Российские онлайн-магазины догнали зарубежные по темпам роста
Делать покупки, не выходя из дома, превращается в привычку. С каждым годом клиентов виртуальных магазинов становится больше. Главным трендом этого года стало то, что темпы роста зарубежных и российских площадок наконец сравнялись. И это заставляет верить в успешное будущее электронной коммерции в России.
Кроссбордер, как называют зарубежные покупки, доставляемые посылками по почте, в последние годы рос опережающими темпами. Это вызывало некоторое недовольство у российских ритейлеров. Однако в этом году поводов для зависти не осталось: специалисты отметили возможный конец этой эпохи.
Растут как на дрожжах
Больше 60% кроссбордера приходится на доставку «Почтой России». По ее данным, за первые девять месяцев было обработано 258,9 млн международных почтовых отправлений с товарными вложениями. Это на 25% больше, чем было за аналогичный период 2017 года (208 млн). Согласно прогнозу, к концу года при сохранении темпов будет обработано более 354 млн отправлений.
Аналогичную динамику за первые девять месяцев зафиксировали аналитики Data Insight у российских интернет-магазинов. По их данным, количество заказов у топ 500 онлайн-ритейлеров в России также увеличилось на 25%. Таким образом они догнали по темпам роста зарубежных конкурентов. Почти две трети прироста дают два крупных игрока – магазины Wildberries и Ozon.
Директор по развитию бизнеса «Курьер сервис экспресс» Владимир Виноградов также отметил увеличение роста продаж российскими интернет-магазинами. «На целых 30% год к году в третьем квартале, – сказал он. – Это очевидно подтверждает тенденцию укрупнения игроков, развитие основных торговых площадок и возможность создания конкурентного предложения в подобном формате».
Параллельно эксперты наблюдают снижение среднего чека российских онлайн-магазинов. Драйверами стали увеличившаяся частота покупок, рост доли дешевых товарных категорий, снижение стоимости доставки и повышение доступности пунктов выдачи заказов и постаматов.
Кроме того, российский e commerce за два года фактически удвоил экспорт своей продукции. По прогнозам Data Insight, к концу года его объем достигнет $746 млн, тогда как в 2016 году он составлял всего $430 млн. Заметен рост и в натуральном выражении. Если в 2017 году насчитывалось 8,5 млн отправленных товаров, то к концу текущего года эта цифра вырастет до 11 млн. В топ 5 стран входят Белоруссия, Украина, Казахстан, США и Германия.
Крупная рыба в мелком пруду
Наблюдая такую динамику, эксперты пророчат хорошее развитие электронной коммерции в России в будущем. Этот год был весьма богат на ключевые сделки. Так, весной Сбербанк и «Яндекс» закрыли сделку с «Яндекс.Маркетом», из которого планируют сделать российский аналог американской площадки Amazon. Alibaba Group, «Мегафон», Mail.Ru Group и РФПИ, в свою очередь, заявили о создании совместного предприятия AliExpress Russia. Не отстает и крупный российский онлайн-ритейлер Ozon, который на прошлой неделе объявил о намерении привлечь $200 млн инвестиций.
Именно электронная коммерция в ближайшие пять лет создаст наибольший объем добавленной стоимости в цифровой экономике, уверены эксперты. «Особенно это актуально для России, где проникновение товарного e commerce в разы уступает мировым аналогам, – заявил генеральный директор Mail.Ru Group Борис Добродеев на конференции FuturEcommerce. – Например, в шесть раз Россия уступает Китаю по этому показателю. В доставке еды – в десятки раз другим странам. Так, по заказам еды на душу населения мы отстаем в два раза от Бразилии, в 12 – от Турции и в 31 раз – от Китая. При этом мы видим, что перечисленные отрасли начинают ускорять темпы роста. И у меня есть уверенность, что мы с вами находимся на заре взрывного роста данных индустрий и создания многомиллиардных компаний».
По его мнению, будущее – за крупными игроками, или экосистемами, как он их называет. То есть площадками, которые объединяют множество продавцов и создают удобную инфраструктуру как для них, так и для их клиентов. «Я считаю, что моноигрокам и моносервисам будет тяжело выживать, – сказал Добродеев. – Все сервисы будут так или иначе стремиться к той или иной экосистеме. Сейчас в России формируются две-три экосистемы. Они и будут задавать тон этой игре».
Кроме того, не останется игроков, которые бы занимались чем-то одним. В этом смысле и кроссбордер, и внутренний e commerce станут лишь векторами развития в рамках одной компании. И последний тренд – это омниканальность, постепенное сближение онлайн- и офлайн-ритейла. «Уже достаточно существенные шаги в этом направлении делает Amazon», – отметил Добродеев, имея в виду открытый в Сиэтле в этом году магазин Amazon Go без кассовых аппаратов и продавцов. «Я думаю, что Россию этот тренд не обойдет стороной. Это то, что очевидно будет во всем мире», – добавил он.
Генеральный директор «Яндекс.Маркет» Максим Гришаков с этим абсолютно согласен. В будущем рынок поделят несколько экосистем, и это будет на пользу всем его участникам. «Когда соревнуется очень много мелких компаний, у которых нет возможности инвестировать в качество, инвестировать в инфраструктуру, инвестировать в людей, то покупатель страдает, – считает он. – Поэтому очень круто, что у нас есть большие компании, что появляются такие объединения, которые могут реально инвестировать в качество. Это значит, что онлайн-торговля будет развиваться еще больше».
Мелкий бизнес, по его словам, будет искать свои ниши, делать эксклюзивные предложения или же работать через крупные площадки. При этом Гришаков уверен, что монополиста на российском рынке электронной коммерции не будет. И наличие крупных конкурентов будет идти только на пользу как e commerce, так и покупателям. Впрочем, генеральный директор группы компаний Ozon Александр Шульгин позволил себе не согласиться с такой концепцией будущего. Он заметил, что пока электронная коммерция в России развита недостаточно высоко, а на рынке работает ни много ни мало около 100 тысяч игроков. «Это очень высокая степень фрагментации, – сказал он. – Чтобы рынок рос гораздо быстрее, необходимо, чтобы игроки занимались инфраструктурой. В любом случае это будет время инфраструктурных игроков и повышения степени консолидации».
Но, по мнению Гришакова, эти 100 тысяч интернет-магазинов зачастую занимаются не своим делом. Основная их задача – это либо производить товар, либо получать доступ к нему по хорошей цене. «Не нужно мелким магазинам строить доставку, обрабатывать платежи, – заявил он. – Они не умеют это делать. Они будут либо дорого это делать, либо некачественно. А если будет дорого и некачественно, то в целом электронная коммерция в глазах наших соотечественников будет падать, а не расти. Поэтому они должны заниматься своим делом – получать доступ к разным товарам по хорошей цене, а площадки сделают все остальное. Возьмут на себя платежи, логистику, доставку, лояльность, возвраты. И тогда все встанет на свои места».
Доставка больше, чем жизнь
Пока доставка является основным сдерживающим e commerce фактором, считает Гришаков. «Если не говорить про Третье кольцо в Москве, то в целом доставка хромает везде, – рассказал он. – Причем я не говорю о быстрой доставке в тот же день. Я говорю о том, что вообще компания может не появиться в назначенный день. А это плохо, люди не хотят ждать долго, им проще прийти в магазин».
По его словам, целесообразно предлагать покупателю самому выбирать способ доставки: курьер, пункты доставки, постаматы. «Мы видим, что доля автоматизированных пунктов выдачи сильно растет, что это очень удобно», – отметил Гришаков.
«Я поначалу скептически относился к почтаматам, – признался Шульгин. – Но мы тоже видим потрясающий рост, повышение эффективности». По его мнению, есть только два фактора, которые обеспечивают рост. Это развитие технологий, поскольку электронная коммерция очень сильно зависит от качества технологических решений, и инфраструктура, которая тоже в общем-то нуждается в технологиях, но логистических.
«Для нас важны технологии, которые использует и развивает e commerce: анализ больших данных, умная логистика, оптимизация и автоматизация работы существующих офлайн-бизнесов, робототехника, – согласен Добродеев. – Мы считаем, что современный e commerce лишь в малой степени раскрыл свой технологический потенциал, в будущем этот ландшафт будет существенно меняться. При этом создание данных технологий в отрыве от сервиса и контакта с конечным пользователем невозможно. Я считаю, что e commerce даст и уже дает мощнейший толчок развитию технологий. Благодаря e commerce мы видим взлет умных роботизированных складов, дронов, доставляющих посылки, и целую плеяду стартапов, которые снижают барьеры для входа как для потребителей, так и для бизнесов».
Офлайн-сотрудничество
Несмотря на появление офлайн-магазина Amazon Go, игроки электронной коммерции смотрят на возможность взаимодействия с офлайн-ритейлерами скептически. «Я думаю, что офлайн-сети смотрят на онлайн-коммерцию немного свысока: такие маленькие ребята там бегают и непонятно чем занимаются, – признался Шульгин. – Но придет момент, когда будет уже поздно. Партнерства с офлайн-сетями, наверно, возможны, но что они могут добавить игрокам электронной коммерции, не до конца очевидно. Потому что это разный бизнес».
Гришаков, в свою очередь, заметил, что концепция офлайн-ритейла не менялась на протяжении 70 лет. «Были созданы магазины у дома, куда человек мог спуститься и за три минуты купить небольшой ассортимент того, что нужно, – рассказал он. – Есть концепция гипермаркета, куда надо поехать в выходные, закупить много всего, но подешевле. И есть просто супермаркеты, где ассортимент почти как в гипермаркете, но чуть подороже, потому что вроде как ближе к дому. То, что есть сейчас, – это то, что зародилось в Северной Америке еще в 50 х годах».
Однако в ближайшее десятилетие его ждут серьезные изменения, считает Добродеев. В текущем виде офлайн-ритейлер не сохранится, нас ждет только «умный ритейл». «Основной вопрос – кто и как к нему придет, – сказал он. – На самом деле мы видим разные перекосы. Есть те же Штаты, где при всем росте Amazon офлайн-игроки пытаются сопротивляться, начинают покупать какие-то стартапы, и, более того, появляется целый пласт стартапов, которые специализируются на автоматизации, цифровизации этих старых офлайн-игроков».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".