25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Всемирная ярмарка фильмов
Экономика

Всемирная ярмарка фильмов

17 мая в Канне стартовал 70-й Каннский кинофестиваль. Для публики он ассоциируется прежде всего со звездами на знаменитой красной ковровой дорожке, ведущей к Большому театру Люмьер, гламурными вечеринками на яхтах и ежедневными показами фильмов. Однако этим Канн не ограничиваются. Для бизнеса фестиваль – одно из главных событий года, во время которого заключаются многомиллионные сделки и формируется будущее лицо индустрии. Вот и нынешний фестиваль обещает быть инновационным – впервые в нем примут участие интернет-площадки для проката фильмов Amazon и Netflix, которые уже сейчас меняют ландшафт кинобизнеса.

Французский киномарш

Более 45 отечественных производственных и прокатных кинокомпаний будут представлены в российском павильоне на Каннском фестивале. «Мосфильм», «Базелевс», «Централ Партнершип», Art Picture Studio, «Амедиа Продакшн» – вот лишь краткий перечень только самых крупных российских кинокомпаний, которые в этом году будут бороться за интерес широкой публики и международных дистрибьюторских фирм. Солидное присутствие отечественной киноиндустрии в Канне легко объяснимо, если посмотреть на общие объемы сделок на фестивале – они, по приблизительным оценкам, достигают $800 млн  – $1 млрд.

Де-юре каннский кинорынок Marche du Film – событие, отдельное от Каннского фестиваля. Он был создан только через 13 лет после первого кинофестиваля, имеет собственное правление и организацию. Но на деле эти два события неотделимы друг от друга. «Marche du Film – это чрезвычайно важная история для организаторов Каннского фестиваля», – объяснил «Профилю» Роуг Сазерленд, соруководитель американской дистрибьюторской компании CAA. Именно каннский кинорынок позволяет фестивалю сохранять независимость. «Половину официального бюджета Канн получает от французского министерства культуры. Но организаторы фестиваля всегда опасались ненадежности государственного финансирования, которое может в любой момент прекратиться. Кинорынок позволяет им получить необходимую уверенность в будущем и некоторую независимость в принятии решений», – говорит эксперт.

Каннский кинорынок – один из крупнейших в мире. Согласно оценкам Hollywood Reporter, ежегодно в нем участвуют более 5000 прокатных и производственных кинокомпаний из 130 стран мира. Он служит примером организации бизнеса для других стран. Так, руководитель кинорынка Жером Пайар принимал участие в создании в Буэнос-Айресе Ventana Sur, крупнейшего кинорынка Латинской Америки.

На кинорынке продвигают не только фильмы, но и другую связанную с миром кино продукцию. Свои стенды есть у компаний, которые занимаются компьютерной графикой или производят аппаратуру для съемок. Отдельно продвигают целые города в качестве съемочных площадок для международных теле- и кинокомпаний. Этим занимаются не только европейские мэрии вроде Будапешта, Варшавы, Праги, но и арабские, индийские, китайские, латиноамериканские и многие другие города мира. Свою презентацию организует и Кинокомиссия Москвы, которая будет продвигать российскую столицу.

Российские компании долгое время активного участия в работе каннского кинорынка не принимали. В советские и первые постсоветские годы его значение недооценивалось. Лишь в последние годы появился совместный Российский павильон. До этого отдельные компании организовывали свои собственные стенды. Переломным оказался 2014 год. Тогда российские компании на фестивале заключили сделки на 1,5 млн евро. Особое внимание привлек победитель в номинации «лучший сценарий» «Левиафан» Андрея Звягинцева. Создатели фильма, по их словам, заработали дополнительные $10 млн (значительная сумма для российской киноиндустрии) благодаря мировому прокату, соглашения по которому заключались именно в Каннах. В 2015 году, по данным Роскино, объем сделок с российскими компаниями на Marche du Film вырос с 2014 года почти в 5 раз, до 8 млн евро.

Если в 2014 году Россию представляли 22 компании, то сейчас их число возросло вдвое. Российская киноиндустрия представляет миру как старые проекты, вроде фильмов «Батальонъ» и «Он – Дракон», так и новые. Среди них фильм студии «КИТ проект» «Легенда о Коловрате», историческая драма «Анна Каренина. История Вронского» режиссера Карена Шахназарова, драма «Собибор» компании All Media с Константином Хабенским и Кристофером Ламбертом в главных ролях. Свои стенды в Российском павильоне есть почти у всех крупных российских кинокомпаний.

Франция против Netflix

Нынешний год и для фестиваля, и для кинорынка станет особенным, поскольку впервые в обоих событиях примут участие крупнейшие поставщики онлайн-вещания – Amazon и Netflix. И их участие уже не обошлось без скандала.

В конкурсной программе фестиваля в этом году впервые будут участвовать два фильма производства стримингового сервиса Netflix: комедия «Истории семьи Майровиц» с Беном Стиллером и Адамом Сэндлером и фантастический фильм «Окча» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо. Против их включения в официальный список Канна резко выступила Федерация французских кинотеатров (FNCF). FNCF обратила внимание на то, что Netflix планировала выпустить оба фильма в широкий прокат на своих ресурсах уже в конце этого года, хотя, согласно французскому законодательству, такие сервисы, как Netflix, могут показывать у себя фильмы только спустя 36 месяцев после выхода их во французских кинотеатрах.

Отказ Netflix подчиняться французским правилам вызвал во Франции бурю негодования. Перед началом фестиваля американскую компанию успели раскритиковать многие крупные фигуры французского кинобизнеса. FNCF призвала Netflix официально подтвердить, что ее фильмы будут выпущены в соответствии с французскими законами. Президент Le Pacte Жан Лабади обвинил американскую компанию в уклонении от уплаты налогов, стремлении «убить кинотеатры» и сравнил ее с Uber, другой транснациональной корпорацией, чьи действия вызвали широкое недовольство во Франции из-за несоответствия местному законодательству.

Скандал заставил организаторов Каннского фестиваля объявить, что с 2018 года участвовать в конкурсных показах смогут лишь те картины, которые выходят в прокат во Франции. В своем заявлении организаторы отметили, что таким образом хотят поддержать традиционные способы показа фильмов в стране.

«Подобные спорные ситуации стоило ожидать, если не на Канне, то в самом ближайшем будущем на других престижных фестивалях», – считает Роуг Сазерленд. По его мнению, причина конфликта не столько в юридических нюансах, сколько в ужесточившейся конкуренции между старыми и новыми площадками для проката фильмов. «Amazon, Netflix и им подобные компании быстро растут. Они привлекают много молодежи и вытесняют традиционные виды проката фильмов. Однако, согласно законодательствам многих стран, они находятся в ущемленном положении по отношению к тем же кинотеатрам».

История с Netflix в Канне – лишь часть проблем, которые сейчас беспокоят мир кино. В этом году в пользу стримингового сервиса от крупных контрактов c Fox, Universal и STX Entertaiment отказались создатели «Ирландца», нового проекта Мартина Скорсезе, одного из самых ожидаемых голливудских фильмов следующего года. Причем STX Entertaiment даже успела приобрести права на прокат фильма за $50 млн, но контракт с ней был расторгнут спустя год после поступившего предложения Netflix. По мнению Сазерленда, это лишний раз подчеркивает, что сейчас ландшафт американского и европейского прокатного бизнеса быстро меняется.

Возможности онлайн-сервисов вроде Netflix и Amazon будут привлекать все больше внимания кинобизнеса. «Думаю, в ближайшее время стоит ожидать определенных подвижек в законодательстве той же Франции, хотя, безусловно, кинотеатры не сдадут свои позиции без боя».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".