Серебряный призер гонки экспортеров
Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал доклад о продажах обычных вооружений в 2013–2017 годах. Согласно этим данным, продажи оружия в мире продолжают расти. Россия уверенно удерживает второе место по объему экспорта военной техники, однако на некоторых направлениях она уже уперлась в потолок, насытив рынки своей продукцией. Кому и что продает Россия и как она меняет структуру экспорта, чтобы остаться в лидерах, разбирался «Профиль».
Продавцы и покупатели
Стратегически положение основных игроков не меняется: следом за стабильно первыми США (34% рынка) – столь же стабильно вторая Россия (22%). Третье место у Франции (6,7%). За четвертое-пятое традиционно борется сплоченная группа претендентов, и на сей раз «малую бронзу» получили немцы с 5,8% (даже удивительно, учитывая жесткие политические ограничения на их оружейный экспорт), а замкнули топ‑5 китайские экспортеры оружия, заняв 5,7% рынка. При этом доля России сократилась – в предыдущую пятилетку она превышала 29%, однако объемы продаж в абсолютных цифрах, как и рынок в целом, выросли.
Не принесло сюрпризов и распределение по рынкам. Лидером остается Ближний Восток – за последние 10 лет импорт оружия странами этого региона удвоился, составив 32% от общего объема закупок. Крупнейший рост в регионе показали Саудовская Аравия и Египет, которые стали покупать оружия в три раза больше. На втором месте по росту объемов военного импорта оказалась Южная Азия, где локомотивом наращивания закупок выступает Индия, увеличившая их почти на четверть по сравнению с периодом 2008–2012 гг. Эта страна остается крупнейшим в мире импортером оружия в принципе.
Ее главный геополитический противник, Пакистан, напротив, сократил закупки на 36%, в основном по экономическим причинам. Меньше импортного оружия стал покупать и Китай, но не из-за нехватки денег, а по причине роста возможностей собственной промышленности, постепенно снижающей зависимость НОАК от поставок из-за рубежа.
Ближний Восток, Южная Азия и Океания – единственные два макрорегиона, продемонстрировавшие рост закупок оружия. В Африке, Европе и обеих Америках импорт вооружений и военной техники сократился, хотя и там есть страны, наращивающие импорт. Так, в Африке на 42% выросли закупки оружия Нигерией, но крупнейшим покупателем остается Алжир, на который приходится 52% рынка.
В целом топ‑5 крупнейших покупателей оружия выглядит так: после лидирующей Индии, занимающей 12% мирового рынка, следует Саудовская Аравия с 10%, Египет с 4,5% и ОАЭ с 4,4%. Замыкает пятерку Китай, на который приходится 4% мирового импорта оружия, и он – единственная страна, одновременно входящая в топ‑10 и крупнейших экспортеров, и крупнейших покупателей оружия, занимая в обоих случаях пятое место.
Приостановившийся рост
Объем российского оружейного экспорта (считая по отгрузке готовой продукции) в последние пять лет стабильно держится в районе $15–16 млрд в год. С одной стороны, это позволяет уверенно чувствовать себя на рынке, с другой – показывает достижение некоторых границ роста, за которыми дальнейшее наращивание объемов продаж затруднено.
Региональное распределение российского экспорта несколько изменилось. Лидерами по закупкам нашего оружия остаются страны Азии и Океании (66%), на втором месте обосновалась Африка с 13%, львиная доля которых приходится на Алжир. 11% занял Ближний Восток, 6,2% – европейские страны, и, наконец, на обе Америки пришлось 4,2% российских военных поставок.
Пакет заказов на отечественное оружие в настоящее время превышает $45 млрд в год, что также в рамках многолетних значений, хотя и ниже пиковых показателей 2013–2015 годов, когда он приближался к $50 млрд, а временами и превышал эту цифру.
В последние годы возвращается практика использования оружейного экспорта как политического инструмента. При этом она имеет мало общего с советской манерой «задаривания» потенциальных клиентов бесплатной военной техникой. Подобные сделки имели место и раньше – так, поставки Армении оружия по льготным ценам практически весь постсоветский период идеально ложатся в эту схему, однако в последнее время их число возросло. Сюда, безусловно, можно отнести поставки Дамаску, фактически обеспечившие сирийскому государству выживание в кровопролитной и длительной гражданской войне. Сюда же относится сотрудничество с Казахстаном и Белоруссией. Наконец, отчетливые политические мотивы прослеживаются в «турецкой сделке», реализация которой действительно вбивает клин между Турцией и ее партнерами по НАТО, а заодно открывает путь для следующих контрактов.
К изменениям последних лет можно добавить и укрепление репутации России как надежного поставщика оружия, поколебавшееся в 2000‑х годах после присоединения к санкциям против Ирана. Безусловная поддержка законного правительства Сирии в войне с терроризмом, несмотря на жесткое давление со стороны Запада, привлекает не меньшее внимание покупателей, чем подтвержденные на поле боя характеристики российских систем вооружения.
Новое направление
Если пытаться представить, как изменится структура российской торговли оружием в ближайшие 5–10 лет, то ключевым моментом, скорее всего, станет переход от экспорта оружия к «экспорту безопасности»: Москва будет продавать не только боевые системы, но и инфраструктуру, обеспечивающую каждодневную безопасность человека. В эту категорию входят системы видеонаблюдения и распознавания людей и транспортных средств на улицах городов, системы безопасности аэропортов, различное оборудование для полиции, пограничной стражи, береговой охраны и спецслужб.
Рынок такого оборудования по всему миру кратно превышает по объему рынок собственно оружия, а партнерами могут выступать не только государства, но и структуры поменьше – вплоть до городов и прочих муниципальных образований, нуждающихся в инструментах для наведения порядка на своей территории.
Определенный поворот в этом направлении уже идет. Но в перспективе доля «экспорта безопасности» должна как минимум сравняться с объемами сегодняшнего экспорта оружия. Стимул более чем весомый – это та сфера, где у России действительно есть конкурентоспособная школа, причем с богатой традицией, и та отрасль, технологии которой наиболее легко переносятся в гражданскую промышленность, обеспечивая развитие хай-тека в стране в целом.
Потенциальный набор клиентов российской оборонки на этом рынке, в общем, тот же самый, что и на рынке военной техники, – первые сделки уже заключены с рядом стран Азии и Океании, переговоры идут с государствами Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, и по большей части речь идет о комплексных «сделках под ключ», позволяющих сразу получить работоспособную систему и подготовленных для нее специалистов.
Этот рынок по факту только начинает развиваться и может стать не менее интересным, чем рынок традиционных боевых систем.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".