"Безопасный город": не "Большой брат", а компетентный советник
25 декабря МЧС России представит итоги научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по федеральному проекту «Безопасный город». Специалисты, помимо всего прочего, сформулируют предложения по изменению законодательно-нормативной базы, перечень 12 типовых моделей рисков и сценарии реагирования на эти риски. Если коротко, то Россия получит «дорожную карту» по реализации амбициозного и уникального проекта, который остро необходим стране.
Скорее всего в ближайшее время в России появится специальный федеральный закон о «Безопасном городе», а проект официально получит статус национального. Что же такое аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город»? К сожалению, в СМИ образовалась путаница из схожих или подобных названий. Зачастую таким названием именуют системы видеонаблюдения за автотранспортом. Или вовсе рисуют «Безопасный город» как потенциального «Большого брата», который превратит страну чуть ли не в «цифровой концлагерь». Редакция «Профиля» разбиралась, что из себя представляет этот масштабный проект и предлагает читателю небольшой путеводитель по нему.
Что такое «Безопасный город» как концепция?
Генеральный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк с удовольствием приводит такой пример. Один из руководителей Сыктывкара распорядился отодвинуть стоп-линии на расстояние 5 метров от светофоров по всему городу. Смертность на пешеходных переходах не просто сократилась, а исчезла. Цена такого решения для среднего российского города составила несколько десятков тысяч рублей. Повальная установка камер видеонаблюдения обошлась бы на порядок дороже.
Собственно, такой рациональный подход и является основой алгоритма, который авторы сделали ключевым для АПК «Безопасный город». Ведь подобная инициатива главы города – скорее приятное исключение. Глава города вовсе не обязан быть специалистом по безопасности и предотвращению чрезвычайных ситуаций. Но у него обязательно должен быть сценарий реагирования, который подскажет ему как именно необходимо действовать. Мы все помним шаблонные эпизоды из фильмов-катастроф: в критической ситуации командир воздушного судна приказывает штурману или второму пилоту достать толстенное руководство по эксплуатации. И из него, как правило, становится понятно, как следует действовать. В нынешней системе координат отечественной системы глобальной безопасности такого руководства по эксплуатации просто-напросто нет. Именно АПК «Безопасный город» должен стать таким универсальным документом. Но, конечно, он не будет просто печатной инструкцией. Потому что, когда происходит кризисная ситуация, читать подробные инструкции нет времени.
Александр Чуприян, первый заместитель министра МЧС России:
«Безопасный город» реализуется по поручению Президента РФ № 1175 от мая 2018 года. МЧС России, в рамках государственной программы «Защита населения и территорий от ЧС…» федеральным бюджетом на 2020-2022 годы впервые с 2014 года получил средства федерального бюджета в объеме 690 млн. рублей (по 230 млн. рублей ежегодно) на научные исследования и разработки. Юрий Иванович Борисов (заместитель Председателя Правительства Российской Федерации) определил, что эти средства должны быть потрачены на решение вопросов межведомственного и межуровневого взаимодействия, обеспечение сквозной передачи и обработки информации в едином информационном пространстве, которые позволят осуществлять построение и развитие «Безопасного города» на региональном и муниципальном уровнях на основе единых технических решений и стандартов.
Как это будет работать?
«Безопасный город» – это большая экосистема, где «живут» сотни, тысячи различных датчиков, оборудования, автоматизированных систем. Они должны служить надежным средством контроля и предупреждения более 70 различных угроз, которые должны отслеживаться «Безопасным городом». Как мы уже упоминали, эти 70 угроз будут сегментированы на 12 типовых моделей. Методика мониторинга угроз и протоколы реагирования должны свести к минимуму человеческий фактор. Это позволит сделать систему реагирования не только эффективной и прозрачной, но и снимет с чиновника часть ответственности.
Если угроза выявлена автоматически и есть алгоритм по ее устранению, чиновники на местах не смогут замять или сгладить резонанс от происшествия. Громкая авария с разливом топлива в Норильске не разрослась бы до экологической катастрофы, если бы местный руководитель четко понимал две вещи: масштаб аварии достоверно известен по всей вертикали мониторинга и необходимо придерживаться определенного алгоритма действий.
Точно так же руководитель Магнитогорска приступил бы к ликвидации последствий взрыва бытового газа в жилом доме, обладай он немедленно информацией о том, сколько человек проживает в доме. Но таких данных у него не было, и он не знал, например, можно ли работать бульдозерами или следует соблюдать режим тишины и пытаться найти живых. Причина проста – объект, то есть дом, не был должным образом технически оснащен.
Пока это общая картина по стране: данных для текущего наполнения «Безопасного города» и формирования целостной всеобъемлющей картины о происшествиях явно недостаточно. Из контура информационного обмена выпадают службы городского хозяйства, ресурсоснабжающие организации, объекты промышленности и транспорта. Перед АПК «Безопасный город» стоит задача устранить эти пробелы, чтобы можно было комплексно прогнозировать и реагировать на основные четыре вида угроз: природные, техногенные, биолого-социальные и угрозы общественной безопасности и правопорядку. Работать с такими объемами данными вполне возможно.
Валерий Бондур, первый вице-президент Академии наук Российской Федерации:
«Необходимость актуализации существующих прогнозных моделей и ГОСТов назрела уже давно. Когда модели создавались раньше, не существовало таких вычислительных мощностей и такого разнообразия систем мониторинга, которые могли бы мгновенно давать информацию о возникающих кризисных ситуациях. Кроме того, сейчас возможности использования методов и технологий обработки структурированных и неструктурированных данных больших объемов «BigData»….
Понятно, что речь идет о масштабном проекте, связанном с выполнением большого перечня междисциплинарных научных исследований и сложных опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию аппаратно-программных средств по автоматизации управленческой деятельности и их системной интеграции. Но в России есть все необходимые наработки для того, чтобы начать претворять их в жизнь».
В чем принципиальное отличие «Безопасного города» от уже существующих систем мониторинга?
«Безопасный город», как следует из названия, ориентирован на работу с самыми разными типами городов. А еще точнее муниципалитетов. А их 25 тысяч. Проект должен все их автоматизировать. Сейчас вертикали мониторинга, которые охватывают всю цепочку от федерального центра до территориального объекта есть только у МВД и МЧС. Компетенции остальных министерств упираются в губернаторский уровень. Поэтому часто центр не знает точно, что происходит на территории. А губернатор зачастую предоставлен сам себе. Местные системы мониторинга выстроены хаотично, сильно отличаются друг от друга. Порой эти структуры дублируют федеральные. «Безопасный город» должен привести существующее положение к единому знаменателю. Не только губернатор должен знать, что происходит в каждом из муниципалитетов, но и федеральный центр должен иметь под рукой данные, например, о каждой больнице, каждом промышленном объекте. А это возможно только при системе взаимной интеграции информации.
Алексей Гореславский, генеральный директор Автономного некоммерческого общества «Диалог»:
«Безопасный город» действительно является «точкой сборки» всех остальных смежных проектов в сфере разработки и строительства различных аппаратно-программных комплексов…По масштабности охвата, уровню реализации и глубине продуманности проект уже соответствует Национальному проекту и обладает огромным экспортным потенциалом».
Почему так важна новая законодательная база?
Проект явно перерос свой уровень. Он утвержден распоряжением правительства и потому может финансироваться, а может и не финансироваться региональными властями. Тут все зависит от личной заинтересованности, доброй воли и опыта руководителя региона. Но даже в тех городах, где проект уже работает, как например, в Горно-Алтайске, деньги на его финансирование надо буквально выкраивать. Именно поэтому так важно появление закона о «Безопасном городе». Это позволит закрепить обязательность исполнения проекта и регламентирует источники финансирования.
Ирина Рукавишникова, член Совета Федерации:
«Концепция «Безопасный город», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации, как и другие реализующие документы по «Безопасному городу», по сути, не имеют силы законодательных актов, не создают расходных обязательств для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, как это определено Бюджетным кодексом Российской Федерации, поэтому и юридически, и фактически являются для регионов рекомендательными».
Потянет ли отечественная экономика этот проект?
Как и для любого проекта, связанного с безопасностью страны, при реализации «Безопасного города» необходимо соблюдать свод правил типичных для «цифровой гигиены». Безусловно, все данные должны храниться на территории. Максимальное количество необходимых систем должны быть отечественного производства. Для промышленности России «Безопасный город» должен дать огромный объем заказов, которые можно назвать по-настоящему импортозамещающими.
Большой фронт работы получат НИИ и предприятия в самых различных производственных отраслях – от микроэлектроники, радиоэлектроники, приборостроения до телекоммуникаций, аппаратного и прикладного программного обеспечения. Именно направление комплексных систем безопасности гражданского назначения может стать драйвером в решении конверсионных задач.
Василий Шпак, директор департамента радиоэлектронной промышленности, Минпромторг России:
«Промышленное производство России – как и обычные предприятия, так и предприятия ВПК – могут полностью обеспечить спрос на специальное оборудование, который будет возникать по мере реализации «Безопасного города», без необходимости закупок у зарубежных производителей. На данный момент в России уже существует большое количество производств, обладающих нужными технологиями и наработками для производства высокотехнологичных оконечных устройств, оборудования для обработки, передачи и хранения информации».
Сергей Сахненко, индустриальный директор госкорпорации «Ростех»:
«Статус «Безопасного города» необходимо поднять до уровня Национального проекта» .
Не станет ли «Безопасный город» «Большим Братом»?
«Страшилки» из Китая, например, о системе тотального цифрового контроля в Уйгурской автономной области, заставляют отечественных наблюдателей с опаской говорить о грядущем проекте. Понятно, что, когда появляется возможность тотального контроля, возникает и угроза его возникновения. Но, в том числе для того, чтобы не допустить такую ситуацию и предлагается создать закон о «Безопасном городе». Кроме того, следует понимать, что проект «заточен» вовсе не под контроль.
Оксана Якимюк, заместитель председателя Совета главных конструкторов, генеральный конструктор АПК «Безопасный город»:
«Мы намерены создавать комфортную безопасную среду для людей. Систему, которая основана на культуре безопасности, которой у нас пока нет. Безопасно не в том дворе, где установлены камеры распознавания лиц, а там, где светло. Человек должен получать необходимый набор базовых благ, среди которых, безопасность – это главное благо. Системы, которые мы создаем не ориентированы на силовиков. Тем более, что практика их использования будет регламентирована новым законом о «Безопасном городе».
Существуют ли аналоги «Безопасного города» в мире?
За последние 10 лет в мире произошло более 9 тысяч крупных чрезвычайных происшествий, которые привели к гибели более 1 миллиона человек, пострадавшими – более 4 с половиной миллионов, разрушения и ущерб, который часто оказывается невосполнимым.
Пандемия COVID-19 заставила мир по-новому посмотреть на национальные системы обеспечения комплексной безопасности. Большинство стран мира начинают осознавать важность развития системы общенационального реагирования. Системы, подобные «Безопасному городу», могут стать основой реагирования на кризисные ситуации на национальном уровне.
Во многих странах говорят, что «Безопасный город» реализован. Действительно, он реализован везде, но крайне фрагментарно. В Великобритании развиваются системы видеонаблюдения, в Китае – системы распознавания лиц, в Сингапуре – системы управления ЖКХ и системы заграждения от цунами.
Сейчас у политических и научных элит государств формируется понимание необходимости более комплексного и централизованного решения, которое бы охватывало все типы угроз и интегрировало все государственные ведомства в сфере обеспечения безопасности в единый реагирующий кулак.
Российское решение «Безопасного города» уникально тем, что оно предназначено для обеспечения комплексной безопасности. Это проистекает из географических и климатических условий, страновой специфики России и широкого набора природных угроз (от землетрясений и цунами на Дальнем Востоке до пожаров в Центральной России). Существенная деталь: российский «Безопасный город» реализуется на базе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В этом протоколе уже предусмотрено эффективное взаимодействие между органами управления, силами и средствами всех уровней. Таким образом, российские методологии и системы реагирования могут быть адаптированы под большинство стран. А вот, наоборот, вряд ли.
Уже сейчас эксперты полагают, что «Безопасный город» может и должен стать инструментом так называемой мягкой силы как система общенационального обеспечения безопасности, а также стать одним ключевых российских продуктов, экспортируемых за рубеж. Если проект удастся реализовать в полном объеме, у России появится возможность выступать в мире в качестве высокотехнологичной державы. Которая помогает другим странам не только в предотвращении кризисных ситуаций, но в и их предупреждении.
При подготовке статьи использованы материалы научной дискуссии по вопросам перспектив построения и развития АПК «Безопасный город» целям и задачам НИОКР МЧС России по «Безопасному городу» и результатам исследования международного опыта обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности, которая состоялась на площадке Академии Государственной Противопожарной Службы МЧС России.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".