30 июля 2024
USD 85.57 +0.16 EUR 93.26 +0.09
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Корабли за облаками: удивительные истории флота на озере Титикака
Зарубежье Перу флот Южная Америка

Корабли за облаками: удивительные истории флота на озере Титикака

Корабельный век, как правило, короток. Часто он ограничен всего 30–40 годами. После этого в большинстве случаев корпуса отправляют на «иголки» – режут части, превращая в ценное сырье для металлургической промышленности. Самые заслуженные суда-«ветераны» становятся на вечный прикол, превращаясь в музеи. Но есть примеры, когда небольшие корабли, построенные на рубеже парусного и парового флотов, выслужив все мыслимые и немыслимые сроки, остаются в строю, продолжая перевозить пассажиров и грузы, как и полторы сотни лет назад.

Теплоход «Явари»

©фото автора Алескандр Митрофанов

К таким долгожителям относятся перуанские суда «Явари» и «Пуно». Оба приписаны к порту Пуно, расположенному на берегу Титикаки – самого высокогорного судоходного озера в мире. Оно находится в Андах на границе Перу и Боливии. Высота над уровнем моря – 3820 метров. Максимальная глубина – 304 метра, площадь – 8,3 тыс. кв. км. Здешние края по праву считаются колыбелью многих цивилизаций, например, инков.

Истоки парового судоходства на озере восходят к 1855 году, когда на его просторах появилась парусно-паровая шхуна «Аврора дель Титикака». Ее построили в Нью-Йорке и в разобранном виде доставили в перуанский тихоокеанский порт Ислай, а затем по горным тропам – в Пуно, где и собрали. Увы, в 1876 году шхуна погибла на прибрежных скалах.

Следующим шагом в развитии судоходства на Титикаке стал заказ в Англии двух железных 140-тонных канонерских лодок, вооруженных двумя поворотными орудиями. В 1861 году стороны подписали контракт, который по ряду причин отличался от стандартных документов. Поскольку железную дорогу к Титикаке на тот момент еще не проложили, то суда предполагалось доставить на озеро в разобранном виде на спинах мулов. В связи с этим в контракте было особо оговорено, что максимальный вес каждой детали не может быть более 200 кг.

Оба судна были построены в Англии. Ходовые испытания прошли на Темзе. Затем канонерки разобрали для последующей транспортировки к месту службы. В июне 1862 года британский пароход «Майола» с двумя, как бы сейчас сказали, машинокомплектами на борту – 2766 деталей общим весом 210 тонн, плюс два коленвала паровых машин, вышел из Лондона.

15 октября пароход прибыл в перуанский порт Арика, откуда детали канонерских лодок, за исключением пушек, железной дорогой отправили в Такну. Отсюда начался наиболее сложный участок пути. На спинах носильщиков и мулов предстояло перенести спецгруз в Пуно. От точки «А» до точки «Б» почти 350 километров пути, в том числе по безводной пустыне Атакама, по горным тропам через перевалы Анд, лежащим на высоте до 4850 метров, и высокогорному Альтиплано. Операцию планировали завершить за шесть месяцев.

Африканские страсти Первой мировой: сражения за озеро Танганьика

За это время британские инженеры должны были построить на Титикаке слип (устройство для управляемого подъема и спуска судов на судовозных тележках), мастерскую и причал для дальнейшего базирования канонерок. Однако в планы вмешались внешние факторы: стихия (землетрясение), политика (война с Испанией), социальная нестабильность в самом Перу.

Контракт с фирмой, занятой транспортировкой, давно закончился, а ящики с комплектующими оставались разбросанными чуть ли не по всему маршруту – от Такну до Пуно. Их понемногу, когда появлялась оказия, доставляли к месту назначения. К началу 1869 года в Пуно накопилось достаточно комплектующих, что позволило приступить к сборке судов. 25 декабря 1870 года «Явари» спустили на воду. 2 мая 1873 года в строй вступило «Япура».

Суда были оснащены двухцилиндровыми паровыми машинами мощностью 60 лошадиных сил. Топливом для паровых котлов служил сухой навоз лам. По проекту «Явари» и «Япура» имели и парусное вооружение – дань времени. При плавании под парусами гребной винт следовало поднимать на палубу с целью снижения сопротивления движению.

Многие годы в составе перуанского ВМФ безоружные канонерские лодки использовались как обычные транспортные суда – осуществляли грузовые и пассажирские перевозки на Титикаке. К 1890 году в Перу разразился кризис, расстроивший государственные финансы. Не от хорошей жизни правительство передало суда одной из британских компаний – в счет погашения долгов.

В 1972 году корабли, за сто лет ставшие настоящими легендами Титикаки, национализировали. Новый владелец – государственная железнодорожная компания. Однако четыре года спустя бывшие канонерки опять «призвали» на военную службу. В том же году «Япуру» переименовали в «Пуно». Командование перуанского ВМФ на него положило глаз, поскольку посчитало, что это судно находится в лучшем техническом состоянии. В 1993 году «Пуно» переоборудовали в госпитальное судно. Между тем его близнец «Явари» стоял фактически брошенный у одного из причалов порта Пуно.

Так продолжалось до 1982 года, пока Мэриел Ларке, праправнучка знаменитого английского кораблестроителя Альфреда Ярроу, неожиданно не проявила интерес к «Явари». Она предположила, что это судно могло быть построено фирмой прадеда. И хотя ошибка вскоре выяснилась, раритет Титикаки не оставил Мэриел Ларке равнодушной. Она решила спасти памятник техники викторианских времен.

Корпус судна обследовали и нашли его в отличном состоянии. От ржавчины металл уберегли пресная вода озера и сухой воздух высокогорья. Для восстановления «Явари» были созданы общества Yavarí Project и La Asociacíon Yavarí. В 1987 году они выкупили судно у ВМФ. В 1990-х годах на деньги спонсоров и руками волонтеров, главным образом из Перу и Британии, началась реставрация.

Восстановленная рубка «Явари»

Алескандр Митрофанов

Стояла задача вернуть судну первоначальный облик и превратить его не просто в музей, а в пассажирский теплоход. Причем восстановленное судно должно было полностью соответствовать всем международным конвенциям и требованиям Береговой охраны Перу.

Больше всего проблем вызвал ремонт главного двигателя. Время, к сожалению, не пощадило коленчатый вал длиною 6 метров и подшипники. Они были сильно изношены. Казалось, что восстановить старинные механизмы уже физически невозможно. Однако в итоге энтузиастам удалось успешно преодолеть все трудности и ввести судовой двигатель в строй. При этом на «Явари» установили немало оригинальных частей и механизмов. Так, якорный шпиль, штурвал и машинный телеграф перуанский военный флот передал в бесплатную аренду.

9 декабря 1999 года судно после стольких лет простоя снова вышло в озеро – на ходовые испытания. Таким образом «Явари» официально был признан старейшим теплоходом, находящимся в строю. Затем, впервые за более чем 40 лет, судно подняли на слип, чтобы отремонтировать корпус, винт и руль. Для этого предварительно пришлось восстановить сам слип, построенный почти полтора века назад, и старинную лебедку.

К 2015 году реновация «Явари» в общем и целом была завершена. Старинное судно в настоящее время используется в качестве музея и плавучей гостиницы. На борту есть четыре каюты в стиле 60-х годов XIX века. Индустрию гостеприимства планируется развивать и дальше. Владельцы намерены вернуть надстройке образ конца XIX века и оборудовать в ней каюты для 40 пассажиров и 10 членов экипажа. Еще 12 двухместных кают можно разместить вместо грузового трюма.

Однако, даже превращенный в музей и гостиницу, «Явари» до сих пор сохраняет способность выходить в самостоятельное плавание. Время от времени уникальное судно с туристами на борту совершает однодневные круизы по озеру Титикака.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль