В пресс-релизе, выпущенном по итогам заседания, осторожное решение объясняется тем, что хотя устойчивые показатели текущего роста цен в ноябре и снизились, но за последние месяцы несколько возросли инфляционные ожидания. При этом кредитная активность по-прежнему остается высокой.
«Банк России будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели. Это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики. Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий», – подчеркнул регулятор.
Игру на понижение ЦБ начал после весьма продолжительного периода жесткой ДПК. В октябре 2024 года регулятор поднял ключевую ставку до рекордных 21% годовых и до лета 2025 года сохранял ее на этом уровне. В июне снизил до 20%, в июле – до 18%, в сентябре – до 17%, в октябре – до 16,5%, а в декабре – до 16%.
Осторожная ставка: почему ЦБ символически сыграл на понижение
Текущую ситуацию Банк России оценивает сдержанно. По данным Росстата, рост потребительских цен с 9 по 15 декабря составил 0,05%. В результате за первую половину декабря товары и услуги подорожали на 0,11%, а с начала года – на 5,37%. В годовом выражении недельная инфляция замедлилась с ноябрьских 6,64% до нынешних 5,78%, а по среднесуточным показателям – с 6,34% (на 8 декабря) до 6,08% (на 15 декабря).
В комментарии к среднесрочному макроэкономическому прогнозу, опубликованному по итогам октябрьского заседания совета директоров Банка России, отмечено, что диапазон средней ключевой ставки на 2026 год пересмотрен вверх до 13,0–15,0%. Это «отражает более продолжительный период жесткой денежно-кредитной политики для нивелирования вторичных эффектов разовых факторов роста потребительских цен в конце 2025 – начале 2026 года».
Прогноз инфляции на конец 2026 года при этом повышен до 4,0–5,0% (против 4,0% в июльском прогнозе). Решение объясняется тем, что регулятор постарался учесть негативные эффекты разовых проинфляционных факторов, которые возникнут после 1 января. Речь о повышении ставки НДС с 20 до 22%, более высокой индексации регулируемых тарифов, а также других налоговых и тарифных изменениях.
Президент холдинга Finbridge Рафаэль Абрамян считает, что в 2025 году регулятор достаточно успешно справлялся с главной задачей – снижение темпов инфляции. Для этого ключевая ставка на почти восемь месяцев оставалась на уровне 21%. Новое значение – 16% – тоже высокое. Оно подтверждает готовность продолжить цикл жесткой ДКП, однако несет в себе риски.
«Под воздействием новых внешних или внутренних проинфляционных факторов ЦБ может сохранить в 2026 году жесткую риторику. И тогда нельзя исключить возникновения предпосылок для стагнации экономики или спада ВВП. Такой сценарий вероятен при совокупности причин – сохранении высоких ставок по кредитам, низких мировых цен на сырье и дальнейшего укрепления рубля», – пояснил собеседник «Профиля».
В замедлении инфляции есть свои плюсы. Бизнесу понятны «правила игры», есть возможность просчитывать долгосрочные проекты, не закладывать в стоимость продуктов и услуг постоянные скачки цен. Для населения это означает более предсказуемые расходы, отсутствие угрозы резкого обесценивания зарплат и пенсий, подчеркнул Рафаэль Абрамян.
Если стагнация все же станет реальностью, то это ударит по доходам населения и выручке бизнеса, сократятся поступлениям в бюджет. По мнению эксперта, при таком раскладе логично ожидать роста количество дефолтов. А еще многие компании неизбежно столкнутся со снижением спроса, ухудшением инвестиционных возможностей.
«Бизнес будет вынужден замораживать новые проекты. Все это не лучшим образом скажется на конкурентоспособности российской продукции с высокой добавленной стоимостью на мировых рынках. Опять усилится зависимость от импорта», – заявил Рафаэль Абрамян.
Под диктовку ставки: почему цены на жилую недвижимость вряд ли опустятся
Управляющий директор инвесткомпании "Риком-Траст" Дмитрий Целищев разделяет мнение, что в условиях геополитической напряженности и слабоуправляемой инфляции Банк России действовал профессионально. Управление денежно-кредитной политикой в 2024–2025 годах потребовало по-настоящему ювелирных решений. С одной стороны, стояла задача обуздать рост цен и снизить давление на рубль, с другой стороны – не упустить момент для начала последовательного смягчения монетарных условий.
«Такой подход позволил отечественному бизнесу адаптироваться к новым реалиям. Одновременно был создан фундамент для постепенного восстановления деловой активности и возобновления инвестиционных процессов», – пояснил эксперт.
Он исходит из того, что в 2026 году Банк России, как это и отражено в среднесрочных прогнозах, продолжит линию на снижения ключевой ставки. К концу года в рамках реалистичного сценария ее уровень можно ожидать вблизи 14%. Более оптимистичный сценарий предполагает диапазон от 10 до 12%.
Это станет возможным лишь при одновременном проявлении ряда факторов. К ним Дмитрий Целищев отнес постепенное снятие санкционных ограничений, переход от инструментов условно плановой экономики к более рыночным механизмам, фундаментальное укрепление рубля. Столь же важны будут снижение инфляционных ожиданий населения и бизнеса, восстановления доверия предпринимателей к инвестиционной среде.
В свою очередь, генеральный директор Ассоциации «Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров» (НОВАК), член Общественного совета Минфина Анастасия Русакова напомнила, что в базовом сценарии ЦБ рассматривает возможность плавного снижения ставки в течение 2026 года до уровня 13%. Впрочем, это всего лишь прогноз, который при необходимости могут изменить.
«Решения будут определять много факторов. Среди них ситуация в экономике, бюджетная политика государства, геополитические риски, решения и тональность заявлений ключевых зарубежных регуляторов», – отметила она.
Долг процентами красен: к чему приведет повышение исполнительского сбора для граждан и юрлиц
Директор по аналитике Инго Банка Василий Кутьин напомнил о сохраняющемся в настоящее время инфляционном давление в экономике. Его стимулируют фискальные импульсы и ухудшение макроэкономической картины. Он предположил, что из-за этого в первом полугодии 2026-го ЦБ будет действовать предельно осторожно, снижать ставку пошагово – примерно по 0,25-0,5 п. п.
«Летом ключевая ставка, скорее всего, опустится до 14–14,5%, а по итогам года, при условиях сохранения текущего макроэкономического фона, с большой долей вероятности выйдет на уровень 12–13%. Банк России стремится найти баланс между замедляющейся инфляцией и будущими рисками», – поделился своими ожиданиями Василий Кутьин.
По его словам, несмотря на снижение темпов роста потребительских цен, которое фиксирует последние недели Росстат, инфляционные ожидания населения России в середине декабря выросли до 13,7% с 13,3% в ноябре. Из этого следует, что текущее торможение инфляции может оказаться не столь продолжительным.
Понимание такой перспективы, видимо, и повлияло на решение совета директоров ЦБ на декабрьском совещании. Резкое снижение чревато разбалансировкой дезинфляционного тренда. Риски создает фискальный импульс: запланированное на 1 января 2026 года повышение НДС с 20 до 22% и изменение методики расчета утилизационного сбора, вступившие в силу с 1 декабря текущего года, заявил Василий Кутьин.
Резюме обсуждения ключевой ставки будет размещено на сайте ЦБ 29 декабря, ну а следующее заседание совета директоров по этому вопросу, согласно утвержденному графику, состоится 13 февраля 2026 года.


