Что представляют собой религии и письменности индийских племен
Человек, заинтересовавшийся индийскими племенами и решивший ознакомиться с официальными документами, сразу же наткнется на три загадочные аббревиатуры – SC, ST и OBC. SC – это Scheduled castes, «зарегистрированные касты»; ST (Scheduled Tribes), соответственно, «зарегистрированные племена», а OBC (Other Backward Classes) – «прочие отсталые классы». И если о первой и третьей категориях так или иначе слышали все, поскольку к ним относится значительная доля индийского населения, то о племенах мало кто из иностранцев слышал, и еще меньше людей с ними сталкивались.
Индийская конституция закрепляет за представителями ST и SC, как за самыми обездоленными группами населения, право на ряд льгот. Самые известные из них – квоты, позволяющие получить места в вузах, на госпредприятиях и госслужбе. С точки зрения мейнстримного индуизма, ST и SC не принадлежат ни к одной из четырех варн (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры), а потому имеют ритуально низкий, «нечистый» статус и нередко подвергаются дискриминации, несмотря на юридически закрепленное равноправие.
Членов племен иногда называют адиваси («изначальные обитатели», «аборигены», то есть те, кто жил в Индии до прихода туда индо-арийских племен), но в разговорной речи обычно употребляют слово tribes – то есть просто «племена». Самым близким аналогом в отечественных реалиях, пожалуй, будет «коренные малочисленные народы», правда, учитывая размер индийского населения, малочисленность тут относительная. Например, племя санталов – это 7 миллионов человек. А всего адиваси в Индии чуть более 100 миллионов, принадлежащих примерно к 700 племенам. По индийским меркам – совсем немного, меньше 9% населения.
Ученые и чиновники, пытавшиеся определить, относится ли то или иное индийское сообщество к племенам, сталкивались с многочисленными трудностями и наконец пришли пусть к размытому, но единому определению. Племенем считается сообщество, относительно независимое экономически и культурно, сохраняющее традиционный образ жизни, в религиозном и общекультурном плане сильно отличающееся от большей части населения Индии. Таким образом, к племенам относятся и анимисты-гонды, о которых писал Киплинг, и буддийские народы Гималаев, и христиане Нагаленда, и мусульмане-гуджары в Джамму, и многие сообщества, определяющие себя как индуисты. Племена говорят на языках всех пяти представленных в Индии семей: на индо-арийских, дравидийских, тибето-бирманских, на андаманских (исконное население Андаманских островов) и австроазийских (родственные по языку народам Юго-Восточной Азии никобарцы, мунда и кхаси). Есть еще загадочные сентинельцы, о языке которых наука не знает ничего, поскольку они избегают контакта с внешним миром и осыпают градом стрел всякого, кто попытается приблизиться к месту их обитания. Автор этой статьи в своих экспедициях больше всего общался с племенами, говорящими на языках мунда, о них главным образом и пойдет речь.
Кто такие мунда?
Языки мунда принадлежат к австроазиатской семье и родственны тем языкам, на которых говорят во Вьетнаме и в Камбодже. Мунда – самая западная ветвь этой семьи. Как именно они оказались в Индии – непонятно, на этот счет существует несколько гипотез. В любом случае около 3,5 тысячи лет назад их предки появились на восточном побережье Индостана, в современной Одише, и принесли с собой знания о том, как культивировать рис. После того как в 261 году до н.э. царь Ашока, правивший империей Маурьев, разгромил страну Калингу, на территории которой жили мунда, им пришлось бежать с побережья вглубь континента. Сейчас западные мунда живут в Махараштре, северные – на границе штатов Одиша, Джаркханд, Западная Бенгалия и Чхаттисгарх, а южные – в горах на границе штатов Одиша, Чхаттисгарх и Андхра-Прадеш.
Кроме культивации риса, мунда принесли с собой культ Джаганнатха, прочно вошедший в европейскую культуру в виде знаменитой «колесницы Джаггернаута» (истово верующие почитали за благо гибель под колесами этой колесницы, перевозившей статую бога, – благодаря этому в английский слово juggernaut вошло со значением всесокрушающая, безжалостная сила). В России полюбоваться на дружелюбно улыбающегося Джаганнатха можно на вывесках одноименной сети вегетарианских ресторанов. В Одише Джаганнатха почитают как воплощение бога Кришны. Обычно Кришну изображают как прекрасного юношу с дудочкой в руке и павлиньим пером в волосах, но сам Джаганнатх не похож не только на человека, но и на привычных общеиндуистских божеств тоже. Легенда гласит, что Джаганнатх первоначально был божеством лесного племени шабаров, которые почитали его в глубокой тайне в лесу. И только брахман Видьяпати, женившись на дочери вождя шабаров, благодаря хитрости смог обнаружить и забрать Джаганнатха у «нечистого» племени, чтобы построить его первый храм в Пури.
Напряжение между религиозными общинами в Индии растет, но эмигрировать мусульмане не хотят
И внешность Джаганнатха, и легенда, и многие особенности его культа выдают его явное племенное происхождение – скорее всего, он связан с мифологией сора, одного из южных народов мунда, наследников легендарных шабаров. Традиционные верования сора, как и у большей части других мунда, анимистические, у них принят шаманизм, культ предков и духов (сонум), а собственно боги (китунг) если и существуют в этой картине мира, то большой роли не играют. Мифы и легенды сора имеют много общего с Юго-Восточной Азией и даже с Японией. Но сейчас среди сора приверженцев древних культов осталось немного, они давно и прочно христианизированы и исповедуют католицизм или баптизм. Причина очевидна: с точки зрения индуистов, племена обладают очень низким ритуальным статусом, и их членам нет никакого резона отказываться от анимизма в пользу индуизма, где они сразу же оказываются в самом низу социальной лестницы. Лучше уж эгалитарные религии – такие, как христианство.
Индуистов, особенно радикальных, исповедующих идеологию хиндутвы («индусскости», национализма, основанного на индуистской религиозной самоидентификации), эта логика очень беспокоит. Многочисленные индуистские организации, и в первую очередь «Вишва хинду паришад» (Всемирный индуистский совет), считают, что индуизм – изначальная религия всего человечества, а анимизм – лишь небольшое отклонение, тот же индуизм, только слегка испорченный необразованными и не имеющими ученых брахманов племенами. Поэтому радикальные индуисты делают все, чтобы вернуть сора и прочие племена к религии предков, а баптистов-сора обвиняют в неуважении к памяти предков и низкопоклонстве перед чуждой Индии западной идеологией. Христиане-сора в долгу не остаются, вспоминая легенду о похищенном Джаганнатхе: мол, брахманы уже похитили у нас нашего бога, мы нашли другого, и уж его-то мы никому не отдадим.
Но самые экзотические религиозные течения у мунда связаны с письменностями.
Письменности сора
Письменностей в Индии великое множество, хоть и несколько меньше, чем языков и племен. Наличие собственной, ни на что другое не похожей графической основы заметно поднимает статус языка в общественном сознании. При этом большая часть письменностей родственны и происходят от письма брахми, использовавшегося в III веке до н.э. Но его современные потомки мало похожи друг на друга.
У крупных языков с официальным статусом письменность только одна, а для языка сора используются сразу несколько. Во-первых, когда дети учатся читать и писать в младших классах школы, им часто предлагают читать сказки на родном языке, поскольку официального языка штата они могут не знать. Но графика, в которой записаны сказки в школьных книгах для чтения, всегда та же, что и официальная графика языка штата. Поэтому школьники сора в деревнях штата Одиша читают сказки на языке сора в письменности ория, а в деревнях штата Андхра-Прадеш – в письменности телугу. А когда те же школьники идут в баптистскую церковь, они читают там Библию на сора, записанную латиницей. И, конечно, у языка сора есть собственная письменность, но пользуется ей лишь одна религиозная община.
В 1936 году сора по имени Мангей Гоманго, ратовавший за создание собственной письменности племени, получил эту письменность, согласно легенде, чудесным образом – в виде откровения свыше. Джаганнатх, некогда покинувший сора ради индуистских брахманов, вернулся в образе Акшара Брахмы – божества-письменности и завещал отныне почитать его в этом облике. Так появился культ алфавитопоклонников, почитающих новую письменность сора как высшее божество. Письменность и в самом деле довольно симпатичная, но христиане-сора, составляющие в племени большинство, ею пользоваться опасаются – оно и понятно, с такой-то историей появления. Религия алфавитопоклонников представляет собой своеобразный сплав традиционного анимизма с индуизмом, а отдельные буквы письменности связаны с почитаемыми в традиции сора духами.
Сантальское письмо
Триумф "простых людей": как меняется индийская политическая система
Сора – не единственные и даже не первые мунда, разработавшие собственную письменность. Первыми стали санталы. Санталы – самое крупное и статусное племя мунда. Наиболее известная его представительница – Драупади Мурму, нынешний президент Индии. У санталов, как и у других мунда, сосуществуют различные религиозные традиции, в том числе и христианская, но наиболее популярно религиозное течение сарна, «почитателей природы». Это еще один пример синтеза традиций народов мунда и индуизма, в котором есть и собственная традиция сантальской письменности, разработанной в 1925 году Рагхунатхом Мурму, тоже не без помощи высших сил.
Вот как об этом рассказывает его полулегендарное жизнеописание: «Рагхунатх Мурму (1905–1982), сантал, родился в Маюрбандже в деревне Дахардих. Когда он учился в школе, ему было сложно понимать ория, но его отец Нандалал уговорил его продолжать учебу. Из школьного курса истории Рагхунатх Мурму узнал, что арийцы были цивилизованными, а неарийцы – нет и что современные племена мунда происходят от неарийцев. Он спросил учителя: «Если мы происходим от неарийцев, это значит, что мы нецивилизованные?» «Да, – сказал учитель, – вы нецивилизованные». Это так потрясло Рагхунатха, что он захотел сделать что-то для своего народа. С этого дня он начал работать над сантальской письменностью. Его поддерживал и помогал советами дядя по матери, Сауна Мурму. Кроме того, ему помогали бог Биду и богиня Чандан: они приходили к нему во сне и вдохновляли его труд».
Язык хо и наскальное брахми
Религия сарна распространена не только у санталов, но и среди других северных мунда, например, у племени хо. Один из хо, Лако Бодра, также предложил собственную письменность для языка хо в 1950-е. При этом он не акцентировал внимание на своем авторстве – по преданию, это древнейшая письменность Индостана и использовалась еще в городах протоиндской цивилизации четыре тысячи лет назад. Так как протоиндская цивилизация – гордость населения Индостана, то у каждого народа Индии есть хоть одна псевдонаучная теория, доказывающая, что именно он происходит от древнейшей цивилизации Южной Азии.
Как возникли и что представляют собой индийские общины в разных странах мира
Хо – не исключение. Любой индолог, который взглянет на письменность Лако Бодры, скажет, что с протоиндской письменностью она не имеет ничего общего, зато большая часть знаков довольно точно совпадают с наскальным брахми – несколько менее древней (и менее статусной) письменностью, от которой произошло большинство письменностей Южной Азии. Брахми использовалась в Индии, конечно, не для языков мунда, а для индоарийских языков, древней родни современных хинди, непальского и бенгальского. Но то, что в середине ХХ века Лако Бодра изучил наскальное брахми и разработал для языка хо письменность именно на этой основе, вызывает уважение.
Для всех этих письменностей созданы компьютерные шрифты, издаются книги и газеты, хотя официального статуса пока добился только язык сантали с его графикой, разработанной Рагхунатхом Мурму. В случае сора, вероятно, больше всего шансов у латиницы, прочно связанной с баптистской общиной, но сомнительно, что письменность западного происхождения в Индии согласятся признать в качестве официальной.
Индийские племена – живая и развивающаяся часть индийского общества со своими обычаями, традициями, языками и культами. Эксперты, увлеченные изучением экономики, политики и безопасности, вспоминают о них редко – до тех пор, пока племена не выходят из тени джунглей, напоминая о своем существовании.
Автор – научный сотрудник Института востоковедения РАН
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".