23 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Трубы пока не горят: плюсы и минусы поставок СПГ в Калининградскую область
газ Калининградская область СПГ Энергетика

Трубы пока не горят: плюсы и минусы поставок СПГ в Калининградскую область

Калининградская область больше не находится в критической зависимости от поставок трубопроводного газа. Реальной альтернативой для региона стал СПГ. В начале января 2019‑го в присутствии президента Владимира Путина, что подчеркнуло политическую и экономическую значимость события для российского анклава, были введены в эксплуатацию терминал по приему СПГ и плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский».

Глава государства отметил, что успешная реализация этого проекта свела на нет риски, связанные с поставками голубого топлива в Янтарный край по территории других государств. Речь о Литве, радикальные политики которой шантажируют Москву призывами остановить транзит газа в Калининградскую область. В случае резкого обострения отношений между Россией и блоком НАТО ситуация может развиваться именно в таком ключе. Терминал по приему СПГ и запасы топлива в подземных хранилищах газа (ПХГ), построенных «Газпромом», позволят энергосистеме региона стабильно функционировать в условиях газовой блокады со стороны Литвы.

Маршал в штате «Газпрома»

Решением проблем газоснабжения Калининградской области российские власти плотно занимаются последние 10 лет. Строительство ПХГ в регионе началось в 2009 году. Через 6 лет была сдана в эксплуатацию первая очередь – 2 подземных резервуара, компрессорные станции и газопровод-отвод протяженностью 26 километров для подключения к газопроводу Минск–Вильнюс–Каунас–Калининград.

На втором этапе ПХГ соединили «трубой» с морским терминалом по приему газа. Строительство новых подземных резервуаров продолжается. К 2025 году, согласно планам «Газпрома», их должно быть 14, что позволит вывести калининградские ПХГ на проектную мощность: объем оперативного резерва топлива – 800 млн кубометров, производительность – до 12 млн кубометров в сутки.

Важнейшим участником проекта является танкер-газовоз «Маршал Василевский». В настоящее время это единственная плавучая регазификационная установка в России. Судно способно перевозить до 174 тысяч кубометров СПГ. По прибытии в порт назначения прямо на борту танкера проходит регазификация – топливо переводится из жидкого в газообразное состояние и скачивается на берег в ПХГ.

Цена имеет значение

Первую партию СПГ Калининградская область получила из Сингапура. Но в дальнейшем топливо может быть чисто российское. В 2018 году в Ленинградской области в бухте Портовая рядом с Выборгом началось строительство терминала по производству СПГ. Таким образом, «плечо» доставки станет существенно короче, что обеспечит снижение логистических издержек, значит, и стоимость газа для калининградских потребителей будет уже не столь высокой.

Этот вопрос имеет принципиальное значение для экономики и социальной сферы региона. Полный переход энергетики Калининградской области с трубопроводного газа на СПГ, по оценке экспертов, приведет к убыткам в размере до 27 млрд рублей. Путин потребовал, чтобы потери были компенсированы за счет госсубсидий. Получается, за энергобезопасность анклава заплатит федеральный бюджет – фактически все российские налогоплательщики, как предприниматели, так и граждане.

В связи с этим Москва объективно заинтересована в сохранении литовского маршрута поставок более дешевого трубопроводного газа. Соглашения на транзит действуют до 2025 года. На днях Lietuvos energijos tiekimas (LET) подписала с «Газпромом» контракт на текущий год. Тем самым стороны подтвердили готовность выполнять взаимные обязательства.

Напомним, Литва закупает в России чуть менее 1 млрд кубометров газа в год, что составляет примерно 60% от потребностей. Остальное покрывается за счет импорта норвежского СПГ, который поступает через терминал в порту Клайпеды. Более доступный по цене российский трубопроводный газ позволяет Литве отчасти компенсировать издержки от закупок СПГ, следовательно, несмотря на жесткую политическую риторику, в ее интересах не разрушать налаженные хозяйственные связи с Россией в сфере энергетики.

В продолжении сотрудничества Москвы и Вильнюса уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Терминал по приему СПГ в Калининградской области построили для подстраховки. Его будут использовать только в том случае, если Литва перекроет транзит газа, но это может произойти только в крайнем случае», – заявил он «Профилю». Пока до «крайности» ситуация не дойдет, голубое топливо продолжат транспортировать наземным маршрутом. Скорее всего, калининградский терминал будут использовать как базу для хранилища СПГ и для заправки сжиженным газом кораблей, предположил Правосудов.

Спрос рождает предложение

По итогам 2018 года потребление газа в Калининградской области выросло более чем на 100 млн кубометров и достигло 2,5 млрд кубометров. Этот уровень соответствует пропускной способности газопровода Минск–Вильнюс– Каунас–Калининград. Запуск новых теплоэлектростанций и продолжение газификации приведут к дальнейшему росту спроса на топливо в регионе. «В 2020 году можно ожидать потребление газа уже в объеме 2,9 млрд кубометров. Мощность нового приемного терминала – 2,7 млн тонн (3,7 млрд кубометров). Этого достаточно для покрытия как текущего, так и перспективного спроса на газ», – считает аналитик VYGON Consulting Иван Тимонин.

На начальных этапах «Газпром» планирует поставлять в Калининград СПГ, приобретаемый на внешнем рынке. В частности, снабжение может осуществляться за счет портфеля трейдингового подразделения компании: по действующим долгосрочным контрактам Gazprom Trade & Marketing получает 7,6 млн тонн СПГ в год, из них в 2019–2020 годах «свободными» остаются около 5 млн тонн. Но через год, когда будет сдан в эксплуатацию терминал по производству СПГ под Выборгом мощностью до 2 млн тонн, «Газпром» сможет использовать СПГ с собственных проектов.

Это только начало. Крупнотоннажный Балтийский СПГ мощностью 10 млн тонн может быть запущен в 2023–2024 годах, подчеркнул Тимонин. Впрочем, полная загрузка калининградского терминала вряд ли потребуется. В планах «Газпрома» – реконструкция действующего наземного газопровода с целью повышения пропускной способности до 3,2 млрд кубометров. Задача должна быть решена весной 2019 года. Это позволит Калининграду в ближайшие годы обходиться без СПГ.

«Получается, что первый отечественный регазификационный терминал может стать постоянным источником энергоснабжения региона только в долгосрочной перспективе. Пока же он будет выполнять роль гаранта на случай обострения политической обстановки или технических проблем с наземным транзитом топлива», – подытожил Тимонин.

Договорная игра

Технически вариант поставок газа в Калининградскую область через терминал СПГ надежен, равно как и снабжение по газопроводу – литовский транзит. Риски и в том, и в другом случае могут носить геополитический и техногенный характер. «Рынок СПГ – глобальный. Газ может быть доставлен из любого источника, причем будучи неоднократно перегружен с танкера на танкер», – напоминает доцент кафедры стратегического управления ТЭК Университета нефти и газа им. Губкина Сергей Еремин. По его словам, среди проектов рассматривался и вариант строительства морского газопровода в анклав. Однако «Газпром» сделал выбор в пользу СПГ, учитывая организационную и техническую конфигурацию «Северного потока-2». Кроме того, сыграла роль несопоставимость объемов поставок газа в Германию и спроса на топливо в Калининградской области.

Цены для населения на регазифицированный газ останутся регулируемыми. Поэтому вряд ли они сильно изменятся, чего нельзя сказать о промышленных потребителях, предупреждает эксперт. Правительство в конце ноября прошлого года приняло постановление № 1442, по которому стоимость газа для предприятий была выведена из-под госрегулирования. «Теоретически цены для юрлиц могут быть сколь угодно высокими, если, конечно, не будет принято решение их субсидировать», – пояснил Еремин.

Отказ от услуг страны-транзитера без потерь возможен, но только если плата за транзит станет запретительно высокой. Однако, как сообщила литовская сторона, в договоре с «Газпромом» прописано условие «транспортируй или плати» (ship-or-pay). То есть если газопровод в Калининград будет остановлен по инициативе России, то заявленные объемы все равно должны оплачиваться весь срок действия транзитного соглашения.

Газопровод Минск–Калининград способен транспортировать весь объем топлива, который потребляет российский анклав: до 2,5 миллиарда кубометров в год

Алексей Филиппов/ТАСС

Цена рискового актива

Из-за специфического географического местоположения Калининградскую область сложно считать привлекательной для инвесторов, причем как российских, так и иностранных. «Если газ радикально подорожает, то регион рискует утратить все свои преимущества», – не исключил заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков. Такой вариант развития событий нельзя исключать.

Полная замена трубопроводного газа на сжиженный, поставляемый танкерами, безусловно, повысит цену на топливо. Вопрос в том, каким будет рост. Сейчас цена природного газа для промышленных предприятий региона в 3–4 раза ниже, чем в соседних странах. Если после перехода на СПГ голубое топливо подорожает на 30–50%, то оно по-прежнему будет дешевле, чем у соседей, поделился своими расчетами Ицаков.

Другое дело, что любое подорожание энергоносителей неизбежно транслируется на конечного потребителя через повышение отпускных цен на товары и услуги. Это может иметь негативное влияние на деловую активность в Калининградской области и привести к снижению уровня жизни. Готовность государства компенсировать повышение цен на энергоносители за счет введения дополнительных льгот для региона фактически означает дотации частным инвесторам «Газпрома», а также всем компаниям в цепочке поставок газа от «материковой» России до анклава (операторы ГТС, порты, предприятия по сжижению газа, охранные и экспедиторские фирмы и т. д.). Кроме того, наверняка крупные предприятия, имеющие контакты в органах власти Калининградской области, попытаются «сыграть на чувствах» и запросят прямую господдержку, за которую придется заплатить всем российским налогоплательщикам, предупреждает Ицаков.

В свою очередь, сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров не видит в расширении льгот для калининградского бизнеса большой беды. «Учитывая, что в данном случае переход на СПГ позволит обеспечить энергобезопасность региона, эта мера даже в случае увеличения издержек бизнеса позволит больше сэкономить на политических рисках», – подчеркнул собеседник «Профиля».

В конце концов, понятие «эффективность экономики» включает в себя и функцию управления политическими рисками. Поэтому вполне логично работать над альтернативными вариантами поставок газа в Калининградскую область. Конечно, здесь необходимо продумать, из каких источников покрывать новые тарифы для малого и среднего бизнеса, ведь если «издержки» вырастут, то местные предприниматели могут эмигрировать в Белоруссию. Назаров признает, что правительству, возможно, придется предусмотреть новые льготные программы для малого и среднего бизнеса, чтобы не допустить массовый исход.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".