Чего можно ждать от нового лидера правящей партии Германии?
На прошедшем в минувшие выходные съезде партии главой Христианско-демократического союза (ХДС) партии главой был выбран Армин Лашет. Кандидатуру 59-летнего премьер-министра федеральной земли Северный Рейн–Вестфалия поддержал 521 делегат из 991. Ему же благоволила и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Но сможет ли Лашет развить успех и стать главой не только партии, но и государства?
Неудавшаяся попытка
Аннегрет Крамп-Карренбауэр возглавляла ХДС чуть более двух лет и почти половину этого срока считалась «хромой уткой». В феврале прошлого года она заявила, что уходит с поста председателя партии, отказавшись вместе с тем и от претензий на пост канцлера. Причиной стал громкий скандал в Тюрингии, где местное отделение ХДС создало в ландтаге временный альянс с «Альтернативой для Германии», чтобы не допустить переизбрания «левого» премьер-министра Бодо Рамелова. По немецким меркам, любой союз с крайне правыми, даже ситуативный – нарушение одного из самых страшных политических табу.
Урегулировать ситуацию Крамп-Карренбауэр тогда не смогла, и на этом ее карьера преемницы Меркель закончилась. Впрочем, то, что нового канцлера из бывшей главы провинциального Саара не выйдет, было уже и так всем понятно. Крамп-Карренбауэр явно не хватало опыта и политического мастерства. Завоевать авторитет в партии ей так и не удалось, несмотря на все старания Меркель, продвигавшей свою протеже по карьерной лестнице в Берлине и даже, как говорят, водившей ее в обход всех правил на заседания правительства.
Виртуальный съезд
Выборы нового председателя ХДС должны были состояться еще в апреле, но из-за начавшейся пандемии их пришлось перенести на конец года. Когда стало ясно, что из-за «второй волны» съезд опять провести не удастся, голосование решили организовать, использовав дистанционный формат. За время пандемии в Германии уже проводились виртуальные партийные съезды. Но выборы – нет. Дело в том, что немецкие законы запрещают проводить голосование с использованием компьютеров. Ради того, чтобы выбрать себе наконец нового председателя, христианские демократы готовы были уже менять законодательство, но потом нашли более простое решение – сидя в своих квартирах и офисах, делегаты съезда проголосовали онлайн, а затем, чтобы подтвердить свой выбор, отправили по почте бумажные бюллетени с указанием имени кандидата, за которого отдали голоса.
Победителем в итоге стал Армин Лашет, сменивший Крамп-Карренбауэр не только в роли председателя ХДС, но и в качестве преемника Меркель. Из трех претендовавших на пост главы партии кандидатов именно Лашет, без сомнения, был фаворитом канцлера. Когда в своем выступлении на съезде она пожелала делегатам выбрать «правильную команду», все однозначно расценили эти слова как намек на Лашета и его «второй номер» Йенса Шпана – командой шли на выборы только они. Про покидающую пост Крамп-Карренбауэр Меркель почти ничего не сказала – будто ее и не было.
Между Сциллой и Харибдой
Центрист Лашет очевидно и дальше продолжит пользоваться благосклонностью Меркель, но вот унаследует ли он от нее еще и кресло канцлера – вопрос открытый. Для начала Лашет должен доказать свои лидерские качества, сплотив партию и добившись для нее в середине марта победы на земельных выборах в Баден-Вюртемберге.
Если он с этой задачей справится, то сможет претендовать на должность канцлера. Если нет – повторит судьбу Крамп-Карренбауэр. Политического опыта у главы Северного Рейна–Вестфалии, крупнейшей в Германии федеральной земли, безусловно, больше, чем у предшественницы, но и обстановка, в которой он принимает партию, значительно сложнее.
Еще не успев отпраздновать победу, Лашет столкнулся с первым серьезным вызовом. Проигравший второй раз подряд выборы председателя партии Фридрих Мерц выдвинул своему более удачливому сопернику ультиматум – потребовал для себя портфель министра экономики в действующем правительстве. Меркель сразу же умыла руки, заявив, что перетряхивать кабинет не намерена, и вопрос пришлось решать самому Лашету. И он, похоже, справился – через два дня Мерц от своего требования публично отказался. Но на этом борьба двух бывших кандидатов в председатели ХДС – победившего и проигравшего – вряд ли закончится.
Мерц – выдвиженец консервативного крыла партии, возмутитель спокойствия и своего рода «Трамп» христианских демократов. Миллионер, вернувшийся в политику после долгого периода в бизнесе и сходу заявивший свои претензии на власть. Выгодно отличаясь от профессиональных политиков, он быстро нашел свою аудиторию в ХДС. И также быстро снискал нелюбовь партийного истеблишмента. Сейчас Мерц уверен, что знает, кого винить в своих проигрышах – Меркель и ее соратников, включая Лашета. В прошлый раз он почти смирился с поражением, но теперь, похоже, настроен серьезней.
А значит, Лашету, которому совершенно ни к чему раскол в партии, придется идти на уступки – и Мерцу, и его сторонникам из консервативного крыла. И одним лишь удовлетворением личных амбиций Мерца здесь не отделаться. После многих лет альянса с СДПГ и проведения центристской политики значительная часть христианских демократов желает «возвращения к корням» и «правого разворота». Результат Мерца, который оба раза проиграл выборы председателя партии с минимальным отставанием от победителя – наглядное тому свидетельство.
Новому лидеру ХДС предстоит пройти между Сциллой и Харибдой. Чтобы заручиться поддержкой консерваторов, он неизбежно должен будет сместить партийный курс вправо. Но сделать это надо так, чтобы не отпугнуть центристов, не растерять поддержку электората и сохранить возможность союза с «Зелеными» после выборов в бундестаг (не исключено, что для ХДС/ХСС это будет единственный подходящий партнер по коалиции).
Благодушный горец
За действиями Лашета в ближайшие пару месяцев будет внимательно наблюдать глава ХСС Маркус Зёдер. Баварский премьер-министр – второй вероятный кандидат на пост канцлера от двух «братских» партий, а если судить по последним соцопросам, то и первый. В рейтингах возможных сменщиков Меркель он лидирует с большим отрывом, пользуясь популярностью и у избирателей ХДС/ХСС, и у населения страны в целом.
Своих претензий на канцлерское кресло Зёдер пока не заявлял, но и ни разу не говорил, что не станет за него бороться. На все вопросы журналистов о своих политических планах баварец отвечает уклончиво, при этом неизменно подчеркивая, что определяться с кандидатом на должность канцлера надо не раньше апреля, когда будут окончательно ясны результаты и последствия выборов в Баден-Вюртемберге.
Торопиться Зёдеру некуда. По сложившейся традиции, при выборе кандидата на роль канцлера от ХДС/ХСС преимуществом обладает представитель христианских демократов. Так что Зёдер, несмотря на его рейтинги, все равно второй номер, а первый – Лашет. В такой ситуации баварскому премьеру есть смысл подождать – не споткнется ли на чем-нибудь его конкурент, и уже после этого вступать в борьбу, имея гораздо больше шансов на победу. А пока глава ХСС с благодушной улыбкой уверяет, что рассчитывает на плодотворное сотрудничество с Лашетом и надеется, что им вдвоем удастся найти «совместное и разумное» решение «предстоящих вопросов».
Коронавирусная неопределенность
В Москве после избрания Лашета многие вздохнули с облегчением. Новый председатель ХДС считается сторонником хороших отношений с Россией, и он уж точно более предпочтителен в роли канцлера, чем воинствующий атлантист Рёттген, и понятней, чем никак не проявивший себя в практической политике Мерц. Впрочем, и Зёдер, с российской точки зрения, не самая плохая кандидатура – трепетно заботящиеся о своей экономике баварцы всегда старались находить общий язык с Москвой, иногда даже в обход Берлина. К тому же глава ХСС лично знаком с российским президентом и встречался с ним в Кремле не далее как прошлой зимой.
Но, как известно, заняв ответственную должность, политики часто меняют свою позицию, иногда на прямо противоположную. Одно дело выражать личное мнение, другое – говорить от лица руководящей партии или целой страны, у которой не только чисто парламентская форма правления со всеми ее специфическими особенностями, но и еще множество близких партнеров, от мнения которых нельзя просто отмахнуться.
Впрочем, не факт, что кресло канцлера после Меркель достанется Лашету, Зёдеру или еще кому-то из стана христианских демократов и социалистов. Сейчас ХДС/ХСС выглядят безусловным лидером предвыборной гонки, но еще недавно их почти обгоняли в партийных рейтингах «Зеленые». Укрепить свои позиции правящему блоку удалось благодаря успешной борьбе с эпидемией коронавируса. Однако новых политических очков на этой теме уже не заработаешь, а впереди маячит социально-экономический кризис, который вполне способен перерасти в политический и полностью изменить предвыборную ситуацию.
Немецкое общество, весной прошлого года почти единодушно поддержавшее коронавирусную политику правительства, начинает уставать от бесконечных продлений жесткого локдауна, а вместе с этой усталостью будет крепнуть и недовольство властями. Пока еще приносящий хорошие дивиденды имидж борца с пандемией к моменту выборов может стать тяжким грузом, который многих потянет на дно. В этом случае вопрос о том, кто же станет новым канцлером – Лашет или Зёдер, – вообще утратит актуальность, поскольку гораздо больше шансов занять кресло главы государства получат лидеры «Зеленых» или даже СДПГ.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".