15 января 2025
USD 103.44 +0.73 EUR 106.25 +1.39
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Билет в Рио
Общество

Билет в Рио

Шансы россиян на положительное решение Cпортивного арбитражного суда, который должен вынести вердикт 19 июля, не слишком велики. А на успешное выступление в Рио-де-Жанейро рассчитывать не приходится при любом раскладе. Если посмотреть на прежние решения Спортивного арбитража, то он крайне редко вставал на сторону атлетов-нарушителей.

Наступившая неделя подведет черту под затянувшейся историей с участием российских легкоатлетов в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. 19 июля Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне рассмотрит иск россиян к международным спортивным властям и вынесет решение, которое, скорее всего, станет окончательным.

Напомним, что все началось в ноябре прошлого года, когда независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) решила, что спортивные власти РФ и, в частности, Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) недостаточно активно борются с допинговой проблемой. Вслед за этим Международная легкоатлетическая федерация (IAAF) на основании доклада WADA наложила на ВФЛА бессрочную дисквалификацию, нынешней весной подтвердила ее и тем самым отказала «чистым» от допинга российским спортсменам в праве на участие в Играх‑2016.

Международный олимпийский комитет засвидетельствовал правомочность решения IAAF. Однако сделал оговорку, что атлеты, никогда не имевшие проблем с антидопинговыми службами, вправе подать индивидуальные просьбы об участии в Олимпиаде. 69 россиян такие заявки подали, но IAAF удовлетворила только одну из них – прыгуньи Дарьи Клишиной, которая вот уже три года тренируется в США.

Понимая, что история будет развиваться именно так, и пытаясь максимально застраховаться от негативного решения международных спортивных структур, Олимпийский комитет России (ОКР) и сами легкоатлеты подали коллективный иск в CAS. Членам спортивного арбитража предстоит весьма нелегкий выбор.

Без вины виноватые

«Чистых» российских легкоатлетов вполне можно понять. Например, идущие в авангарде борьбы за справедливость двукратная олимпийская чемпионка в прыжках с шестом Елена Исинбаева и чемпион мира в барьерном беге Сергей Шубенков ни разу за карьеру не были замечены в нарушении антидопинговых правил. Так почему же, логично рассуждают законопослушные атлеты, они должны страдать из-за чужих грехов, пускай их и совершали соотечественники?

При этом даже в Олимпийской хартии говорится, что «несовместимой с принадлежностью к олимпийскому движению является любая форма дискриминации по отношению к стране или лицу по расовым, религиозным, политическим, половым или иным мотивам». Исинбаева и КО настаивают на том, что недопуск «чистых» спортсменов на Олимпиаду – это дискриминация в чистом виде как раз по «иным мотивам».

Ситуация с Клишиной только подлила масла в огонь: главным аргументом, по которому Дарье выписали пропуск на Игры в Бразилию, а остальным россиянам в нем отказали, стало банальное число проб на допинг, проведенных за последнее время. Клишина якобы сделала их на порядок больше других россиян. Почему это произошло, тоже совершенно ясно: наша прыгунья в длину, вытянувшая «счастливый билет в Рио», живет и тренируется в Соединенных Штатах, где система взятия проб отлажена и действует без сбоев. Но ведь другие российские спортсмены в силу дисквалификации ВФЛА не могли участвовать в международных соревнованиях, почти постоянно находились в России, где антидопингового центра на сегодняшний день нет, поскольку WADA лишила его аккредитации.

Получается замкнутый круг: возможно, другие россияне тоже хотели бы сдать необходимое число проб, но физически не имели такой возможности. Тем не менее именно этот факт был поставлен им в вину при рассмотрении заявок на участие в Олимпиаде. Исинбаевой, Шубенкову и другим спортсменам отказали из-за того, что они недостаточно часто в последние полгода проверялись антидопинговыми службами.

Фото: Александр Корольков⁄«Профиль»
©Фото: Александр Корольков⁄«Профиль»

CAS уполномочен заявить

Дело должны будут решить независимые судьи из CAS. Российские юристы, которые работают с чиновниками Спортивного арбитража, оптимистично смотрят на перспективы. В частности, глава правового управления Олимпийского комитета России Александра Бриллиантова в ряде интервью говорила, что россияне вправе рассчитывать на решение в свою пользу.

Во‑первых, некоторые весьма влиятельные руководители международного спортивного движения не разделяют принципа коллективной ответственности, когда за недобросовестных спортсменов отвечают все российские атлеты. Так, несмотря на жесткость ряда решений МОК, глава Международного олимпийского комитета Томас Бах не раз высказывался в том духе, что «чистым» атлетам следует предоставить право выступить на Олимпиаде.

Во‑вторых, в отношении самой IAAF, так сурово обошедшейся с нашими спортсменами, продолжается собственное расследование в деле о коррупции и сокрытии положительных допинг-проб. То есть получается, «чистых» россиян до сих пор судили представители не вполне «чистой» организации.

В‑третьих, CAS на днях подал положительный сигнал российским спорт-сменам, отложив до осени рассмотрение дела Марии Шараповой, которую за употребление мельдония Международная федерация тенниса (ITF) дисквалифицировала на два года. Теннисистка также обратилась в спортивный суд, надеясь смягчить наказание. И, скорее всего, она получит снижение срока дисквалификации, ведь, как намекнули представители CAS, юристам Шараповой удалось найти общий язык с представителями ITF, и стороны почти близки к компромиссу.

Скептики, однако, полагают, что шансы россиян на положительное решение CAS не слишком велики. А на успешное выступление в Рио-де-Жанейро рассчитывать не приходится при любом раскладе. Если посмотреть на прежние решения Спортивного арбитража, то он крайне редко вставал на сторону атлетов‑нарушителей. Следует иметь в виду и то, что правила и уложения, действующие в спортивных федерациях разного уровня, и положения юридических документов гражданского или уголовного права весьма разнятся: первым присущи эмоциональность и нечеткость формулировок, что дает возможность гораздо более широкой их трактовки. Даже положения Олимпийской хартии – это не закон в чистом виде, а некий набор пожеланий, которые, увы, необязательны к исполнению. И сформулировать отрицательный ответ по иску российских легкоатлетов – отнюдь не сложная задача для судей CAS.

Если же CAS возьмет сторону 68 «обиженных» россиян и даст разрешение на их поездку в Бразилию, стоит напомнить, что Олимпиада‑2016 стартует всего через две с половиной недели. Нашим атлетам банально не хватит времени, чтобы выйти на высокий спортивный уровень, справиться с нервами, особенностями бразильской акклиматизации и показать в Рио чемпионские результаты.

Фото: EPA⁄Vostock Photo
©Фото: EPA⁄Vostock Photo

WADA идет по следу

На решение СAS прямо или косвенно могут повлиять представления новой независимой комиссии WADA, которая расследует дело о якобы имевших место массовых злоупотреблениях с допинг-пробами на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи.

Данное расследование спровоцировали высказывания экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова в интервью газете The Newи немецкому телеканалу ARD. Он заявил, что по крайней мере 15 российских призеров Олимпиады были «накачаны» допингом, а всего в «поощряемой государственными и силовыми структурами программе», направленной на достижение наивысшего результата на сочинских Играх, были задействованы «десятки спортсменов по самым разным видам спорта».

Всемирное антидопинговое агентство учредило по следам выступлений Родченкова новый следственный орган, во главе которого – член первой независимой комиссии профессор Ричард Макларен и руководитель отдела WADA по расследованиям Мэтью Хольц, майор французской жандармерии и бывший агент Интерпола. Cвои выводы новая комиссия должна представить миру 18 июля. Эксперты сходятся во мнении, что они будут не самыми приятными для России и ее структуры управления спортом. Ноябрьские события-2015 показывают, что любой факт, минимально подходящий для формулировки обвинения, будет истолкован не в пользу российского спорта.

Правда, президент МОК Томас Бах на днях в очередной раз заявил, что «нельзя отказать бадминтонисту в праве выступить на летней Олимпиаде только потому, что двумя годами ранее имели место нарушения на Играх по зимним видам спорта». Но выводы комиссии WADA могут оказать негативное влияние на арбитров CAS при рассмотрении иска российских легкоатлетов.

Фото: Wikimedia.org
©Фото: Wikimedia.org

Бойкота не будет

Вполне возможен и сценарий, при котором ни выводами независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства, ни решением Спортивного арбитражного суда дело не ограничится. Если CAS примет решение не в пользу российской стороны, то ряд наиболее известных отечественных спортсменов, например, та же Елена Исинбаева, вправе будут продолжить тяжбу с международными спортивными структурами, но теперь уже в гражданских судах.

В разговоре с журналистами «Профиля» один из юристов ОКР сказал, что Исинбаева вполне может предъявить IAAF судебный иск из-за имиджевых и финансовых потерь, которые она понесла, не участвуя в международных соревнованиях. Ведь формально ее наказали за чужие нарушения. Если подсчитать убытки многократной чемпионки и рекордсменки мира от потерянных потенциальных спонсорских контрактов и недополученных призовых денег, то сумма финансовых претензий может оказаться весьма внушительной. Но это непростой, юридически весьма извилистый путь и, конечно, абсолютно невозможный для спортсменов не столь звездного статуса, как у Исинбаевой.

Между тем ряд российских политиков, готовых делать собственный пиар на допинговом скандале, уже заявили о необходимости снять с олимпийских стартов всю национальную сборную, объявив тем самым бойкот международным спортивным структурам.

Но, несмотря на громкие политические заявления, развитие ситуации по подобному сценарию маловероятно. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, «сейчас не время для каких-то эмоциональных реакций», добавив, что российские власти и спортивное руководство всегда осуждали бойкоты и не станут прибегать к столь радикальным мерам. При этом пресс-секретарь Владимира Путина отметил, что «российские спортсмены и те, кто защищает их интересы, будут задействовать все механизмы и идти до конца». Где этот «конец», в случае неблагоприятного вердикта Спортивного арбитражного суда мы узнаем уже на этой неделе.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".