Кино-2017: голливудская ностальгия и российский патриотизм
Абсолютно все фильмы, вошедшие в топ-10 мирового проката в 2017-м году, являются в некотором смысле вторичным продуктом, все они — ремейки или части франшиз. Американский кинобизнес как никогда удачно сыграл на ностальгии и современной тенденции к превращению всего и вся в сериалы. Российское кино ставило на сотрудничество с Disney и патриотизм.
Гей-пропаганда стокгольмского синдрома
Вот уже второй год подряд ни одна картина не может побить рекорд 2015-го, когда сразу два фильма, «Мир юрского периода» и «Форсаж 7», кстати говоря, тоже сиквелы, собрали в прокате более $1,5 млрд. Самым кассовым фильмом 2017 года стал ремейк диснеевского мультфильма с одноименным названием «Красавица и чудовище», собравший в мировом прокате $1 млрд 263 млн.
По сборам фильм обогнал оригинальную анимационную картину всего за шесть дней проката, при затратах в $160 млн стал вторым самым дорогим музыкальным фильмом в истории после «Хелло, Долли!» (чей бюджет в $25 млн при пересчете на 2016-й равен $165 млн), а также занял вторую строчку по сборам среди музыкальных фильмов, уступив лишь «Холодному сердцу».
Вышедший в 2013 году мульт-фильм является на данный момент также и самым кассовым анимационным фильмом всех времен. После премьеры «Холодного сердца»широкая кампания под хэштегом #GiveElsaAGirlfriend с призывом к студии сделать главную героиню Эльзу лесбиянкой в сиквеле мультика. В масштабной акции приняли участие тысячи человек, однако их надеждам не суждено было сбыться: Disney решил не ждать 2019 года, когда должно выйти «Холодное сердце 2». Первый гомосексуальный персонаж в истории студии появился уже в 2017-м, им стал Лефу, друг главного негодяя Гастона из «Красавицы и чудовища». Несмотря на то, что намеки на сексуальные предпочтения пухлячка были весьма невинны, сцена вальсирующего с приятелем Лефу вызвала целый ряд скандалов. В США петиция с призывом к бойкоту картины собрала почти 130 тысяч голосов, в штате Алабама фильм сняли с проката несколько кинотеатров, в Малайзии ленту сначала порезали, но затем пришли к выводу, что «гей-элемент» был незначительным, и вернули на экраны, зрители Кувейта прекрасным ремейком так и не насладились из-за «оскорбительных сцен».
Спасти Россию от гей-пропаганды и просмотра самого кассового фильма года пытался поборник традиционных ценностей Виталий Милонов. Проведенная по его инициативе экспертиза Министерства культуры самой пропаганды в «Красавице и чудовище» не выявила, но обнаружила «однозначный образ нетрадиционного сексуального влечения персонажа мужского пола Лефу к другому персонажу мужского пола – Гастону», в связи с чем фильм получил возрастное ограничение 16+.
Не менее жаркие споры внезапно разгорелись и на тему стокгольмского синдрома у Белль, насильственно удерживаемой в замке и испытывающей симпатию к чудовищу. Масла в огонь подлила сама исполнительница главной роли Эмма Уотсон, сильно увлекающаяся феминизмом после того, как завязала с «Гарри Поттером». Уотсон рассказала, что, перед тем как согласиться на роль, внимательно изучала, действительно ли у Белль был синдром заложника, но пришла к выводу, что нет. Точку в споре поставил сам автор термина психиатр Фрэнк Охберг, также не выявивший у красавицы Белль стокгольмского синдрома.
Все это не смогло помешать новой ленте «Красавица и чудовище», снятой со всей любовью и почтением к оригиналу (стоит также отметить великолепную музыку и прекрасную работу Эммы Уотсон), не только занять первое место в мировом кинопрокате, но и 10-ю строчку в рейтинге самых кассовых кинофильмов всех времен.
Остальные фильмы 2017-го, от восьмой части «Форсажа» до ремейка «Оно», подобной чести не удостоились. А вот расположившийся на четвертой строчке фильм «Война волков 2» стал не только первой за десятилетия неамериканской картиной из топа бокс-офиса, но и абсолютным рекордсменом среди фильмов отечественного производства в Китае.
«Война волков 2» режиссера Джеки Ву, повествующая о приключениях китайского спецназовца-патриота в Африке, вышла в период летнего мертвого сезона и две недели удерживала лидерство в мировом прокате.
«Китайская подделка» под голливудский жанр обошлась в $29,7 млн и обеспечила сборы в $870 млн. Стоившие в 7 раз больше «Стражи Галактики. Часть 2» принесли лишь $863 млн, а новая часть «паучьей» марвеловской же франшизы «Человек-паук: Возвращение домой» при бюджете в $175 млн собрала всего $880 млн.
«Войну волков 2», заявленную от Китая на премию «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке», в России не показали, а выдвинутая нашим оскаровским комитетом драма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева не вошла в лидеры не то что мирового, но и отечественного проката.
Впрочем, предпочтения российского зрителя традиционно не дублируют общемировые, если речь, конечно, не идет о «Звездных войнах». Уже по традиции перед рождественскими каникулами выходит новая часть – «Звездные войны. Эпизод VIII: Последние джедаи». Создатели рассчитывают собрать от $420 млн до $440 млн по всему миру в первый же уикенд, в России фильм стартовал 14 декабря.
Последнее притяжение
Ремейк «Красавицы и чудовища» в России не оценили, он не попал даже в десятку лидеров, не вошли в нее и приключения человека-паука и чудо-женщины.
На первом месте «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки», занявшие лишь девятую строчку в мировом зачете, всего в топ10 в России из общепланетного рейтинга 6 картин.
Еще два фильма, мультфильм «Босс-молокосос» и боевик по мотивам серии компьютерных игр Assassin’s Creed «Кредо убийцы», напротив, пришлись по вкусу российским зрителям. Не последнюю роль здесь сыграл выход «Босса-молокососа» в дни школьных каникул, а «Кредо убийцы» – в новогодние праздники, при этом последняя из названных картин в мировом прокате провалилась, а ее рейтинг на Rottentomatoes составил лишь 17%. Похожая история произошла в прошлом году с фильмом «Варкрафт», также снятым по мотивам компьютерной игры и потерпевшим фиаско в мировом прокате: в российском рейтинге он занял 8ю строчку.
Настоящим фурором можно назвать появление в топ-10 в России сразу двух отечественных фильмов, при этом один из них занял аж вторую строчку рейтинга!
Без компании Disney и тут, правда, не обошлось. «Последний богатырь» производства компании Disney в России и киностудии Yellow, Black and White режиссера Дмитрия Дьяченко при бюджете $8,25 млн смог собрать в прокате в три с половиной раза большую сумму, его рейтинг на IMDb составил 6,7, что соответствует, например, лидеру российского проката – продолжению «Пиратов Карибского моря».
Вышедший в прокат в конце октября «Богатырь» – третья русскоязычная картина Disney. Фильм-сказка опередил по сборам «Сталинград» и «Викинг» еще до окончания широкого проката, и хотя лидера бокс-офиса он вряд ли догонит, остается признать крайне успешную работу Disney в России.
Вторая российская картина, вошедшая в топ10 отечественного проката, – фильм Федора Бондарчука о вторжении инопланетян в Чертаново. «Притяжение» создано кинокомпанией Art Pictures Studio при участии Фонда кино, Columbia Pictures и Sony Pictures.
Как сообщала компания Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing, которая является прокатчиком картины, права на показ фильма были проданы в 74 страны мира. Издание Hollywood Reporter, рецензируя ленту, отмечало «патриотический политический подтекст» «Притяжения», снятого «публичным сторонником президента Путина», пожурило картину за «вторичность», но похвалило за «адреналин боевых сцен».
В остальном россияне поддались общемировым тенденциям и послушно массово посмотрели восьмой «Форсаж», третий «Гадкий я», третий же фильм о Торе (семнадцатая лента кинематографической вселенной Marvel) и ремейк «Оно», имевший грандиозный успех во всем мире ($659 млн в прокате при бюджете всего $35 млн).
Космическая Матильда
Российское кино в 2017-м вновь не вышло на мировой рынок, впрочем, ничто революции и не предвещало. Отечественные киноленты не набрали коэффициента прибыльности выше 3,5 («Последний богатырь»), для сравнения: у мирового лидера – «Войны волков 2» – он 29. Максимальные сборы «Богатыря» при этом пока недотянули до $30 млн (впрочем, у картины еще есть шанс, она пока в прокате), убыток от пятой в рейтинге «Матильды» составил более $15 млн.
Помимо упомянутых лент в топ-5 российского проката вошли также два фильма о советском космосе.
Изначально «Время первых» студии «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и фильм «Салют-7» компании СТВ продюсера Сергея Сельянова (обе картины частично профинансированы Фондом кино) должны были выйти с разницей в год, однако оказались готовы к прокату к Дню космонавтики.
Министерство культуры и Фонд кино не смогли убедить создателей фильмов договориться между собой и развести ленты в прокате. Как писала газета «Ведомости», с продюсерами встречался даже Сергей Кириенко. С просьбой разобраться в ситуации в администрацию президента обращался артист Евгений Миронов, выступающий также как продюсер «Времени первых». В результате Экспертный совет Фонда кино пришел к выводу, что в апреле на экраны выйдет «Салют-7» как картина, имеющая больше шансов на удачный прокат. Однако Минкульт воспользовался правом выдачи прокатного удостоверения и предоставил его «Времени первых».
Неприятности преследовали картину с самого начала. Предполагалось, что фильм, который должен был выйти на экраны в апреле 2016 года, снимет режиссер Сергей Бодров-старший. Однако режиссером «Времени» выступил Юрий Быков. Отсняв две трети ленты, он отстранился от дальнейшего процесса съемок. Затем за дело принялся Дмитрий Киселев, который, по словам Быкова, полностью переснял фильм, за исключением, возможно, одной сцены. Опоздав на год и все-таки опередив «Салют-7», многострадальное «Время первых» вышло на экраны 6 апреля, но перед этим угодило в еще один скандал. Для лучшего проката кинофильма Минкульт решил сдвинуть широко рекламируемый «Форсаж 8» с 13 на 20 апреля. «Каро», «Синема парк», «Формула кино» и другие крупные киносети пошли на открытый конфликт с министерством, отказавшись отложить прокат американского фильма и угрожая бойкотом фильмам «Базелевса».
В итоге «Форсаж» сдвигать не стали, а киносети обязались отдать отечественной премьере 35% сеансов на 2 недели проката.
Но на этом злоключения картины, рекламная кампания которой из-за всех перипетий началась с большим опозданием, не закончились.
Как рассказывал «Коммерсанту» гендиректор «Формулы кино» Юрий Кириллов, результат первого дня оказался в пять раз хуже минимальных прогнозов, средняя заполняемость зала была около семи человек, первый же уикенд стал для прокатчиков худшим за несколько лет. «Общая касса кинотеатров оказалась просто провальная», – говорил Кириллов.
Тем не менее, «Время первых» заняло четвертую строчку рейтинга по сборам среди фильмов отечественного производства, уступив третье место вышедшему в октябре «Салюту-7».
В последние годы российские власти пытаются искусственным образом направить развитие кино в патриотическое русло, при этом едва окупившиеся в прокате «Время первых» и «Салют-7» – фильмы с удачной по отечественным меркам судьбой. Куда печальнее история такой картины, как «Крым», изначально создававшейся по задумке главы Минобороны Сергея Шойгу и собравшей при бюджете $6 млн лишь $4,8 млн, или мультфильма о Петре и Февронии ($800 тысяч сборов при бюджете $2,3 млн).
Замыкает пятерку отечественных хитов по кассовым сборам скандальная «Матильда» Алексея Учителя. При бюджете $25 млн (самый дорогой российский фильм года, в разы превосходящий все остальные картины, причем почти треть средств на съемки фильма была предоставлена государством через Фонд кино) «Матильда» собрала всего $9,1 млн.
Кассовые сборы в России по итогам 2017 года ненамного превзошли показатели прошлого, 2016-го. Общие сборы составили около $840 млн ($828 млн в 2016 году), сборы российских фильмов – $151 млн, или 17% ($121 млн, или 14% годом ранее). Итоговая таблица еще может слегка скорректироваться на фоне премьеры новых «Звездных войн», а вот идущий сейчас в кинотеатрах «Коловрат» картину вряд ли изменит, судьбу «Войны волков 2» Джеки Ву он точно не повторит.
Китайцы к покорению новых вершин готовятся уже сейчас, в следующем году на экраны выйдет первый большой перезапуск франшизы по фильму легендарного Джона Ву, где режиссером выступит любимец Джеки Чана Дин Шэн. Картина так и называется: «Светлое будущее 2018». Остается пожелать и российскому кино светлого будущего и китайского прорыва в новом, 2018 году.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".