Новая цивилизация
Статья Юрия Мамлеева о цивилизации, 2009
Прежде всего надо ответить на вопрос, что лежит в основе понятия «цивилизация» и чем цивилизации отличаются друг от друга. Мы считаем, что этой основой является сам человек, а не, например, социальный уклад или экономический базис. Такой грубо материалистический, до нелепости, подход характерен только для нашей эпохи, особенно XIX и XX веков, и именно ее, и не более того, он характеризует. В этой схеме, как в ее «пролетарском», так и в буржуазном вариантах, человек фактически становится неким производным от социальных отношений и от своей чисто биологической, животной природы. В XX веке на Западе, как известно, некоторые «философы» докатились до того, что содержание человеческого бытия сводилось, по их мнению, к удовлетворению физиологических потребностей, и ничего более. К этому же сводился в их глазах весь смысл и цель мировой истории. Сказано, по крайней мере, искренне…
Между тем тот или иной вид цивилизации определяется сущностью человека в целом, включая, прежде всего, его духовную сторону, тем более что именно она определяет отношение к самым болевым точкам человеческого существования, например, к смерти и бессмертию, к месту человека и человечества в мироздании и т. д.
Прошу также извинения, что мне пришлось указать на примитивный, материалистический подход к человеку, но он весьма характерен для XIX и XX веков, ибо «обезьяний проект» в человеке оказался выгоден как идеологии марксистского тоталитаризма, так и не менее тоталитарной, замаскированной и соперничающей с первой идеологией цивилизации «голого чистогана», переживающей сейчас серьезный и, вероятно, предфинальный кризис.
Рассмотрим ситуацию человека в «предантичный» период, в то далекое время, о котором только теперь уже можно сказать нечто определенное. Граница между ним и так называемым собственно античным периодом, который более или менее нормально изучен, видимо, – Троянская война. Греки считали эпоху после конца Троянской войны эпохой конца мира, ибо именно с этого времени прекратились вполне конкретные вмешательства богов в человеческую жизнь. Иными словами, боги перестали посещать землю [1]. От этой эпохи остались даже изображения людей, пирующих вместе с богами.
Наконец, как отмечал Рене Генон, имеются доказательства о присутствии единобожия в этот период (наряду с многобожием, разумеется). Каков же в такой ситуации мог быть человек? Совершенно очевидно, что его позиция по отношению к смерти, к послесмертному существованию и т. д. отличалась от виденья человека христианской эпохи. Но тем более они отличались от представлений современного человека, по крайней мере, того, который определен по существу насильственно навязанным давлением «обезьяньего проекта». Это отличие настолько разительно, что, например, простое общение между человеком той эпохи и современным вряд ли было бы возможным, если можно себе представить саму возможность такого общения.
Человек исторического античного периода более или менее доступен для изучения и, скорее всего, представлял некоторый сниженный вариант предыдущего человека (мы не говорим сейчас о философах, адептах древних наук и т. д., а о более или менее типичном человеке той эры), когда непосредственное общение с богами прекратилось, а осталось только косвенное (через оракулов, мистерии и т. д.). Кроме того, представление о единобожии ушло. К тому же надо сказать, что такого рода контакт с богами ставил человека в несколько униженное положение, ибо в горизонтальном измерении могущество богов несравнимо с человеческим. Но, конечно, и такая позиция человека несравнимо лучше ситуации человека эпохи материализма, атеизма или безразличного отношения к вопросам духа, что характерно для современности. Что толку летать на самолетах, забивать голову бессмысленной и ненужной информацией, если ты – всего лишь рациональный червь.
Спасительность христианской цивилизации, пришедшей на смену античной, определялась приходом Богочеловека Христа на землю, Богочеловека, который изначально, до своего появления на земле, был не только Богом, но одновременно и человеком, ибо во Христе и Бог, и общечеловеческая вечная душа присутствовали изначально и присутствуют во веки веков. Тем самым была восстановлена истина о человеке как об образе и подобии Божьем, могущим по благодати получить то, что Христос имеет по природе своей. Таким образом, по замыслу Божьему человек действительно является центром творения и по вертикали (т. е. по общению с Богом) превосходит все иные существа, включая богов и т. д.
Отметим, что мы касаемся сейчас судьбы европейской и околоевропейской цивилизации и оставляем в стороне рассмотрение таких огромных и великих цивилизаций, как мусульманская, индийская, китайская. Это завело бы нас далеко в сторону.
И, наконец, дальнейшая задача – осознать не просто основы современной цивилизации (они и так ясны), но понять, почему она обречена (этот процесс уже начался) и какая цивилизация придет ей на смену. И главное – понять великие шансы нашей России в будущей эре, России, которая, как и, например, Индия, Китай, исламский мир, образует собственную уникальную цивилизацию, отличную и от Запада, и от Востока.
Отход от христианского мировоззрения и веры совершался постепенно (кстати, он был предсказан). И на то был целый комплекс причин, из которых главные: снижение интенсивности религиозного сознания по мере удаления во времени от первоисточника и переключение человеческого внимания и воли на телесный мир и на его соблазнительные возможности. К тому же движение мировой человеческой истории сопровождается определенными космогоническими изменениями, так как человек является прежде всего духовным существом, связанным с духовным космосом.
Наконец, переключение человеческого внимания на физический мир сопровождалось определенной материализацией его, затрудняющей доступ к параллельным сферам бытия. Большую роль сыграло и негативное влияние так называемого научного (материалистического по существу) мировоззрения, которое как раз ни в коей мере «научным» нельзя назвать, ибо оно основано на одностороннем обобщении отдельных фактов при полном игнорировании самого факта существования сознания, духовной реальности вообще, как будто ее не существует, в то время как именно она определяет бытие этого мира.
Подробное описание нелепости материалистического мировоззрения (как то, например, пресловутое «происхождение» человека от обезьяны, не менее пресловутая «идея» о том, что деятельность мозга «производит» сознание и интеллект, в то время как мозг является всего-навсего инструментом, благодаря которому ненавистная материализму душа выражает себя в физическом мире) не входит в нашу задачу. Но все-таки для ясности следует отметить, что «нестыковка» и столкновение между древними науками и так называемой естественной наукой состоит в том, что естественные науки, появившиеся в период большей «материализации», сосредоточены исключительно на изучении физического мира, в то время как древние науки (от йоги до так называемых священных наук) изучали всю реальность в целом, включая как параллельные миры, так и чисто высшие, духовные сферы и ту природу человека, которая связана с этими мирами. Поэтому если, например, Земля как планета в чисто физическом мире как будто и не занимает центрального места, то на уровне ее положения в мироздании в целом она занимает именно такое место… Если звезды, к примеру, являются физическими объектами, то не значит, что они не связаны с определенными духовными силами, скажем, с богами. Человек тоже имеет физическое тело, но обладает также и главным: сознанием и интеллектом, которые никак не обнаруживаются, так как относятся к духовной, идеальной сфере, непосредственно божественной.
Довольно печально, что обо всем этом приходится писать, но это необходимо, потому что так называемое научное мировоззрение, являющееся, по существу, прямым обманом, фальсификацией (поскольку оно претендует на объяснение всей реальности в целом), слишком глубоко в сознании, скорее даже – в подсознании современного человека. И всё же главное, что характеризует в конце XX века материалистическую эру, – это направление человеческой воли на наживу, патологическое стремление к богатству в ущерб всему остальному, в том числе морали. Как только было изобретено огнестрельное оружие, т. е. когда появилась возможность безнаказанно убивать людей, целые народы, не обладающие таким оружием, началась эра всемирной колонизации этих народов и рас ради ограбления и заселения целых континентов, что сопровождалось уничтожением миллионов людей, по некоторым подсчетам, более сотни миллионов, и обращение миллионов людей в рабство. Отсюда зародился откровенный биологический расизм, который в XX веке дал всходы в виде нацизма и фашизма.
С другой стороны, поскольку при таком развитии политическая власть на Западе перешла в руки буржуазии, всё это вылилось во второй половине XX века в откровенный культ «презренного металла», и таким образом окончательно оформилась цивилизация голого чистогана. Идея социализма, особенно в ее марксистском выражении, была естественной контрреакцией на господство буржуазии в XIX веке, но она так же, как и буржуазное мировоззрение, носила грубо материалистический характер и по своей сути не могла выйти за рамки всей этой постхристианской цивилизации.
Разумеется, эта цивилизация не могла мировоззренчески подчинить себе всех людей, и островки «иного» всегда оставались, но идеология голого чистогана, расизм, фашизм и тоталитарный марксизм оказались господствующими в XX веке, представляя собой фактически три стороны одной и той же реальности, называемой современным миром.
Надо, однако, отметить, что это триумфальное шествие духовной и нравственной инволюции вовсе не было таким уж абсолютным. В любой негативной ситуации неизбежно сохраняется некий, иногда неожиданный, позитив. К тому же такое черное шествие отнюдь не отменяло божественного происхождения человека, разума и сознания как такового. При любых обстоятельствах бытие как дар Божий есть неопровержимое благо. К тому же религиозная вера отступала, но во многих аспектах сохраняла свои позиции.
Европейская культура в XVIII–XIX веках хотя уже носила совершенно светский характер, тем не менее прославилась своими достижениями. Франция как центр европейской культуры дала миру изумительные образцы и в литературе, и в искусстве. Прогресс в науке дал наивные, почти детские надежды на благополучие в XX веке. Род людской лихорадило от надежд к отчаянию… Но «тень Люциферова крыла» (Александр Блок) становилась всё явственней с восходом XX века. С его поступью окончательно проявились черты современной цивилизации. Она фактически держалась на нескольких китах, а именно: 1) вера в эволюционное развитие мира и связанная с теорией эволюции вера в прогресс (в плане человеческой истории); 2) вера в то, что достижения естественных наук принесут только благо; 3) материалистическое мировоззрение в целом, объявленное, естественно, «научным»; 4) культ голого чистогана, в конечном итоге – деньги как абсолютный источник власти (конечно, замаскированный); 5) массовое распространение атеизма или просто безразличия к вопросам духа, духовной жизни; 6) настойчивое продвижение гипотезы о происхождении человека от обезьяны как научно доказанного факта, вплоть до фальсификации в этом отношении.
«Обезьяний проект» был выгоден создателям современной цивилизации еще и потому, что даже на подсознательном уровне человек стал рассматривать себя как чисто биологическое существо, фактически отрезанное от всякого намека на свое духовное высшее происхождение, на бессмертие своей души, само существование которой произвольно отрицалось. Такое понимание человека полностью соответствовало духу цивилизации голого чистогана и позволяло легко манипулировать человеческим сознанием, низводя его до уровня социального объекта, практически до уровня «вещи». Человек-вещь – это конечный результат этой цивилизации.
Отметим, что наряду с этой товарной идеологией в XX веке проявились еще две: тоталитарно-марксистская и фашистская, по существу, выросшая из расистского прошлого времен колониальных войн. Хотя все эти три идеологии соперничали друг с другом, выросли они из одного и того же корня, имя которому материализм и биологизм. Фактически это были всего лишь разные стороны одной и той же крайне примитивной в духовном и нравственном отношении цивилизации. Преимущество получил голый чистоган.
К концу XX и началу XXI века «развитие» этой цивилизации пошло такими ускоренными темпами, что она, эта цивилизация, деградировала до уровня карикатуры на самоё себя. Резкое падение нормальной культуры, повсеместное торжество бессмысленной до идиотизма массовой культуры, политизация культуры, религии, одновременно еще большее распространение атеизма и параллельные очаги «псевдорелигиозности», откровенное нравственное вырождение – таков результат. Всё это сопровождается циничными войнами, угрозой самоистребления человечества, зловещим нарушением равновесия в природе. И, наконец, так называемый финансовый (а практически – глобальный) кризис. Центр этого провала – Соединенные Штаты Америки.
Всё это неизбежно приводит к осознанию того, что эта цивилизация обречена, и ее должна сменить совершенно новая. Прежде всего она обречена потому, что рушатся те «киты», на которых она держится, подрываются самим ходом истории… Но сначала о самой фундаментальной причине. Она проста. Человек, которого создала современная цивилизация, до смешного противоположен замыслу Божьему о человеке как об образе и подобии Божьем, то есть как о духовном существе, обладающем правом на личное бессмертие. Это настолько очевидно, что так же смешно доказывать это. Вне сомнения, речь идет о людях, которые в значительной степени поддались давлению этой цивилизации. Но именно поэтому эта самодовлеющая цивилизация голого чистогана обречена, ибо она преграждает человеку путь к спасению, к реализации его духовных возможностей и, следовательно, к вечной жизни. Разумеется, и в наше время такой путь вполне возможен, но он необычайно затруднен мощным воздействием этой цивилизации [2].
А теперь перейдем к весьма конкретным причинам. Современный так называемый финансовый мировой кризис является, по существу, далеко идущим глобальным кризисом. Он сразу поставил под вопрос всю систему современного экономического и политического мироустройства. Потерпели крушение его основы, а именно: паразитический банковский капитализм и власть, а также глобализм, который на самом деле не что иное как форма диктата одной сверхдержавы. Иными словами, терпит крушение однополярный мир. Уже одно это может изменить политическое и социальное лицо мира.
Интересно, что такая ситуация предсказывалась аналитиками, но задолго до их анализа предсказывалась на основании альтернативных наук (астрологии, ясновидения и т. д.). Этот факт хорошо известен, и не только эти события были предсказаны.
Более того, оказывается, что параллельно будут усиливаться природные катаклизмы, частично вследствие деятельности человека. И всё это на фоне массовых беспорядков и весьма вероятных войн, может быть, с применением оружия тотального уничтожения. Не исключено.
Однако сами по себе эти явления не обязательно приведут к гибели современной цивилизации. Но вся совокупность их при одновременном осознании, что жить по старым правилам невозможно, несомненно, приведут к становлению новой цивилизации. Но это, разумеется, длительный процесс, фактически речь идет о начале нового цикла, ибо человеческая история движется циклически и не представляет собой однолинейную прямую.
Однако говорить о смене цивилизаций только на основании приведенных критериев не совсем обоснованно. Новые цивилизации возникают, естественно, только тогда, когда глубоко меняется сам человек и его сознание. Несомненно, перечисленные факторы ведут к такому изменению, но все-таки самой важной причиной глобального поворота в сознании людей явится целый ряд явлений космологического характера. Наш мир вступает в такую фазу своего существования, когда его закрытость от параллельных миров, от океана реальности так называемых нижних вод [3] раз и навсегда закончится. Иными словами, наступит более или менее естественное состояние мира, которое было до возникновения материалистической эпохи. Это означает, что возобновятся контакты с той реальностью, которая выходит за пределы физического мира, в том числе и с теми существами, которым свойственно там находиться [4]. Проникновение это, несомненно, нанесет смертельный удар не только по слабоумному и плоскому материализму, но по всей системе так называемого научного мировоззрения.
С другой стороны, такие проявления несут в себе очевидную опасность, но ее рассмотрение не входит в тему статьи. Такое естественное восстановление связи между физическим миром и некоторыми регионами «нижних вод» (или просто «тонких миров») вполне естественно, ибо «стены», разделяющие параллельные миры, вовсе не так уж непроницаемы, как кажутся сейчас. В действительности они никогда не были, да и не могут быть абсолютно «непроницаемыми». Это, кстати, доказывает и то, какие огромные средства тратятся, например, в США и не только на соответствующие исследования, разумеется, засекреченные, хотя информация об этих «оккультных» исследованиях не раз проникала в прессу. Исследования эти сопряжены, разумеется, с большим риском, ибо по ту сторону «стены» находятся не молекулы, а, например, разумные существа, чей особый разум и опыт может во многом превосходить человеческий, скажем, в плане познания мира, хотя и отнюдь не в смысле богопознания.
Что означает это восстановление естественного порядка? Возвращение к Средним векам, точнее, в великие древние миры? Конечно, нет. Просто на человека третьего тысячелетия со всеми его приобретенными способностями, падениями и данными ляжет еще груз восприятия несколько иной реальности. Это будет, видимо, сложный и медленный процесс. Но стартует он весьма скоро. К тому же сами «естественные науки» и высшие технологии в течение ближайших столетий претерпят огромные изменения. Но вполне вероятно, что от многих этих технологических достижений придется отказаться, поскольку некоторые из них будут носить разрушительный характер. К тому же вопрос энергоресурсов. Не обязательно будет возврат к уровню XIX века, но кое-что из всех этих игрушек, дающих комфорт, сохранится. Но главное, что в конечном итоге изменится направленность человеческого сознания и воли, и независимо от того, будут ли открыты новые виды энергии или нет, это уже не будет главной заботой рода людского. И некоторые из этих «забот» будут наверняка недоступны пониманию среднего человека нашего времени. Кроме того, чисто научное познание претерпит тоже огромные изменения. И, таким образом, предстоит некое сосуществование великих «тайных» наук и естественных, в некоторых своих аспектах приблизившихся к границе, за которой уже начинается не их сфера компетенции.
Надо, однако, отметить, что все эти процессы изменят сознание наиболее продвинутой части человечества. Особенно в начале этого процесса, ибо значительная часть людей (и эта тенденция отмечена еще в XX веке) находится в состоянии глубокого безразличия ко всему сложному или духовному. На Западе их называют «индифферентными». Им безразлично всё, что выходит за пределы их кухни. Это состояние тупости по отношению ко всему духовному и эдакого инфернального покоя, инерции может продолжаться и в течение ближайших столетий. Но изменения в сознании и ментальности коснутся как раз той части человечества, которая и будет творить новую цивилизацию и новую историю. Предпосылки таких изменений, как уже указывалось, существуют и сейчас.
Основу этой материалистической цивилизации составляют, с одной стороны, культ наживы и циничной власти денег, с другой стороны – некое «научное» обоснование в лице теории прогресса и эволюции. Дескать, всё развивается по одной прямой линии, от молекулы – к обезьяне, от обезьяны – к человеку, от человека – к бесконечному прогрессу. Но уже сейчас эволюционная теория, переход от одного вида к другому, в частности, от обезьяны к человеку подвергается сейчас серьезным сомнениям с чисто научной точки зрения. Снова утверждает себя известная теория Кювье о неизменности видов, о невозможности перехода из одного вида к другому. Впрочем, большевики в 20-е годы пытались это совершить, покупая дорогих «человекообразных» обезьян и пытаясь превратить их в человека.
Положение о неизменности видов наносит, конечно, непоправимый удар по эволюционной теории [5]. Любопытно к тому же, что определенные археологические открытия, сделанные в XX веке, тщательно скрываются или фальсифицируются, так как эти открытия разрушают бредовую гипотезу о «происхождении человека от обезьяны» и заодно эволюционную теорию. В 90-е годы на российском телевидении, насколько я слышал, какой-то ученый проговорился о некоторых таких открытиях, испуганно засекреченных в советское время. Впрочем, и сейчас о них ни слова. Тоталитарное «научное мировоззрение», догматическое и нетерпимое, защищается его адептами с яростью, схожей с яростью каких-нибудь средневековых католических фанатиков, искажающих саму суть религии. Наука же, основанная на фактах и проверенная опытом, может спокойно развиваться без всякой идеологизации.
Что касается теории неукоснительного прогресса в человеческой истории, то это уже сфера юмора. Практически уже давно надо признать правоту циклического движения истории, известного с древнейших времен. Китай, кстати, даже в период своего «коммунизма» всегда руководствовался именно этой теорией. Даже в материалистической космогонии, не учитывающей реальности ближайшего к нам тонкого мира, обнаруживается, что наша планета даже на грубо физическом уровне занимает некое особое положение в космосе, а не является некой рядовой планеткой наряду с другими бесчисленными планетками. То есть налицо опять приближение к древним космогониям…
Я не буду утомлять читателя такого рода деталями и перейду к ключевому моменту, а именно: какой может быть характеристика этой новой цивилизации, идущей на смену саморазрушающейся современной?
Во-первых, о сроках. Процесс несомненный, но окончательное формирование новой цивилизации, я думаю, произойдет где-то к середине нашего тысячелетия. Ведь речь идет все-таки о смене целого миропорядка, пусть только в нашем, физическом мире. Это вам не переход от капитализма к социализму или наоборот. Глобальная смена цивилизаций зависит не только от человеческого фактора, ибо в этот процесс вовлекаются и космогонические, и природные влияния. И, наконец, промысел Господень. А это главное.
Каковы же основные черты этой предполагаемой новой цивилизации?
О крушении материалистического мировоззрения мы уже говорили. Но в связи с этим произойдет важное изменение в отношении человека к смерти. Этот показатель является, по существу, одним из самых важных факторов, определяющих характер той или иной цивилизации. В современной цивилизации, сосредоточением которой, несомненно, является западный мир, это отношение, если рассматривать подавляющее влияние индифферентизма, атеизма и в особенности так называемого научного мировоззрения, носит совершенно карикатурный характер, ибо это отношение связано с представлением о смерти как об абсолютном конце существования человека, включая его индивидуальное сознание, которое по этому убеждению объявляется всего лишь результатом деятельности мозга. Более нелепого, примитивного и ошибочного представления невозможно себе представить. Это ниже, чем представления о смерти самых диких племен, которые с помощью магии имеют все-таки какие-то обрывочные сведения о существовании души после физической смерти тела. Останки религиозных представлений, всё еще продолжающих существовать в этой современной цивилизации, в большинстве случаев настолько опошлены, окарикатурены и политизированы, что их стыдно принимать за полноценную религиозную веру.
Понятно, что отношение к смерти в новой цивилизации, условно назовем ее «цивилизацией Водолея», будет другим. Оно, однако, определенно не будет определяться крайне негативным отношением ко всему мирскому, что было характерно, например, для Средневековья. Видимо, будет существовать баланс между стремлением к земной жизни и пониманием значения духовной жизни для послесмертного существования. Само отношение к смерти и послесмертному бытию будет определенно складываться из тех открытий об этом предмете, о которых мы говорили, и реагировании на это традиционных великих религий, значение которых, я надеюсь, возрастет. Возрастет и значение Знания (в высшем смысле этого слова), но опасности, о которых мы упомянули, тоже возрастут, ибо истинное знание может быть не понято или даже искажено.
Перейдем к другим характеристикам. Но прежде чем к ним перейти, надо сказать хотя бы несколько слов о ситуации на Востоке. В связи с тем, что там, особенно в исламском мире и в Индии, влияние традиционных религий и воззрений, духовных знаний, несоизмеримо значительней, чем в западном мире, переход к новой цивилизации, понятно, будет совершаться несколько иначе. О России мы скажем особо, завершая эту статью.
Итак, другим явственным отличием новой цивилизации от старой будет кардинальное изменение образования. Все материалистические представления, в том числе пресловутый и юморной «обезьяний проект», будут вышвырнуты из программ школьного и высшего образования. Вера в не менее юморное «всемогущество» и, главное, в непререкаемую полезность для человечества «естественных наук» упадет. С другой стороны, в программы обучения могут войти предметы, о существовании которых современный средний человек не имеет никакого понятия. Вообще адекватно «понять» человека второй половины нашего тысячелетия современному человеку будет затруднительно.
Теперь коснемся такой тонкой материи, как войны… Если взглянуть трезвыми глазами на историю так называемого мирового сообщества, то, пожалуй, если выбросить из нее культуру и нормальную традиционную религиозность, она благодаря практически не прекращающимся войнам походит прежде всего на историю людоедов. Когда-нибудь этому бесконечному самоуничтожению может быть положен конец. Я отнюдь не говорю о том, что наступит эдакое полное нравственное перерождение. Если убийство человека человеком тысячелетиями, вопреки нормам религии, считалось и считается нормальным явлением, то о возможности нравственного перерождения в падшем мире говорить можно, но с огромными оговорками. Мы не критикуем этот мир с позиций Царства Божьего. Гораздо более реалистично сказать, что этот процесс самоуничтожения и война рано или поздно станет абсолютно неприемлемым с точки зрения выживания рода человеческого. Просто станет невтерпеж. Но до этого момента придется еще долго ждать: агрессивность и желание господства слишком сильны в человеке.
Теперь об экономическом и социальном устройстве (и соответствующем воспитании). В связи с обвалом (постепенным или более стремительным) современной экономики хищнического капитализма и т. п., в связи с природными катаклизмами и нарушениями равновесия в природе рано или поздно будет создана совершенно новая экономическая система, которую мне, например, в одной из бесед определили как новое социальное хозяйство. Думаю, это адекватное название. Можно назвать и по-иному, например, социально-трудовая экономическая система. Суть, в любом случае, состоит, я считаю, в следующем: экономическая сдержанность. Иными словами, полубезумное истребление природных ресурсов ради культа патологического потребления и наживы будет, видимо, приостановлено. Ради собственного выживания человечество научится жить, с одной стороны, более скромно, с другой стороны, без слишком явного социально-экономического неравенства. Частная собственность, разумеется, сохранится (она практически всегда была, во все времена), но влияние капитала и денежного мешка на общество, воспитание людей и власть значительно уменьшится. Основой неизбежно будет труд, а не капитал. Это естественно. Чтобы что-то продать, надо это произвести, и продать лучше без лишних посредников. Экономическая сдержанность будет вытекать также из направления человеческого ума в сторону иных ценностей по сравнению с тупой и самоубийственной жаждой наживы любой ценой, что мы видим в современном мире. В соответствующем духе будет перестроено и воспитание людей, молодежи. Это отнюдь не будет рай, но наиболее патологические и беспредельно омерзительные черты современной цивилизации исчезнут [6].
Характер власти может измениться в том направлении, что в ней могут иметь большее влияние люди, обладающие определенными знаниями, связанными с изменениями в мире.
Моральные, нравственные ценности будут иметь большое значение, но отнюдь не абсолютное. Бессмысленный аморализм явно не будет иметь успеха в том плане, как он представлен в современном мире. Но ангельской чистоты, конечно, не дождемся.
Геополитическая картина мира кардинально изменится частично благодаря природным катаклизмам. Но об этом воздержимся говорить.
Остается сказать самое главное: о России. Пожалуй, это требует специальной статьи. Но все-таки в общих чертах.
Спасение России заключается не только в необходимой для нее военной и экономической мощи, демографическом благополучии и политической стабильности, но, по высшему счету, – в ее великой духовности. Эта великая духовность заключается как в духовном знании и свободе [7] (в высшем смысле этого слова), так и в ясном следовании православию, его духовным сокровищам, его высочайшему богословию. Тогда высшая сила, охраняющая ее на протяжении ее истории, по-прежнему и, может, еще более будет охранять ее. Тем более что она, Россия, будет, естественно, подвергаться всем опасностям, существующим в мире. Кстати, в Индии России предсказывают великое будущее именно потому, что она способна стать духовным центром нашей планеты [8].
Если обратиться совсем к текущему моменту, то надо отметить, что России, несмотря на все кризисы, необходимо выиграть время, чтобы окончательно стать на ноги – как великая держава, обеспечивающая свой народ всем необходимым для достойной жизни и защищающая его. Пройти между всеми подводными и явными препятствиями не так-то просто, но считаю выбранный курс единственно возможным и правильным. Нельзя сразу сделать невозможное. Но когда мы пройдем эти трудности, обрушенные на нас политикой 90-х годов и мировой системой заодно, можно будет, наконец, спокойно вздохнуть. Главное – сохранить спокойствие, стабильность и, по возможности, демографический рост. В результате предыдущих катастроф 90-х годов нас оказалось слишком мало, и это опасно. Если предстоят испытания, то в тяжелые минуты мы вспомним, как в такое время возрастает в нашем народе любовь к своей Родине и стремление сберечь себя и ее во имя всего лучшего, что хранится в нашей душе, в нашей великой истории и что ждет своего часа, своего воплощения. Но вполне возможно, что обойдется без особо критических ситуаций, а более повседневно и спокойно. Но в любом случае – отбросить навязанные из-за бугра негативные, нелепые представления о нашей стране. Весь этот мир лежит в угрозах и трудностях, не только мы. Но в каком бы мире мы ни жили, у нас есть главное – бытие, жизнь, которая дана нам даром, а быть – это означает благо, тем более что за пределом этой земной жизни простирается бесконечная жизнь, бессмертие, бытие как дар Божий. А зная, какую самоценность представляет собой Россия, нам надо дорожить своей жизнью вдвойне.
P.S. В этой новой цивилизации Россия вполне может занять важнейшее место. К тому же на уровне ближайших лет, если действительно в это время произойдут кардинальные геополитические изменения в мире, то Россия, например, может вступить в период реально дружественных отношений с США (и с Западом в целом), поскольку перед нами будет уже другая страна, возможно, наконец освободившаяся от русофобии, этой политической болезни Запада.
Но важно и другое. Россия несет в себе некую глубочайшую духовность, выходящую за рамки любой цивилизации. Я попробовал выразить эту духовность в книге «Россия Вечная». Эта духовность носит сверхцивилизационный характер. И именно то, что имеет такой характер, сохраняет страну на протяжении всех веков и всех цивилизаций. Мы видим это на примере Востока. Важно, чтобы Россия сохранила свою вечную, пока еще далеко не раскрытую полностью, но рожденную вместе с ней суть.
2009
[1] Здесь опять необходимо подчеркнуть, что нелепые материалистические представления XIX–XX веков о том, что все те многочисленные явления разного порядка, в том числе контакты человека с богами, являются плодами фантазии греков и т. д., чуть ли не явлением массовой галлюцинации (кто-то договорился и до такого), являются совершенно бредовыми, и их цель – отрезать человечество от всякого представления о той реальности, которая находится вне рамок физического мира. Древние греки наверняка были более психически нормальными людьми, чем современный человек, и отличить тучи и облака от живых существ, пусть и «сверхъестественного» порядка, они были в состоянии. Утверждать иное так же нелепо, как отрицать магическую практику, ибо, как писал Рене Генон, невозможно представить, чтобы человечество тысячелетиями, в разных концах земного шара, не связанных тогда друг с другом, занималось практикой, которая не приносила конкретных результатов. То же относится и к тайным наукам древности и т. д. Более мы к этим вопросам возвращаться не будем и не будем, разумеется, касаться, например, каким образом такое общение (между человеком и богами, т. е. между существами из разных, «параллельных» миров) оказалось возможным, ибо это относится к чисто специальным исследованиям.
[2] Западная цивилизация, не говоря о ее истинно христианском периоде, дала блестящие образцы духовных достижений, великие образцы в искусстве и т. п. Ясно, что, несмотря на все негации времени, человек не может быть поруган полностью. Но, несмотря на это, именно в последнее время, в конце XX и в начале XXI века западная цивилизация окончательно зашла в духовный тупик. Мы по-прежнему любим Запад Виктора Гюго и Флобера, но отнюдь не Запад завоевателей и хищников. И мы никогда не называли целую расу или народ «детьми Антихриста» (речь идет о германской расе).
[3] В отличие от «верхних вод». Этот термин в некоторых традиционных учениях, в частности у Рене Генона, употребляется для обозначения духовного Неба, непосредственно связанного с Богом.
[4] Естественно, что имеются в виду отнюдь не пресловутые «инопланетяне» – одна из фантазий современного человека.
[5] Физический мир, согласно духовной Традиции, имеет свое начало и принцип в тонком мире. Всё явлено оттуда, но первопричиной внезапного появления мира является Бог. В отношении же человека Бог является прямой причиной его появления, так как Бог непосредственно присутствует в человеке (обычно в скрытом виде и даже в падшем человечестве). Его присутствие в человеке в разных традициях обозначается по-разному («образ и подобие Божие», «Атман», «чистый дух», «чистое сознание» и т. д.).
[6] В предисловии к великой книге Рене Генона «Царство количества и знамения времени» (лондонское издание) сказано, что надо быть полным идиотом, пусть и проплаченным, если предполагать, как некоторые американские политологи, что такая цивилизация (на американский лад) означает вершину и конец человеческой истории (наподобие тому, как и в свое время коммунисты и даже фашисты вещали о своих «идеалах» как о конце истории).
[7] Слово «свобода» имеет здесь свой нормальный традиционный смысл – как свобода приближения к Богу. Есть и обычная человеческая свобода. Но есть и низшая свобода, свобода джунглей, свобода развязывания самых низших человеческих инстинктов. Именно такая «свобода» и практикуется в современной цивилизации. На самом деле это есть рабство, пленение в угоду смерти.
[8] Мое понимание духовной сущности России (и понимание моего ближайшего окружения) изложено в книгах «Россия Вечная» и «Русские походы в тонкий мир».