационной коллегии судей, на котором выступил с короткой речью-обращением к внутреннему электорату судебной системы, отметив: «Строгие меры – это не самоцель, а инструмент защиты системы, сохранения доверия общества и поддержания высокой планки профессиональных стандартов».

Программная речь прозвучала 2 декабря на пленарном заседании Совета судей. И оказалась отлично подготовленной: присутствующие единогласно поддержали нового председателя Верховного суда.

Началось заседание с избрания нового (вместо сложившего полномочия Виктора Момотова) председателя Совета судей, и неожиданно для большинства на этот пост Краснов выдвинул Михаила Птицына, председателя Мосгорсуда, в прошлом – председателя Южного окружного военного суда. Михаил Юрьевич в судебной системе служит давно и в Совет судей входит больше 20 лет, но еще накануне эксперты называли совсем другие фамилии. Более того, его относили к аутсайдерам судебной системы при новом председателе ВС.

"Я судья, а не прокурор". Памяти председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева

На должность директора судебного департамента при Верховном суде рекомендовали Геннадия Лопатина – многолетнего заместителя Генпрокурора РФ, курировавшего управление по обеспечению деятельности органов и учреждений прокуратуры, статистики, службу собственной безопасности и взаимодействия со СМИ. Государственный советник юстиции 1-го класса (что соответствует званию генерал-полковника) в прокуратуре пользовался огромным уважением и непререкаемым авторитетом – его уход многие сотрудники считают большой потерей. Совет судей единогласно согласовал кандидатуру Лопатина, и приказ о его назначении был тут же подписан председателем ВС.

После чего Игорь Краснов выступил с речью. Указав на проблемы судебной системы, в частности кадровые и социальные, он отметил, что именно на их решение будут направлены значительные силы и средства. Но взамен потребуется качественная и эффективная работа. «Суды должны быть освобождены от излишней и тем более несвойственной нагрузки. Для этого уже поручено провести ревизию формируемой статистики, анализ документооборота для исключения повторяющихся операций, неэффективных шаблонов и форм отчетности», – заявил председатель ВС.

Основная задача – повышение доверия к правосудию и государству в целом. «Принятие решений в угоду региональным и местным властям, обслуживание интересов корпораций и коммерческих структур недопустимы, – подчеркнул Краснов. – На любые действия коррупционного характера – вне зависимости от уровня их совершения – реакция будет бескомпромиссной». Судебная практика должна формироваться исключительно на основе закона и правовых позиций ВС. «Роль президиума Верховного суда в принятии практикообразующих решений будет ключевой», – добавил он. Уже в ближайший год намечено обобщить судебную практику по делам в сфере противодействия коррупции, о самовольном строительстве, банкротстве, налогообложении имущества организаций, применении таможенного законодательства и др.

«Высшая судебная инстанция страны должна и будет говорить ясно, а суды – слышать эту позицию в ее точном и официальном виде», – именно это заявление Краснова можно считать началом реформы по выстраиванию вертикали. Отныне президиум ВС станет действительно определителем судебного движения.

Заявленная программа встретила полную поддержку собравшихся. Так, Михаил Птицын напомнил, что в последние годы Совет судей принял на себя несвойственные функции: «Мы занимались вопросами, которые не требуют существенного пересмотра сложившихся законодательных и правоприменительных подходов, в итоге результаты нашей работы стали носить не системный характер и в основном были связаны с решением хозяйственных и технических задач. А с момента проведения последнего съезда (2022 год) так и не продвинулись в разработке предложений по ряду фундаментальных для судебной системы вопросов».

Модель взаимодействия Совета судей с ВС будет пересмотрена: теперь он станет рабочим органом председателя Верховного суда, заявил Птицын. А деятельность всех комиссий будет координироваться как со структурными подразделениями Верховного суда, так и с профильными отделами судебного департамента. «Основным принципом нашей работы должно стать достижение конкретного результата и доведение дела до конца», – резюмировал Михаил Птицын.

Наталья Бурашникова, председатель Тамбовского областного суда и председатель комиссии Совета судей по этике, предложила реорганизовать несколько комиссий, чья работа дублируется, и включить в их состав сотрудников аппарата Верховного суда.

Марина Алексина, председатель Пятого апелляционного суда и одновременно председатель комиссии Совета судей по связям с советами судей субъектов РФ, в своем выступлении подчеркнула: «Заседания [Совета судей РФ] являются местом для дискуссий, но не нужно превращать их в площадку обсуждения ради самого процесса обсуждения. Каждая поднятая тема и все принимаемые постановления должны иметь четкую цель и конкретное предложение по решению вопроса. Советы судей не должны подменять работу председателей судов и органов судебного департамента».

Уже к 25 января региональные суды обязаны представить свои предложения, которые в дальнейшем будут обобщены и выдвинуты на рассмотрение обновленного Совета судей. После этого вертикаль судебной власти, как полагают аналитики, окажется полностью выстроенной.

Добавим, что, по имеющейся у «Профиля» информации, сразу после Совета судей Игорь Краснов отправился в Судебный департамент при ВС (структуру, созданную для обеспечения потребностей всех судов РФ, чтобы избежать возможного влияния на них со стороны местных властей и крупных корпораций). Встреча проходила за закрытыми дверями, и судить о ней можно лишь по эмоциональной реакции сотрудников. Вкратце суть можно изложить так: «Мы внимательно за вами наблюдали, и нам надоело смотреть. Готовьтесь – будут посадки».

Собственно, это тот шаг, которого от нового председателя Верховного суда и ждали. Как минимум по одной простой причине: с 2016 года Судебный департамент фактически перестал работать.

«Несмотря на многочасовые обсуждения, мы не видели у Судебного департамента конкретных результатов работы, а также четкой дорожной карты по комплексному решению ряда глобальных задач, – говорил Михаил Птицын в своем выступлении. – Не решен ни один вопрос ни по одному направлению: цифровизация, медицинское обслуживание, создание ведомственной санаторно-курортной базы и так далее». Более того, расходы бюджета Судебного департамента (а это 335 млрд руб.) в той части, что не идет на зарплату сотрудников аппаратов и оплату ЖКХ, абсолютно непрозрачны и, как выяснилось, неподконтрольны.

Игоря Краснова услышали: одни судьи приободрились и ожидают дальнейших шагов, другие, особенно ярко позиционировавшие себя как «третья власть», уже подали заявления о досрочном выходе в отставку. То ли еще будет...

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".