24 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Репетиция будущего
Главное

Репетиция будущего

Визит Владимира Путина в «Яндекс» наглядно показал, что ждет страну в случае его нового президентского срока: зачистка всего подозрительного, запреты, имитация развития, эвакуация.

Посещение «Яндекса» Владимиром Путиным – самое удачное предвыборное мероприятие, его трудно будет переплюнуть – именно в смысле наглядности. Потому что за эти несколько часов страна действительно увидела все, что ее ждет на новом путинском сроке: эвакуация всех автомобилей, недопуск нескольких подозрительных профессионалов, запрещение сотрудникам вставать с мест даже в сортир, сугубо имитационная беседа с начальством, задушевный разговор с роботом Алисой, самоуправляемая машина, звонок о бомбе, опять эвакуация.

То есть вот по этому сценарию все и пойдет.

Владимиру Путину не надо было приезжать в «Яндекс» даже по случаю двадцатилетия этой прекрасной компании. Он интернетом не пользуется, а если интересуется, то лишь с точки зрения национальной безопасности, для которой надо этот интернет контролировать, вылавливая в нем экстремистов и разжигателей. Но «Яндекс» в некотором смысле похож на Владимира Путина: с одной стороны, он поисковик номер один в России, и Владимир Путин тоже номер один и в какой-то степени поисковик. Правда, он скорее силовик, но ведь все силовики в каком-то смысле поисковики: надо сначала отыскать, а потом уж применять силу. А во‑вторых, Владимир Путин знает всё. Может быть, «Гугл» знает больше, но «Гугл» основан одним из наших, сбежавших туда, так что суть у него гниловатая. А вот «Яндекс», напротив, управляется одним из «ихних», приехавших сюда, – Грегори Абовски, гарвардским выпускником. Так что самоотождествление президента с «Яндексом» правильное. Особенно в том, что «Яндекс» сам себя назвал номером один и стать никем другим уже не сможет при всем желании, даже если ему вдруг надоест.

Разговор с начальством «Яндекса» получился довольно бессодержательным и свелся к освоению Дальнего Востока. Бывает чувство, что российские окраины у Владимира Путина прямо-таки болят – он всерьез опасается их отпадения. Но, с другой стороны, о чем ему еще говорить с айтишниками? Да и со всеми остальными? Вот вы, если честно, найдете, о чем спросить Владимира Путина? Или даже попросить у него? Вы же знаете, что, идя на выборы в функции отца народов, он может подарить вам только собачку на день рожденья или елочку на Новый год. Вы скажете: но ведь это ужасно, когда с главой государства не о чем говорить, когда он вообще ничего не может изменить, а кроме него, вообще никто ничего не может? Отвечаю: не ужасно. Это смешно.

Получилось очень смешное мероприятие, немедленно ставшее темой шуток и демотиваторов. Но ведь это и хорошо, думается мне. Когда смешно – все-таки не так страшно. Правда, последние годы путинского правления успели нас убедить, что смешной абсурд не перестает быть смертельным, одних людей убивают, другим ломают жизнь, а третьих развращают, и все это происходит всерьез, потому что живем мы все, кажется, только единожды. Но все-таки пародийный авторитаризм, абсурдная диктатура и смешная пропаганда – это лучше, чем тошнотворно серьезное лицемерие. Путин очень откровенен, в этом его главный плюс. На властной вертикали он вертел любые представления о приличиях, эстетические претензии, здравый смысл и всех его носителей. Вы все равно выберете его, потому что больше некого, и будете пользоваться «Яндексом», потому что больше будет нечем. И это смешно, да, но непреодолимо.

Главное же состоит в том, что сразу после отъезда Владимира Путина в «Яндекс» поступило сообщение о том, что там бомба. Из «Яндекса» всех поспешно эвакуировали – называют цифру в районе трех тысяч человек. Так что те, кого не пустили на работу по причине политической ненадежности, может, оказались в привилегированном положении. Согласитесь, час не мочиться, потом еще час изображать восторг, а после этого эвакуироваться под предлогом бомбы – испытание не для слабонервных. И вот о чем я думаю: правление Владимира Путина началось с целого набора экстремальных ситуаций – в диапазоне от взрывов в Буйнакске, Москве и Волгодонске до катастрофы «Курска». И после его окончания, уверен, жизнь наша не станет более мирной. Об утрате монополии на насилие сегодня не говорит только ленивый, и только Путин, кажется, еще уверен в своей способности загнать этого джинна обратно в подполье. А после его ухода – столь же неизбежного, как уход из «Яндекса» после официального визита, – оптимальным будущим для россиян вполне может стать эвакуация. Потому что эмиграция уже была и продолжается полным ходом, а после Путина все отсроченные бомбы начнут рваться одна за другой, и те, кого сегодня не пускают в Россию, покажутся счастливцами.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".