Ускользающая Швейцария
По итогам прошлого года Швейцария значительно нарастила экспорт в США. На фоне протекционистской политики Дональда Трампа у европейской страны могут возникнуть поводы для беспокойства. Однако медиа и эксперты полагают, что новая администрация предпочтет сосредоточиться на Китае, несмотря не некоторые сходства в ситуации двух стран: и Швейцария, и КНР намного больше экспортируют, чем импортируют, а также делают все, чтобы держать свои национальные валюты слабыми.
На рекордное увеличение швейцарского экспорта в США, где к власти пришел президент, пообещавший защищать экономику страны пересмотром торговых соглашений, обращает внимание The Wall Street Journal. Швейцария до сих пор избегала внимания американских властей и, скорее всего, избежит его и сейчас благодаря своим относительно небольшим размерам — торгового оборота и территории. Однако рост торгового профицита и многолетние усилия швейцарского ЦБ по ослаблению франка могут заставить многих задаться вопросом, почему США могут проводить жесткую политику в отношении КНР и Мексики в том, что касается торговли, а на другие страны не обращают внимания.
В 2016 году экспорт Швейцарии превысил импорт на $37,6 млрд. $17,2 млрд из них пришлась на экспорт в США, который вырос на 15% (до $31,5 млрд).
Швейцария выделяется не только своим торговым балансом, но и активными действиями на валютном рыке, цель которых — ослабить швейцарских франк, создав выгодные условия для собственных экспортеров. ЦБ страны годами настаивает на том, что франк переоценен.
В октябре Министерство финансов США внесло Швейцарию в «список для наблюдения», поскольку та стала удовлетворять двум требованиям: у страны активный торговый баланс (более $20 млрд), а ее правительство проводит валютные интервенции. В этом списке страна составила, в том числе, компанию КНР. Однако в ближайшем времени вряд ли Швейцария станет предметом особо пристального внимания новых властей США, поскольку уступает Китаю, основной цели нападок Трампа, почти в 100 раз в том, что касается торгового профицита.
Кроме того, едва ли стоит ждать от Трампа революции на европейском направлении — по крайней мере, пока.
«В ближайшее время, скорее всего, Трамп будет делать то, что перечислил в своем плане на первые 100 дней, и в этом документе Европа не значится вообще, за исключением единственной претензии на тему ее нежелания тратить на нужды NATO, — говорит старший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. — Как он будет выстраивать отношения с каждой страной по отдельности, предположить очень сложно. Но Европа, вероятнее всего, останется для США приоритетным партнером. Мы посмотрим на международную часть его обращения к нации в феврале, но традиционно тесное сотрудничество с европейскими странами должно сохраниться. К тому же, он не обещал никаких санкционных действий в отношении европейских стран».
С точки зрения финансово-экономических отношений его политика будет выстраиваться так, чтобы не угрожать сокращением рабочих мест для собственного электората. Это может стать фактором в отношениях с Европой, но никаких революций на этом направлении ждать не стоит, считает Журавлева. «Заключение соглашения о ТТП откладывается надолго, Трамп — явно не сторонник подобной формы отношений. Скорее всего, с Европой он будет стараться выстраивать двусторонние торговые отношения, с каждой страной в отдельности — по крайней мере, об этом сейчас говорит его торговый советник», — говорит Журавлева.
Впрочем, сейчас никто не сможет в детялях предположить, что будет делать Трамп, говорит эксперт. С этим связана и недавняя паника в Конгрессе, когда решили запретить президенту наносить превентивный ядерный удар. Очевидно, что его боятся, потому что не понимают, как далеко он может зайти. «Все ожидали, что, придя в Белый дом, Трамп покончит со своими предвыборными обещаниями, но он подписал указ о строительстве стены на границе с Мексикой, — заключает Журавлева. — Все это наводит на мысль, что он может быть серьезен в своих обещаниях. По крайней мере, какую-то часть он собирается исполнить или изобразить старание исполнить их, показав: "Если я чего-то и не сделал, то только потому, что мне не дали"».
Одним из наиболее громких предвыборных тезисов Трампа стало обещание признать КНР валютным манипулятором. Пока этого не произошло. В случае со Швейцарией ждать такого, по-видимому, не стоит.
Основу швейцарского экспорта составляет продукция химической и фармацевтической промышленности (45% по данным Trading Economics), техника и электроника (15%), часы (9%), высокоточные инструменты (7%), металлы (6%) и драгоценные камни (5%). Больше всего швейцарских товаров импортируют Германия, США и Франция.
Кстати, экспорт швейцарских часов в 2016 году упал на 9,9% (до $19,4 млрд). Хуже было только в 2009 г., на фоне глобального кризиса, напоминает «Интерфакс».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".