Делаем ставки: почему ЦБ не спасет россиян от роста цен
Цены в России продолжают расти. Инфляция уже превышает 6%, что гораздо выше целевых показателей, установленных ЦБ. На этом фоне повышение ключевой ставки в июле неизбежно. Проблема лишь в том, что наблюдаемый рост цен в РФ имеет немонетарный характер. Он вызван ослаблением рубля, а также удорожанием сырья и продовольствия на глобальном рынке. То есть замедлить его одним лишь ужесточением денежно-кредитной политики ЦБ не выйдет.
Широко шагая
Совет директоров Банка России на ближайшем заседании (оно состоится 23 июля) может рассмотреть повышение ключевой ставки в широком диапазоне: от 0,25 до 1 процентного пункта. Об этом в конце июня в интервью Bloomberg сообщила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Регулятор тщательно изучит новые данные и примет решение по размеру шага, с которым будет увеличиваться ставка, отметила Набиуллина. Банк России видит, что инфляция завышена, а инфляционные ожидания населения находятся на довольно высоком уровне, экономика страны при этом восстанавливается быстро. Напомним: на прошлом заседании, 11 июня, совет директоров ЦБ повысил ключевую ставку на 0,5 процентного пункта, до 5,5% годовых.
«Повышенное инфляционное давление в условиях завершающегося восстановления экономики может привести к более значительному и продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. Это формирует необходимость дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях», – сообщил тогда регулятор.
Двузначные ожидания
По последним данным Центробанка, инфляционные ожидания населения РФ с мая по июнь выросли на 0,6 процентного пункта и достигли 11,9%. Наблюдаемая россиянами инфляция при этом прибавила 0,1 процентного пункта и составила 14,9%. Инфляционные ожидания – предполагаемое и прогнозируемое повышение цен, отталкиваясь от которого, потребители и бизнес выстраивают свою денежную и ценовую политику. ЦБ замеряет инфляционные ожидания при поддержке социологической службы ФОМ.
Принудительная диета: россиянам придется тратить больше денег на еду
«Рост ожиданий населения означает их готовность покупать товары по имеющимся ценам. Чем выше цены в будущем, тем активней население покупает товары сегодня. Таким образом, потребительский спрос повышается, толкая цены вверх», – отмечает старший экономист дирекции инвестиционного бизнеса СКБ-банка Сергей Коныгин.
Примечательно, что рост инфляционных ожиданий и наблюдаемой инфляции происходил только в группе респондентов без сбережений. В июне они заметно чаще, чем в предыдущем месяце, говорили о подорожании стройматериалов и некоторых продовольственных товаров, пояснили в ЦБ.
«Инфляционные ожидания в июне выросли до многолетних максимумов. Наряду с возможным усилением оттока средств с депозитов (из-за изменения налогообложения вкладов) это создает проинфляционный навес», – комментирует аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.
Тормоза отказали
По подсчетам аналитиков Райффайзенбанка, инфляция по итогам третьей недели июня достигла 6,2% в годовом выражении. При сохранении текущих темпов июнь может закончиться с показателем в 6,4%, отмечают они. А это значительное превышение над целью ЦБ в 4%.
Лидерами по росту цен на продукты за одну только неделю с 16 по 21 июня, если верить данным Росстата, стали морковь (+10,8%), картофель (+6,8%) и капуста (+4,6%). «Инфляция в России не только намного выше цели ЦБ в 4%, но и демонстрирует тенденцию к росту. Это не оставляет выбора. Ставку придется повышать, интрига только в том, насколько», – рассуждает доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.
По его словам, российская инфляция носит немонетарную природу: это и рост цен на сырье и продовольствие на мировых рынках, особенно ускорившийся с весны 2020 года, и ослабление рубля (в начале 2020-го курс доллара был около 64 руб., что заметно меньше нынешних значений). «Соответственно, сложно притормозить инфляцию, только ужесточая денежно-кредитную политику (ДКП). Но и не делать этого тоже нельзя. Пока ЦБ избрал путь постепенного ужесточения ДКП, надеясь, что стабилизация рубля и время приведут к постепенному торможению инфляции», – считает эксперт.
Весомый вклад в показатель индекса потребительских цен в 2021 году внесла продовольственная инфляция, соглашается Евгений Миронюк. «Помимо девальвации рубля свой вклад в рост «пищевой» инфляции вносит динамика цен на мировых рынках на целый ряд базовых продуктов питания. А причиной роста биржевых котировок стал как локальный дефицит продовольствия в отдельных регионах в результате пандемии, так и рекордные меры стимулирования рынка, которые увеличили спекулятивную составляющую», – говорит аналитик.
До верхней границы
Сигналы со стороны представителей ЦБ остаются «ястребиными», и это говорит о том, что в рамках рассматриваемого диапазона повышения ставки (от 25 до 100 базисных пунктов) выбор может быть сделан в пользу более высокого значения, допускает Евгений Миронюк.
Наиболее вероятным аналитик считает повышение ключевой ставки до 6%, что будет говорить о достижении верхней границы ранее обозначенного ЦБ диапазона «нейтральности» ДКП, а инфляция в России может опуститься ниже 5% к концу III или в IV квартале.
«Ускоренный рост цен характерен для большинства стран мира в текущем году. Сложность прогнозирования инфляции в России связана с ее зависимостью от волатильного курса рубля, геополитических факторов, нестабильностью потребительского спроса», – поясняет Миронюк.
Поднимаем ставки
«Мы ожидаем повышения ставки на 25 или 50 базисных пунктов на заседании 23 июля. На данный момент, по нашей оценке, инфляция опережает прогнозы регулятора на конец года на 1 процентный пункт, что является существенным аргументом в пользу более активного ужесточения денежно-кредитной политики. Вопрос выбора шага повышения будет зависеть от динамики цен в преддверии заседания. При ее замедлении мы ожидаем минимальный шаг роста ставки до 5,75%, при сохранении повышенных темпов – до 6%. При этом глава ЦБ не исключила, что вариант повышения ставки сразу на 100 базисных пунктов также будет обсуждаться», – комментирует Сергей Коныгин. Вслед за ужесточением ДКП произойдет рост кредитных и депозитных ставок, в среднем они вырастут на 1 процентный пункт, дополняет он.
В ближайшие два квартала, скорее всего, сохранится курс на медленное ужесточение ДКП, соответственно, вероятен рост ключевой ставки на 0,75–1 процентный пункт, примерно так же вырастут ставки по кредитам и депозитам, считает Сергей Хестанов. Причем ставки по займам сильно зависят не только от ключевой ставки, но и от норм регулирования ЦБ, которые тоже могут стать жестче по мере ужесточения ДКП. Если это случится, то рост процента по кредитам будет выше, прогнозирует он.
«Этот прогноз актуален только в отсутствие внешних шоков, например, сильных скачков цен на нефть, изменения условий сделки ОПЕК+ и изменения санкционного режима. Естественно, любой сильный шок заставит пересмотреть этот прогноз», – заключает Хестанов.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".